Люди с онкологией испытывают ежедневно множество стрессов: их покой подрывает пугающий диагноз, а еще больше нервы расшатывает посещение врача. Недавно поликлиника №22 на Затулинском жилмассиве прославилась в худшем смысле этого слова: пациенты вынуждены штурмовать регистратуру с шести утра, но получают они все равно один талон в день. На какие ухищрения только не приходилось идти пациентам, чтобы добиться медицинского обслуживания! Сибкрай.ru собрал самые будоражащие истории из жизни онкобольных.
«У меня так отец умер»
24 декабря свидетелем очередного штурма затулинской поликлиники стал новосибирец Алексей Бакулин. Он пришел в поликлинику №22 к восьми утра по своим делам и застал там душераздирающую картину: 15 бабушек и дедушек претендовали на один талон к онкологу. Без скандала не обошлось.
«Все фойе перед регистратурой было забито людьми, но это еще было полбеды, работало три окна, очередь двигалась, медленно, но все же двигалась. Но больше всего меня поразила ситуация с очередью за талонами к онкологу. Там стояло человек 15. Судя по их крикам, люди стояли там с полседьмого утра. Для них открылось отдельное окно и в итоге дали всего один талон. Там был страшный скандал, как я понял, подобная же ситуация была в предыдущий день», – вспоминает новосибирец.
Чтобы усмирить «беснующуюся толпу», по громкой связи начали повторять: «Уважаемые пациенты, кто стоит в очереди за талонами к онкологу! Ожидайте дежурного администратора или главного администратора».
Но, по словам Бакулина, к пациентам вышел рядовой регистратор, он выдал первому в очереди один единственный талон и больше ничем не смог помочь страждущим.
По наблюдениям очевидца, в регистратуру стояли люди от сорока лет и старше. «Ладно, молодые, может, кто на машине приехал, так он в машине это время сидел. А вот бабушкам, дедушкам было очень тяжело, прямо видно», – рассказал сибиряк.
Немного помолчав, он добавил: «У меня так отец умер».
Отец Алексея умер в прошлом году в больнице. Но попал он туда слишком поздно, болезнь дошла до необратимой стадии. По словам сына, много времени они потеряли в очередях. Врач назначал анализы, пенсионер шел их сдавать, когда они приходили, нужно было дожидаться очереди к онкологу, за это время анализы становились неактуальными, и нужно было начинать все сначала.
«По закону, я прочитал, время ожидания онколога сейчас снизилось с пяти дней до трех, насколько мне известно. Но на самом деле все это, конечно, профанация. Потому что такого нет. Ожидали мы онколога по 2-3 недели на самом деле. А там при таких заболеваниях день идет за три, потому что прогрессируют такие заболевания очень быстро. Помощь была оказана несвоевременно. На днях я наблюдал таких же точно людей, которых пока еще можно спасти, а по факту-то – нет, потому что они реально не могут попасть к врачу», – подытожил Алексей Бакулин.
Как терапевт отправила старушку в «космос»
Мама Татьяны Ивановой наблюдается в городской клинической поликлинике №2. Сама Татьяна оттуда перевелась, потому что устала от хамства в регистратуре, невозможности записаться через портал госуслуг и постоянных очередей. Но ее мать-пенсионерка примеру дочери не последовала: больницы и врачей она вообще не жалует, и лишний раз старается там не появляться.
«Но тут она стала падать в обмороки, и я заставила ее пойти к врачу. Записали ее, через две недели она попала к онкологу, и он обнаружил у нее рак почки. Назначили ей операцию, перед которой направили пройти всех врачей. В том числе надо было, чтобы терапевт дала ей свое заключение. И вот у нее завтра операция, она пришла к терапевту и говорит: «У меня с сердцем очень плохо». Терапевт ответила: «Нет, вам в космос лететь можно, у вас здоровое сердце». И все, дает разрешение на операцию, хоть сейчас можешь идти, забирать направление в горбольницу. Мама выходит, теряет сознание и… умирает. Полная блокада сердца!» – невесело рассмеялась Татьяна.
Маму все-таки реанимировали. Она запретила дочери поднимать скандал, но сама добилась того, чтобы ее принимал лично заведующий поликлиникой.
