28 января отметили скорбную дату в новосибирской еврейской общине. Иногда её представителей опрометчиво пытаются даже поздравить с освобождением Освенцима (Аушвица). Потом осекаются.…Ровно 75 лет прошло с тех пор, как узники лагеря смерти получили свободу. Своя страшная история есть почти у каждой еврейской семьи. И связана она с той самой «пятой графой». Сибкрай.ru узнал, как выживали жертвы Холокоста и почему они всё-таки «победили»?
На встречу в честь Дня памяти жертв Холокоста Лев Давидович принёс письмо, которое его бабушка и отец писали в Белоруссию в 1945 году, пытаясь выяснить судьбу родственников - семьи Лапидус. Уже позже удалось узнать, что евреев расстреляли ещё в 1941 году в Могилёвской губернии и участие в этом принимали не только немцы, но и белорусы.
«Немцы руководили, а белорусские полицейские расстреливали, – мне так написали из сельсовета, - теребит в руках бумагу Лев Исаевич. - Зло должно быть наказуемым! Такого больше не должно повториться. Чтобы они не думали, что им всё пройдёт. В любом случае правосудие достанет. Для нас День памяти жертв Холокоста - святая дата, что зло такое произошло...»
Некоторые родственники Льва Давидовича уехала жить в Германию, но только не он – отец сказал: «Не вздумай! В любой момент можно ждать чего угодно…» В еврейских семьях этот страх теперь передаётся из поколения в поколение. Ведь из тех десятков миллионов людей, кто пережил Холокост и побывал в лагере смерти Аушвиц, в живых осталось чуть больше пяти процентов.
«Страшно думать, что всё это могло быть с нами, с нашими детьми, - со слезами рассказывает представитель новосибирской религиозной еврейской общины Александр Шпикельман. - Я знаю одну женщину, у которой сто внуков и внучек, и когда её спрашивают: «Как ты прошла Холокост и как выжила?», она говорит: «Когда пришла Советская армия – всех опрашивали. Я сказала, что мне 17, но офицер не расслышал и написал 70». Вот так они выглядели – как 70-летние, сейчас ей 80. Когда она разговаривает о Холокосте – она говорит: «Посмотрите, где они и где мы. У меня 100 внуков и внучек – я победила!»
Каждый из гостей вечера благодарен Советской армии за освобождение от Холокоста. Впрочем, День памяти жертв лагеря смерти собрал не только представителей еврейской национальности: фильм о жизни в Аушвице с интересом посмотрели и представители других религиозных конфессий: в одном зрительском ряду место нашлось и протоиерею православной церкви, и буддисту из Бурятии, и настоятелю армянско-апостольской церкви в Новосибирске.
«Любой геноцид – он направлен не на одну нацию. Это общая трагедия. Мы, армяне, хорошо понимаем, что такое геноцид, так как наш народ тоже подвергся ему со стороны Османской империи. Гитлер в конце 30-х годов, когда его однопартийцы возмутились, что будут ужасные последствия от Холокоста, спросил: «Кто помнит армянский геноцид?»… Мы его помним, - говорит настоятель армянской апостольской церкви Пресвятой Богородицы отец Григорий. Это ужасные преступления против всего человечества. Отрицается в одном месте, повторяется – в другом. Поэтому нужно почаще делать такого рода мероприятия: вечера памяти. С другой стороны – это День солидарности. Есть сведения о ростовских армянах, которые спасали сотни еврейских детей во время геноцида. Это беда - общечеловеческая. Такие мероприятия показывают, что в нас живёт человеческая сущность».
Ни отец Григорий, ни представители еврейской религиозной общины понять не могут, почему на Западе сейчас пытаются замалчивать о тех зверствах, которые происходили в лагерях смерти фашистской Германии. Попытку фальсификации истории те, чьи бабушки и дедушки прошли это испытание, они называют «подлостью». В вечер памяти жертв лагерей смерти не разделяли ни Освенцим, ни блокадный Ленинград.
«Нельзя оправдывать, нельзя прощать, потому что невозможно по-человечески понять. К таким явлениям относится Холокост. Есть такое слово – расчеловечивание. Именно этот процесс происходил в это время. Этот прецедент показывает нам ту ветвь эволюции, куда мы можем идти, - отметил в своем выступлении заместитель министра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов. - Попытка запустить механизм переоценки, замолчать такие страшные страницы истории, как Холокост, блокаду Ленинграда, как все ужасы фашизма – это вызов, угроза человечеству. Даже в 21 веке мы регулярно встаём на эту развилку. Встанет ли человечество со своим техническим прогрессом на путь гуманизма? Или мы будем превращаться в киборгов и биороботов, у которых будут те же самые цели и задачи, которые ставили некоторые политики в предыдущем времени. Никогда нельзя забывать о том, куда мы идём».
Миллионы жертв Холокоста собравшиеся на вечер памяти почтили минутой молчания. Была также прочитана молитва на иврите. Если кто-то в зале не понял слов, то понял главный смысл.
В еврейской религиозной общине постарались воссоздать жизнь тех, кто прошёл лагерь смерти Аушвиц. На старых карточках фотовыставки можно было увидеть и лица женщин, которые постарели на 50 лет буквально за несколько дней, и ясный взгляд голодных детей.
Возможно, кому-то из них удалось спастись и до прихода Советских войск, освободивших Освенцим 27 января 1945 года. Как это и произошло с легендарным новосибирским профессором «дядей Сеней Кижнером», которого мать в трёхлетнем возрасте сбросила в канализацию, и он дождался освободителей. А 11 сентября 2001 года «дядя Сеня», как его называют в новосибирской еврейской общине, ещё и выжил в страшном теракте в Америке.
«Бог знает: кого нужно забрать, кого оставить в живых. Мы не понимаем, чем он руководствуется. Но если Богу нужно, чтобы человек остался для примера, для прославления его имени, для воспоминаний о Холокосте – он остался», - поделился простой житейской мудростью представитель новосибирской религиозной еврейской общины Александр Шпикельман.