Лента новостей

Все новости

Популярное

Как фейки манипулируют нашим сознанием

 

Как фейки манипулируют нашим сознанием

Недавний закон, вводящий наказание за распространение фейковых новостей, расколол россиян на две части. Одни считают, что новая порция репрессий сделает наше информационное пространство чище, другие же убеждены, что этот запрет лишь раззадорит создателей фейков. О природе явления и его возможной опасности для общества рассуждает кандидат психологических наук Наталия Красовская. 

– Фейк – это новейшее изобретение цивилизации или человечество ранее уже сталкивалось с этим феноменом?

– Нет ничего нового под солнцем, как сказано в Ветхом завете. Английский термин fake (подделка, обман, ложь) в русском языке больше соответствовал бы значениям «слухи» или «сплетни». Помните у Высоцкого? «Словно мухи тут и там ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам». Явление распространения недостоверной информации было присуще человеческому обществу еще с незапамятных времен. Некоторые ученые считают даже, что оно возникло в процессе эволюции, когда homo sapiens предчувствовал опасность и предупреждал соплеменников о ней. Если угадал – племя благодарно тебе, если же тревога оказалась ложной – ничего страшного. Люди всегда были склонны делиться самыми странными слухами и легендами, но в эпоху незрелых средств коммуникации проблема не была столь ощутимой. Сегодня фейковые новости заполонили медиапространство и стали значимым фактором в распространении тех или иных мнений, зачастую деструктивных. Поэтому государство пытается бороться с фейками, а ученые, еще недавно считавшие недостойным изучение механизма слухов, всерьез взялись за изучение вопроса с научной точки зрения.

– Как всякое явление, фейковая информация имеет собственный генезис и свои тенденции развития. Чем характеризуются современные фейки?

– Главная опасность заключается в том, что фейки способны мимикрировать: стилистически они похожи на обычные новости, но отличаются от них полной или частичной недостоверностью, обладают признаками сенсационности, а еще они эксплуатируют инстинкты и человеческую сферу бессознательного. Всякая фейковая новость восполняет нехватку важной либо шокирующей информации, которой индивидуум хочет поделиться с окружающими и таким путем поднять собственный статус. В этих условиях точная передача фактов утрачивает свою подлинную ценность, появляется множество версий одних и тех же событий, а сама категория достоверности оказывается под сомнением. Таким образом, с развитием интернета человечество все больше вступает в эпоху постправды – состояния общества, в котором реальные факты имеют меньшую ценность, чем вызываемые ими эмоции и реакции. А эмоции, представляющие собой фактор непрямого социального давления, весьма заразительны, и это очень опасно.

– Чем же опасно создание параллельной фейковой реальности?

– Сознательная подмена реальности начала развиваться в XX веке под влиянием идеологий. Первым создателем виртуальной картины мира стал нацистский идеолог доктор Геббельс, который заменил действительность мифами, взял под коммуникационный контроль массовое сознание и этим обеспечил поддержку фашистского режима населением Германии. Ключевой принцип пропаганды, сформулированный Геббельсом, актуален и сегодня: «Ложь, повторенная тысячу раз, становится похожей на правду, и чем она чудовищнее, тем охотнее люди в нее верят». На интуитивном уровне нацист Геббельс уловил истину, только сейчас подтвержденную научными исследованиями: для того, чтобы дойти до полутора тысяч пользователей интернета, фейку требуется в шесть раз меньше времени, чем на передачу достоверной информации, особенно если фейковая новость связана с политикой или катастрофами. Пример нацистской Германии доказывает, что можно превратить общество в толпу, пораженную массовым психозом, если непрерывно поставлять ему тенденциозную информацию.

– Но ведь в отличие от современного телевидения, сознательно подающего факты в определенном аспекте, необходимом заказчику, на совершенно иных принципах основан интернет, в котором мы сами выбираем, что нам смотреть и что читать.  Возможны ли манипуляции в этом пространстве?

– Наверняка вы замечали одну особенность интернета: стоит вам лишь однажды поискать какую-то информацию, например, о способах лечения аллергии, как еще долго на вашем мониторе будут всплывать рекламные баннеры, предлагая то или иное противоаллергическое средство. Работа поисковых машин основана на математических алгоритмах, которые позволяют задавать нужную дозировку любой информации. Тот же фейсбук, зная ваши предпочтения, отфильтрует 80% сообщений, написанных вашими друзьями, и оставит только те, что интересны лично вам. Но ведь в точности так же можно извне настроить подачу материала, чтобы навязать человеку чужие эмоции и мысли, побудить его к определенным действиям.

Несколько лет назад группа ученых из Калифорнийского университета провела эксперимент с явкой на выборы в конгресс США. Одной части пользователей фейсбука просто показывали сообщение «Сегодня день выборов», а другим – кнопку «Я проголосовал» и счетчик пользователей, которые уже кликнули по этой кнопке. Так вот, с помощью только одной нехитрой манипуляции ученым удалось привлечь на выборы лишние 340 тысяч человек.