«Это было прошлой зимой. Весной ей поставили кардиостимулятор. Она так и живет с этой опухолью. Ее хирурги не хотят оперировать с кардиостимулятором, никто не хочет ответственность такую брать. Потому что говорят: «Или так доживайте, или умрете на операционном столе», – поделилась Татьяна.
«Это как лотерея, как дозвониться на радио!»
Ольга Морева наблюдается в поликлинике №20 на Ленина, 13. Она узнала о своем диагнозе, когда сдала анализы платно. «Я обратилась к заведующему, потому что напрямую к онкологу не было никого шанса попасть. Я просто пошла в кабинет к заведующему, показала анализы. Он понял, что там действительно онкология. Он тогда уже лично позвонил к онкологу, и таким образом я попала к нему», – вспоминает пациентка.
Онколог посмотрела результаты анализов и заключила, что операция нужна срочно, но вот дилемма: бесплатную операцию в горбольнице больная может не дождаться. Тогда Ольга Морева решила вновь прибегнуть к услугам платной медицины, пока еще есть время. Она оплатила саму операцию и химиотерапию.
С тех пор прошло полгода, в декабре жизненно необходимо было проверить, не вернулись ли метастазы. Денег на новый этап обследований у пациентки уже не было, поэтому ее путь вновь лежал в поликлинику. В регистратуре ее предварительно отправили к терапевту, который выдал сибирячке направление к онкологу. Она пошла в регистратуру и услышала: «Мы не можем вас поставить в план, потому что онколог не дала талоны».
«И так продолжалось несколько дней в ноябре, эти талоны все время мне не доставались. Тогда они мне предложили такой вариант: ровно в семь часов утра звонить в регистратуру. И я весь ноябрь звонила в семь утра. Но естественно, одновременно звонит огромное количество людей, попасть туда – это как в лотерею выиграть или дозвониться на радио», – рассказала Ольга Морева.
Тогда у нее созрел еще один план, она решила прийти к семи утра в регистратуру сама и… позвонить. «Там, естественно, стоит огромная очередь. И я думаю, там все эти талоны, сколько их будет, уже будут разобраны. То есть никак не попасть. Но они мне сказали, что нужно именно звонить. И я звоню. То есть я стою перед ними, физически мое туловище стоит и звонит. И они трубку не берут, понимаете? И я эмоционально, конечно же, в голос кричу: «Это я совершаю телефонный звонок, возьмите, пожалуйста, трубку». Ну, ситуация, конечно, скандальная получается. Мне говорят: «Вы сумасшедшая? Вы и пришли, и звоните?». Ну а как, если мне сказали звонить, а трубку не берут», – со смехом рассказывает курьезный случай Ольга.
После скандала ей все-таки дали талон, и через неделю она, счастливая, попала к своему онкологу, чтобы услышать: «А вы зачем пришли? У вас срок еще не подошел. Я вас сама вызову в декабре. Вам будет достаточно двух недель».
До 24 декабря сибирячка взирала на свой телефон с надеждой, но долгожданного звонка так и не поступило. «То есть меня обвинили в регистратуре в скандальности. Онколог меня обвинила, что я пришла просто так без ее личного звонка. Как я за шесть дней пройду все, что мне нужно пройти, я не понимаю. Я думаю, что завтра пойду снова в регистратуру, и, наверно, буду там уже петарду взрывать».
Так же она раскрыла секрет, почему онкологические больные никогда не сдают биохимию в поликлинике по месту жительства: «Когда мы проходим химию, должны предоставлять биохимический анализ крови каждый 21 день. Но он годен в течение 5-7 дней, а делается в поликлиниках за 10 суток. Поэтому бесплатно это вообще невозможно сдать. Только платно».
Дружите с врачами
Руководитель клуба поддержки сибиряков с онкологией «Хорошие люди» Юлия Черная знает об этой проблеме не понаслышке, она сама все это прошла. Теперь она помогает другим людям с онкологией преодолеть все эти многочисленные преграды на пути к здоровью и бесплатной медицине: «Я своих девчонок из чата приучила к такой вещи: вы, пожалуйста, дружите со своими онкологами. Обменивайтесь телефонами, списывайтесь, созванивайтесь и решайте эти вопросы. Но будьте готовы к тому, что если пройдете внеочередной, вас облают, хотя доктор и сказал подойти к конкретному времени».
Сибкрай.ru обратился к министру здравоохранения Новосибирской области с просьбой прокомментировать каждую из озвученных героями публикации ситуаций.