В Новосибирске строят четвертый мост - платный. Уже в середине мая можно будет увидеть, как работы идут в пойме реки Обь – строители начнут закладывать фундамент под опоры моста. Одновременно с этим ночами будут перекрывать Ипподромскую улицу, чтобы демонтировать старые пролетные строения. Специалисты регионального минстроя уверены: с новым мостом надо поторопиться, иначе Коммунальный придет в аварийное состояние, и его уже придется не ремонтировать, а полностью реконструировать.
Четвертый платный мост будет строиться по концессионному соглашению. Концедентом выступает региональный минтранс, уполномоченной организацией по осуществлению прав и обязанностей концедента – ГКУ НСО «Мост». Концессионер – Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская концессионная компания» (ООО «СКК»).
Как рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Ставицкий, строительство объекта соответствует генеральному плану развития Новосибирска, в котором предусмотрено семь мостов.
«Сегодня мы можем говорить, что работы по строительству четвертого моста уже начались. Современные технологии строительства и выбранный тип моста (вантовый) позволят сохранить как сложную систему коммуникаций на месте опор моста, так и парк «Городское начало». Кроме того, учитывается комфорт граждан, проживающих рядом с местом строительства. Для защиты жителей от шума в рамках реализации проекта выполняется замена окон (шумозащитные окна) в школах, домах и квартирах местных жителей. Работы ведутся с участием областного бюджета», – объяснил Сергей Ставицкий.
Нулевой этап, а именно предоставление земельных участков, выполняет ГКУ НСО «Мост». Начальник «Моста» Юрий Алексеевский сообщил, что в настоящее время концессионеру передано 87% от необходимых под стройку участков, в том числе площадь Будагова, Южная площадь, площади Труда и Энергетиков.
«Это позволило разбить участки и получать разрешения на строительство поэтапно. Сейчас разрешение получено на Зыряновский путепровод (там ведутся работы по демонтажу пролетных строений); с 3 по 14 мая развернутся работы на Ипподромской магистрали по демонтажу пролетных строений (она будет перекрываться полностью с 23.00 до пяти утра). Следующее разрешение – на полтора километра работ в реке Обь, этот водный объект находится в пользовании у концессионера», – рассказал Юрий Алексеевский.
Сколько стоит четвертый мост?
Общая сметная стоимость строительства всего мостового перехода составляет порядка 37 миллиардов рублей. Из них 26 миллиардов – это федеральные средства, восемь миллиардов – это средства концессионера, и оставшаяся часть – около четырех миллиардов – это региональный бюджет.
Как добавил заместитель генерального директора Сибирской концессионной компании Евгений Фирсов, порядка 5,2 миллиардов рублей будет израсходовано на сооружение мостового перехода непосредственно в русле реки.
«На данный момент освоено 3,1 миллиарда рублей. ГКУ НСО «Мост» израсходовал на вынос инженерных коммуникаций и изъятие земельных участков 1,3 миллиарда. И 1,8 миллиарда израсходовал концессионер», – привел расчеты Юрий Алексеевский.
Что на данный момент сделано и как выглядит стройка?
Неподалеку от пляжа «Наутилус» развернулся строительный склад. Там хранятся конструкции для будущего четвертого моста. На строительной площадке моста также практически смонтирован бетонный завод, подведено временное электроснабжение к трансформаторной подстанции, осуществляется доставка техники (краны, буровое оборудование), началась отсыпка временной дороги от Стартовой до стройплощадки вдоль железнодорожного пути и отсыпка площадок для сооружения опор на суше с левого берега.
«Уже порядочное количество конструкций завезено, здесь на складе находится порядка 7400 тонн металлоконструкций. Это для эстакады основного хода и для руслового пролетного строения», – объяснил заместитель генерального директора Сибирской концессионной компании Евгений Фирсов.
Также в 2020 году начнется работа над путепроводом по улице Зыряновской и строительство тоннеля под Транссибом.
Работы уже начались на обоих берегах Оби. «На сегодняшний день мы ведем подготовку в правобережье пойменной части мостового перехода в опорах 1-6. Также ведем на левом берегу подготовку территории строительства коммуникаций», – добавил Евгений Фирсов.
На месте бетонной площадки возведут бытовки, общежитие для строителей. «Омский мостовик» и «Сибмост» вместе гарантируют создание порядка 700 рабочих мест.
Ищут собственников гаражей, чтобы отдать деньги
Как рассказал начальник ГКУ НСО «Мост» Юрий Алексеевский, основная проблема, с которой столкнулись при подготовке к строительству четвертого моста, стало равнодушное отношение новосибирцев к своей собственности.
«Если вы посмотрите, на схеме коричневым выделены некоторые участки. Был приказ об изъятии этих земель, но чтобы мы изъяли что-то, нужно оформить собственность. А люди просто живут, пока жареный петух не клюнет, и только потом начинают оформлять документы. В том числе есть четыре участка – там порядка 340 гаражей. И мы должны их все выкупить. Но некоторые гаражи брошенные, мы не можем найти собственника. Вот такие сложности», – рассказал Юрий Алексеевский.
Точка невозврата пройдена
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Ставицкий напомнил, что мост будет платный: «Изначально концессионное соглашение заключено для его реализации и дальнейшей эксплуатации в течение 20 лет на платной основе. Ограничения по проезду в данном случае никакого не предусмотрено, тарификация уже будет предусмотрена на момент его ввода. Будет строиться пункт взимания оплаты, на котором непосредственно можно будет оплатить и проехать по мостовому сооружению».
Это вызывает большое неудовольствие новосибирцев, которое ощущают на себе мостостроители.
«Если сравнивать Бугринский и этот мост, то там настроение у людей было более благоприятным. Потому что, ну честное слово, все помогали. Здесь негатив какой-то идет, вы сами это все знаете, «строить – не строить». Хочу сказать, что этот мост обязательно нужен! Вы поймите, жители города, что если мы сделаем развязки на площади Труда и площади Энергетиков – это будет очень хорошо для города. Притом это федеральные деньги, мы больше федеральных денег нигде не увидим, поверьте!» – эмоционально высказался начальник «Моста» Юрий Алексеевский.
Отказаться от строительства тем более уже нельзя, добавляет заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Ставицкий. «На данном этапе это практически невозможно. У региона очень много обязательств в связи с заключенными соглашениями, если остановить стройку на текущий момент – это грозит очень большими последствиями. Это будут как штрафные санкции, так и возврат федеральных денег. Плюс федеральное управление автомобильных дорог выставит штрафы нам за возвращенное финансирование, такой же суммой. То есть, если они перечислили два миллиарда, то мы им будем должны вернуть и еще столько же заплатить штраф. Точка невозврата пройдена давно».