– Для того, чтобы фейковые новости оказались популярными у аудитории, они должны соответствовать распространенным в этом обществе страхам и соотноситься с картиной мира в сознании человека. Нет ли и вины власти в том, что определенные фейки завладевают умами людей?

– Действительно, недоверие к тем или иным институтам власти и представление о них как о потенциальных агрессорах – социальные причины распространения фейковых новостей. Самый показательный пример – прошлогодняя трагедия в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», когда в социальных сетях стали распространяться сообщения о том, будто реальное количество погибших людей исчисляется сотнями, а власти скрывают истинные масштабы происшедшего. Воздействие фейков было настолько сильным, что привело к проверкам моргов, массовым протестным выступлениям и кадровым перестановкам в региональной системе управления.

Устойчивое представление о том, что государственная власть способна быть агрессором, особенно усиливается в ситуации, когда снижен уровень доверия к властным институтам, когда сами структуры власти поддерживают ложную информацию, соответствующую их текущим потребностям. Выход в данной ситуации один: честно говорить людям всю правду, а не часть ее, не умалчивать и не искажать факты.

– Законотворцы уверены, что угрозой наказания они способны остановить фейки. Реально ли добиться этого с помощью административных рычагов?

– На чужой роток не накинешь платок, как гласит русская пословица. Добиться полного контроля над фейковыми новостями маловероятно, ведь использование интернета делает их распространение подобным лесному пожару. Это, конечно, не отменяет необходимости борьбы с виртуальными центрами влияния, которые способны оказывать агрессивное и деструктивное давление как на общество, так и на институты государственной власти. И все же роль социального иммунитета должны играть ответственная журналистика, без искажений подающая факты, а также собственные убеждения, опыт и мышление каждого человека. Вбросить в информационное пространство можно любые фейки, но нельзя заставить людей распространять их. А если вы критично относитесь к источникам информации, умеете анализировать их и делать самостоятельные выводы, кому-то со стороны будет сложно навязать вам свою волю.

Недавний закон, вводящий наказание за распространение фейковых новостей, расколол россиян на две части. Одни считают, что новая порция репрессий сделает наше информационное пространство чище, другие же убеждены, что этот запрет лишь раззадорит создателей фейков. О природе явления и его возможной опасности для общества рассуждает кандидат психологических наук Наталия Красовская. 

– Фейк – это новейшее изобретение цивилизации или человечество ранее уже сталкивалось с этим феноменом?

– Нет ничего нового под солнцем, как сказано в Ветхом завете. Английский термин fake (подделка, обман, ложь) в русском языке больше соответствовал бы значениям «слухи» или «сплетни». Помните у Высоцкого? «Словно мухи тут и там ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам». Явление распространения недостоверной информации было присуще человеческому обществу еще с незапамятных времен. Некоторые ученые считают даже, что оно возникло в процессе эволюции, когда homo sapiens предчувствовал опасность и предупреждал соплеменников о ней. Если угадал – племя благодарно тебе, если же тревога оказалась ложной – ничего страшного. Люди всегда были склонны делиться самыми странными слухами и легендами, но в эпоху незрелых средств коммуникации проблема не была столь ощутимой. Сегодня фейковые новости заполонили медиапространство и стали значимым фактором в распространении тех или иных мнений, зачастую деструктивных. Поэтому государство пытается бороться с фейками, а ученые, еще недавно считавшие недостойным изучение механизма слухов, всерьез взялись за изучение вопроса с научной точки зрения.

– Как всякое явление, фейковая информация имеет собственный генезис и свои тенденции развития. Чем характеризуются современные фейки?

– Главная опасность заключается в том, что фейки способны мимикрировать: стилистически они похожи на обычные новости, но отличаются от них полной или частичной недостоверностью, обладают признаками сенсационности, а еще они эксплуатируют инстинкты и человеческую сферу бессознательного. Всякая фейковая новость восполняет нехватку важной либо шокирующей информации, которой индивидуум хочет поделиться с окружающими и таким путем поднять собственный статус. В этих условиях точная передача фактов утрачивает свою подлинную ценность, появляется множество версий одних и тех же событий, а сама категория достоверности оказывается под сомнением. Таким образом, с развитием интернета человечество все больше вступает в эпоху постправды – состояния общества, в котором реальные факты имеют меньшую ценность, чем вызываемые ими эмоции и реакции. А эмоции, представляющие собой фактор непрямого социального давления, весьма заразительны, и это очень опасно.

– Чем же опасно создание параллельной фейковой реальности?

