В тяжелейшую ситуацию попали малые средние предприниматели – их десятки тысяч, а вместе с теми, кого они обеспечивают работой – сотни тысяч. Они остались без работы, естественно, без денег, их долги растут. Сибкрай.ru собрал в сети живые свидетельства людей, которые до последнего времени обеспечивали себя сами и давали работу другим, не прося помощи у государства.
Индивидуальный предприниматель Вадим первый удар по своему бизнесу получил, когда рухнул рубль. «Мало того, что часть комплектующих выросла в цене, так как покупается за доллары, так еще и субподрядчики ушли в вынужденный отпуск», - жалуется Вадим. Он производит аппараты для гидропескоструйной очистки и мягкого бластинга: «Спрос рухнул как на сами аппараты, так и на услуги с их использованием», - поясняет Вадим.
Роман Пасечник. Фото с личной страницы «ВКонтакте»
Владелец парикмахерской Роман Пасечник, узнав о продлении режима самоизоляции до конца апреля, по его словам, был в шоке: «У меня парикмахерская, закрыл. Все работники сидят по домам. По информации коллег, все салоны-парикмахерские закрылись. Ладно, неделю пережить, но месяц! Все в шоке!».
К предложенным мерам поддержки малых предпринимателей Роман относится с большим скепсисом: «Снижение налогов и аренды не решит проблем предприятий. Мы не работаем, нам просто нечем платить ни налоги, ни аренду, ни коммунальные платежи. Зарплату с чего платить??? Будут массовые банкротства...».
Елена Никипелова. Фото с личной страницы «ВКонтакте»
У Елены Никипеловой такая же история. Ее ИП изготавливает полимерпесчаную плитку из вторичного пластика. «Производства встало полностью. Сезон так и не открыли», - утверждает Елена и делает вывод: «Да, ребята, полный аншлаг, чувствую все пойдёт с молотка...... Малому бизнесу кранты. Поддержку не ждите, все это профанация».
У Тимофея Бунеева небольшой семейный мебельный бизнес. По его словам, уже семь лет он с женой работают «на себя», освободив государство от забот по обеспечению его семьи, в которой, кстати, трое детей. Сейчас все остановилось. «Обратились в центр занятости только по маткапиталу, и чтобы я как кормилец стоял на учёте... Теперь наши продажи упали вообще и жить становится с каждым днём всё хуже... Безысходное положение в моей голове на данный момент!!!» - признается Тимофей.
Тимофей Бунеев. Фото с личной страницы «ВКонтакте»
Николай Романов описывает ситуацию на предприятии – в небольшой газовой котельной: «Так как организация маленькая и резервных средств нет, мы можем остаться без зарплаты, потому что её тупо нечем платить. И раньше неплательщиков было много, а сейчас совсем – людям нечем платить за тепло и воду».
Тяжелая ситуация прямым образом отражается не только на владельцах небольших предприятий, но и на тех, кому они дают работу. Наталья Тарасенко сообщила, что не получила зарплату за предыдущий месяц – она работает в общепите, который закрыт совсем. «Предприятие закрылось, но в отпуска нас не отправили, просто выходные, а нет смен - нет зарплаты. Трудоустройство официальное. Вот и сидим все без денег и без работы» - не скрывает тревоги за дальнейшее Наталья.
Историю своей знакомой рассказала Ирина Фонова – та зарегистрировала ИП и начала заниматься обучением танцам. Понятно, что сейчас закрылись школы и все площадки, где знакомая прежде занималась с желающими научиться танцевать. Ирина говорит о тяжелом психологическом состоянии своей знакомой: «Два дня пила, вчера её положили в психушку».
Елена Ковкова. Фото с личной страницы «ВКонтакте»
У Елены Ковковой ситуация не лучше: «Я вышла с декрета. На стажировку. Отработала чуть больше недели, и закрылось всё на карантин. Естественно, ни денег, ни накоплений нет». Елена еще даже не успела официально устроиться на работу, но не секрет, что очень многие работают без официального трудоустройства – малый бизнес таким образом пытается освободиться от непосильного налогового бремени – иначе он не выживет. Жертвой этой ситуации стала Ксения Инкина, у которой на руках остались трое детей. «Работала неофициально, всех вежливо попросили...Ищу работу, но сейчас даже на улицу страшно выходить, оштрафуют. Трое детей, как быть... Сейчас, в связи с эпидемией, работу не найти, одним словом осталась без средств», - задается вопросом Ксения.
Ксения Инкина. Фото с личной страницы «ВКонтакте»
Многие предприниматели считают, что их бизнес уже не удастся возродить, сейчас идет вопрос о выживании. Сын Натальи Есипенко только что потерял работу, на учет в центр занятости встать не может. «С 23 марта до 28 успел пройти 2 собеседования, и страна накрылась медным тазом. Теперь ни работу найти не может, ни на биржу встать. Что делать? Жить на что?», - волнуется Наталья. Оказалось, что центр занятости закрыт и посетителей не принимает. «Дозвонились до какого-то клерка, она сказала 6 апреля приходить, но сегодня продлили до 30 карантин. Через Госуслуги пытались подать заявление, как везде объявляют, пришло письмо, что данная услуга для нашего региона недоступна. Вот и всё! Живи, как знаешь…», - рассказала Наталья.
Наталья Есипенко. Фото с личной страницы «ВКонтакте»
Подобных историй множество. Для Новосибирска, где практически нет крупных предприятий, а структуру экономики составляют малые и средние предприятия, их массовое банкротство грозит нищетой и тяжелейшими социальными последствиями. Ведь оказалось, что российская экономика настолько слаба, а человек настолько беззащитен, что хватило всего лишь недели самоизоляции для того, чтобы представить это так наглядно.