Низкие рейтинги парламентских партий вынуждают их искать разные способы для того, чтобы сохранить свое представительство в органах власти. На этом фоне в Новосибирске не утихают разговоры об отмене выборов в представительные и законодательные органы власти по партийным спискам. Аргументы против этой инициативы сформулировала член федерального совета партии «Яблоко», преподаватель кафедры экологической безопасности и управления природопользованием НГУЭУ Наталья Чубыкина.
Депутаты, избранные от округа, решают проблемы конкретной территории. Они завязаны на конкретных избирателях, представляют их интересы и решают локальные задачи. Действовать по всему городу они не могут - это будет восприниматься как посягательство на «чужую» территорию. Да и зачем заходить, если избрание на следующих выборах зависит от избирателей твоего округа.
Депутаты же, избранные по партийным спискам, отвечают сразу за весь город и способны видеть и решать системные проблемы всей агломерации, а не только конкретного жилмассива. Это важнейшее связующее политическое звено между территориями. Без него город раздроблен на 40, а теперь предполагается и на 50 частей, как на феодальные княжества. И тогда депутатский корпус действительно становится не властью, а подручным на хозяйстве. Расхожее мнение городских депутатов: «Мы не представители власти, а просто представители территорий, и представляем интересы своих жителей».
А Новосибирску нужно сейчас решать именно системные проблемы. Вопросы пробок, вопросы безопасности дорожного движения, организации работы муниципальных органов, образования касаются всего города. Решение задач общественного транспорта тоже не может быть узко «окружным».
У города нет стиля, он застроен хаотично и бездумно, отсюда - унылые городские пейзажи и некомфортную жизнь, это тупик для развития туризма. Вывоз снега, пыль - в конечном итоге мы видим проблемы во всех этих сферах, это системные проблемы, и чтобы их решать, нужны эти самые связующие люди, избранные по партийным спискам.
Мне возразят: представители территорий договорятся. Увы, нет. Ещё раз: представители округов решают в первую очередь, именно проблемы своих округов. И поэтому нужны люди, которые способны системно видеть, осмысливать и решать проблемы всего Новосибирска, а не только его частей. Если эти депутаты будут в парламенте - они и будут связующим звеном между окружными депутатам. Во всяком случае, у них таких возможностей больше.
Тогда мне могут возразить: ну есть же мэрия, которая решает проблемы всего города. Но мэрия - власть исполнительная. Она должна исполнять то, что ей напринимают законодатели и представители. И если среди законодателей и представителей получается крен в сторону решения исключительно локальных задач, если в городе нет депутатов, которые поднимают системные вопросы развития города, такие как, например, внедрение программ «Ноль отходов» или «Ноль смертей на дорогах», то эти системные вопросы и не будут решаться. А жителям нужно, чтобы эти вопросы были решены, чтобы эти программы были приняты. И нужно, чтобы депутаты были более независимы от исполнительной власти, были действительно ветвью власти.
Не будем делать вид, что мы не замечаем: сейчас большинство депутатов в горсовете – застройщики. Принимаемое решение по отмене партсписков только усилит роль застройщиков в городе. А это значит, уменьшится и без того слабый контроль за очень часто некачественным строительством и застройкой. С точки зрения и жителей, и самого города в целом – депутаты, избранные по партийным спискам, не являющиеся застройщиками, и выдвинутые не застройщиками, – могут стать связующим звеном для депутатов-территориальщиков. Это в интересах и жителей округов, и всего города, чтобы был баланс.
А что с точки зрения результатов выборов? При системе одномандатных (чисто мажоритарных) выборов голоса большинства людей теряются, так как победитель получает все, в результате большое число людей лишается представительства во власти. Например, прошедший по округу кандидат набирает 30% голосов, получает мандат, а остальные 70% избирателей остаются без представительства.
Или ситуация, когда кандидаты от партии X получили, например, 15% или даже 5% в каждом округе. Они не выиграли ни один округ, но в городе живёт 5-15% людей, которые хотели бы видеть депутатов от этой политической силы. И получается, что отменой партийных списков вы говорите этим людям: ваше мнение не важно. Вы проиграли, поэтому у вас нет ни одного человека, который представлял бы ваши взгляды в политике. Но это не игры! Это общая жизнь и чем меньше в ней будет неуважения к людям, тем меньше – снижения доверия к власти. Это потенциально кризисная ситуация и нельзя своими действиями её создавать.
И еще. Партия, выставляющая кандидатов по партийным спискам, не прячет свое лицо. Она готова и должна нести ответственность, и несет ее, если действия от имени партии привели к удручающим результатам и потере популярности. Но нечестно по отношению к избирателям, к жителям, провалив все на свете, получив все черные шары, идти якобы независимым депутатом без лица и истории.
Поэтому я против отмены партийных списков. Новосибирску нужна стабильная электоральная система, а не изменения по ситуации перед каждыми выборами. Новосибирску нужны депутаты, избранные от всего города, которые думают и решают проблемы всего города. Новосибирску для нормального развития города нужна альтернатива фракции застройщиков в городском парламенте. А депутаты, избранные по спискам партий, особенно тех партий, что не стали доминирующими за счет административного ресурса, – это одна из форм такой альтернативы. Это одно из условий стабильности и развития, уважения между властью и отдельным человеком. Это то, что сейчас нужно Новосибирску.