– Сознательная подмена реальности начала развиваться в XX веке под влиянием идеологий. Первым создателем виртуальной картины мира стал нацистский идеолог доктор Геббельс, который заменил действительность мифами, взял под коммуникационный контроль массовое сознание и этим обеспечил поддержку фашистского режима населением Германии. Ключевой принцип пропаганды, сформулированный Геббельсом, актуален и сегодня: «Ложь, повторенная тысячу раз, становится похожей на правду, и чем она чудовищнее, тем охотнее люди в нее верят». На интуитивном уровне нацист Геббельс уловил истину, только сейчас подтвержденную научными исследованиями: для того, чтобы дойти до полутора тысяч пользователей интернета, фейку требуется в шесть раз меньше времени, чем на передачу достоверной информации, особенно если фейковая новость связана с политикой или катастрофами. Пример нацистской Германии доказывает, что можно превратить общество в толпу, пораженную массовым психозом, если непрерывно поставлять ему тенденциозную информацию.

– Но ведь в отличие от современного телевидения, сознательно подающего факты в определенном аспекте, необходимом заказчику, на совершенно иных принципах основан интернет, в котором мы сами выбираем, что нам смотреть и что читать.  Возможны ли манипуляции в этом пространстве?

– Наверняка вы замечали одну особенность интернета: стоит вам лишь однажды поискать какую-то информацию, например, о способах лечения аллергии, как еще долго на вашем мониторе будут всплывать рекламные баннеры, предлагая то или иное противоаллергическое средство. Работа поисковых машин основана на математических алгоритмах, которые позволяют задавать нужную дозировку любой информации. Тот же фейсбук, зная ваши предпочтения, отфильтрует 80% сообщений, написанных вашими друзьями, и оставит только те, что интересны лично вам. Но ведь в точности так же можно извне настроить подачу материала, чтобы навязать человеку чужие эмоции и мысли, побудить его к определенным действиям.

Несколько лет назад группа ученых из Калифорнийского университета провела эксперимент с явкой на выборы в конгресс США. Одной части пользователей фейсбука просто показывали сообщение «Сегодня день выборов», а другим – кнопку «Я проголосовал» и счетчик пользователей, которые уже кликнули по этой кнопке. Так вот, с помощью только одной нехитрой манипуляции ученым удалось привлечь на выборы лишние 340 тысяч человек.

– Для того, чтобы фейковые новости оказались популярными у аудитории, они должны соответствовать распространенным в этом обществе страхам и соотноситься с картиной мира в сознании человека. Нет ли и вины власти в том, что определенные фейки завладевают умами людей?

– Действительно, недоверие к тем или иным институтам власти и представление о них как о потенциальных агрессорах – социальные причины распространения фейковых новостей. Самый показательный пример – прошлогодняя трагедия в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», когда в социальных сетях стали распространяться сообщения о том, будто реальное количество погибших людей исчисляется сотнями, а власти скрывают истинные масштабы происшедшего. Воздействие фейков было настолько сильным, что привело к проверкам моргов, массовым протестным выступлениям и кадровым перестановкам в региональной системе управления.

Устойчивое представление о том, что государственная власть способна быть агрессором, особенно усиливается в ситуации, когда снижен уровень доверия к властным институтам, когда сами структуры власти поддерживают ложную информацию, соответствующую их текущим потребностям. Выход в данной ситуации один: честно говорить людям всю правду, а не часть ее, не умалчивать и не искажать факты.

– Законотворцы уверены, что угрозой наказания они способны остановить фейки. Реально ли добиться этого с помощью административных рычагов?

– На чужой роток не накинешь платок, как гласит русская пословица. Добиться полного контроля над фейковыми новостями маловероятно, ведь использование интернета делает их распространение подобным лесному пожару. Это, конечно, не отменяет необходимости борьбы с виртуальными центрами влияния, которые способны оказывать агрессивное и деструктивное давление как на общество, так и на институты государственной власти. И все же роль социального иммунитета должны играть ответственная журналистика, без искажений подающая факты, а также собственные убеждения, опыт и мышление каждого человека. Вбросить в информационное пространство можно любые фейки, но нельзя заставить людей распространять их. А если вы критично относитесь к источникам информации, умеете анализировать их и делать самостоятельные выводы, кому-то со стороны будет сложно навязать вам свою волю.


Новости партнеров

В России и мире

Женщины этих 3 знаков Зодиака становятся еще красивее и привлекательнее с возрастом
СМИ: израильские оккупанты изымали органы из тел убитых арабов в Хан-Юнисе
Пригожин называл зама Шойгу жуликом, но арестовали его не за воровство - СМИ
Пострадает кишечник и иммунитет? Чем опасен активированный уголь
Как приготовить шашлык без мангала: насладитесь в майские праздники сочным и ароматным мясом
В ответ на давление Запада Россия будет все шире открывать двери для КНДР: как две страны могут сотрудничать
Так ведет себя только хабалка: 3 поступка, до которых никогда не опустится воспитанная женщина
Шишка даже не успеет появиться: знахарские рецепты для лечения ушибов
Запасайтесь алкоголем заранее: Госдума требует запретить его продажу на праздники
Честны и прямолинейны: знаки Зодиака, которые во всех случаях предпочтут сказать даже самую горькую правду