Труды новосибирских ученых попали в американский учебник

Труды новосибирских ученых попали в американский учебник
Общество / 03 июля 2019 / 16:25

Исследование новосибирских нейробиологов и генетиков, посвященное проблеме совершения жестоких преступлений в нашем обществе, заняли в американском учебнике достойное место наравне с трудами Чарльза Дарвина, Томаса Куна, Томаса Гоббса и других известных ученых и философов мира.


Опубликованное ранее открытие новосибирских нейробиологов и генетиков было включено в очередное, десятое издание классического американского учебника по криминалистике для студентов «Criminology: Explaining Crime and its Context». Как сообщает пресс-служба НГУ, за последние два десятка лет это единственный полностью выполненный в России научный труд, который был включен в выдержавший множество изданий зарубежный криминологический учебник такого уровня. Исследование новосибирских ученых, которое посвящено проблеме совершения жестоких преступлений в нашем обществе, цитируется в учебнике наравне с трудами Чарльза Дарвина, Томаса Куна, Томаса Гоббса и других известнейших ученых и философов мира.


Само исследование было выполнено в Новосибирском государственном университете, Институте цитологии и генетики и других институтах СО РАН, а статья новосибирских ученых была опубликована в ведущем международном криминологическом журнале «Journal of Criminal Justice» в 2015 году.


«Эта работа является ярким примером междисциплинарного исследования, которое было бы невозможно выполнить без каждой из отраслей наук, задействованных в нем, — криминалистики, психологии и психиатрии, молекулярной нейробиологии, медицинской генетики, а также методов современной прикладной статистики, − отметил ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук. − А сам факт включения результатов в американский учебник такого уровня подтверждает признание международным сообществом и ведущими зарубежными специалистами Новосибирска как научного центра мирового уровня и в области генетики, и в области современной математики».


Один из соавторов статьи Петр Меньшанов, нейробиолог кафедры физиологии НГУ, считает, что на Западе, в связи с активным развитием генетики в последнее время стала избыточно популярной гипотеза о том, что подавляющее большинство преступлений тесно сопряжено с генами, ответственными за развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности.


«Мы лишь продемонстрировали, что многие жестокие и тщательно спланированные преступления, приведшие к убийству, никак не связаны с данным синдромом. У таких «хладнокровных» злоумышленников не наблюдается импульсивной агрессии, и растут они у социально благополучных родителей. В то же время у этих преступников хорошо развита «холодная», спланированная агрессивность, наличие которой тесно сопряжено с некоторыми малоактивными формами рецептора дофамина DRD4 (Мутации в этом гене связывают с различными изменениями в поведении, например, с дисфункцией вегетативной нервной системы, синдромом дефицита внимания / гиперактивности и т.д. − прим. ред.) у таких лиц. Поэтому нельзя просто взять данные медицинской карты или генетического анализа, посмотреть наличие у человека гиперактивности или определенных аллелей генов и сказать – виновен! Обвинять на основании генотипа категорически нельзя», − объяснил Петр Меньшаков.


Ученый также отметил, что гены лишь создают исходную почву, на которой формируется личность. А вот как эта личность сформируется, какими мотивами, какими стремлениями эта личность будет обладать − в первую очередь определяет окружающая среда. И только сбалансированный подход между обучением базовым знаниям, применением новых цифровых методов педагогики и классическим школьным воспитанием может сформировать полноценного, критически мыслящего человека, который будет выбирать недеструктивные, полезные и для самого индивида, и для общества пути реализации собственных желаний. Именно поэтому текущий подход сбалансированного сочетания обучения и воспитания, который выбрало и планомерно внедряет в школы Министерство просвещения, абсолютно корректен.


«По возможности поведение детей необходимо исправлять не таблетками, которые лишь на время корректируют работу рецепторов, а немедикаментозным путем – через тренировку внимательности, памяти, воспитание и развитие самоконтроля. Будущие исследования покажут, насколько популярные на Западе таблеточные методы коррекции гиперактивности влияют на развитие креативности и гибкости мышления», − заключил новосибирский ученый.


Отметим, что ранее подобного успеха добился другой российский ученый, лауреат премии президента России в области науки и инноваций для молодых ученых Иван Оселедец, чьи результаты также вошли в классический зарубежный учебник по математике.



comments powered by HyperComments


Новости СМИ2