Лента новостей

Все новости

Популярное

Выбирать или назначать: регион ищет компромисс по райсоветам

    Фото: Законодательное собрание Новосибирской области

Выбирать или назначать: регион ищет компромисс по райсоветам

Состоявшийся в Карасуке круглый стол на тему «Формирование представительных органов муниципальных районов в Новосибирской области: практика и перспективы» позволил публично обсудить вопрос формирования районных Советов депутатов.                                                            

Решение о публичном обсуждении данного вопроса было принято депутатами на апрельской сессии Законодательного собрания Новосибирской области. Тогда депутатам не удалось принять решение по проекту закона «О внесении изменений в статью 1 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области». Законопроектом предлагается, наряду с прямыми, всеобщими и открытыми выборами представительных органов муниципальных районов, добавить еще один вариант формирования представительных органов – из глав сельских поселений и депутатов сельсоветов. Несмотря на доказательность доклада и предусмотренную законопроектом самостоятельность решения органа местного самоуправление по способу формирования представительного органа власти района, прозвучало предложение провести предварительное обсуждение нового варианта формирования представительных органов в районах области.


«Я благодарен депутатам, что они смогли договориться и услышать друг друга, – прокомментировал ситуацию после сессии председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив. – Можно было, конечно, принять законопроект в первом чтении, но не хочется в таких вопросах, которые касаются людей, огромной нашей территории, идти в лобовую. Не надо этого делать. Решено рассмотрение перенести. Будем проводить круглые столы, выслушаем все стороны…»


В обсуждении приняли участие депутаты Заксобрания, представители правительства Новосибирской области, представители районных Советов депутатов, главы районов и представители муниципальных образований области. Расширить возможности муниципалитетов в формировании представительных органов муниципальных районов призван новый областной законопроект, принятие которого соответствует федеральному законодательству и решениям Конституционного суда РФ, предоставляющим территориям право выбирать схему формирования представительных органов районов.


Kh29-1b.jpg


По мнению председателя избирательной комиссии Новосибирской области Ольги Благо, в случае внесения изменений в областной закон избирательные права граждан не будут ущемлены, так как вопрос о способе формирования представительного органа решается гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального района. «Конституция Российской Федерации закрепляет принцип самостоятельности местного самоуправления, – напомнила Ольга Благо. – А постановление Конституционного суда Российской Федерации предусматривает возможность установления альтернативных вариантов».


Министр региональной политики Новосибирской области Игорь Яковлев остановился на правовых основах формирования представительных органов муниципальных районов: «Представительными органами принимаются важнейшие муниципальные правовые акты, утверждается местный бюджет, устанавливаются местные налоги, контролируется деятельность местной исполнительной власти, – отметил Игорь Яковлев. – Но, главное – это представление интересов населения, когда позиция жителей озвучивается, коллегиально обсуждается, и принимаются решения, учитывающие мнение разных общественных коллективов. Поэтому особое значение приобретает форма представительства и способ формирования советов депутатов – с той целью, чтобы они обеспечивали возможность максимального учета мнения жителей».


До сих пор представительная схема формирования районного Совета депутатов действовала в трех районах Новосибирской области. В качестве эксперимента ее ввели в Карасукском, Барабинском и Усть-Таркском районах еще в 2015 году. И представители местной власти довольны результатами. «Мы провели более 60 встреч с жителями во всех населенных пунктах района, включая город Карасук, – рассказал Юрий Объедко, председатель Совета депутатов Карасукского района. – Мы получили практически полную поддержку жителей, которые высказались за то, чтобы нам сохранили способ формирования представительного органа. Такая схема доказала свою эффективность: депутаты живут на территории, люди с ними общаются каждый день, видят тесную связь между поселковой и районной властью. И депутаты понимают, что им будет стыдно смотреть в глаза людям, если они ничего не будут делать». Юрий Объедко вспомнил выборы в районный Совет Карасукского района несколько лет назад, когда в депутаты рвались «варяги» со всей области и других регионов: «Много было желающих стать депутатами из Купинского, Баганского районов, Славгорода, Новосибирска, Кемерова. Даже был один из Калининграда. Что они могли бы тут решить на территории? И люди говорят: мы хотим голосовать за своего человека».


Единственный недостаток в системе делегирования Юрий Объедко видит в том, что сам Карасук в районном Совете также представляют два депутата, хотя в городе проживают две трети населения района. Эту позицию поддержала Надежда Роор, председатель Совета депутатов Барабинского района, куда входят 24 депутата – по два представителя от каждого муниципального образования. «Конечно, два депутата от города Барабинска – это крайне мало, – считает Надежда Роор. – Но до этого в райсовете были три депутата от района и 22 депутата от Барабинска. Сегодня большинство депутатов райсовета и глава города поддержали идею, чтобы Барабинск в Совете представляли девять человек. Я прошу депутатов Законодательного собрания – приведите в соответствие наш 484 закон с 131 Федеральным законом».


В поддержку системы делегирования в райсоветы представителей от поселений высказался и депутат Совета депутатов Карасукского района Тарас Твердохлеб. «При смешанной системе выборов восемь человек будут представлять только город Карасук, четыре депутата – от сельских администраций, – отметил Тарас Твердохлеб. – Это значит, что четыре депутата будут представлять 56 населенных пунктов. Какой житель приедет за 90 километров к депутату?.. Остальные 12 депутатов будут идти по партийным спискам. И, как обычно, будут жить в городе Карасуке. Я считаю, что система делегирования эффективна и целесообразна».


Председатель комитета Заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Александр Терепа в своем выступлении акцентировал: выбор варианта – выбирать депутатов или делегировать их от поселений – остается на усмотрение районов. «Какое решение будет принято, зафиксируют в уставах районов, – подчеркнул Александр Терепа. – В Новосибирской области 30 муниципальных районов, формирующих представительные органы власти. Сегодня мы видим, что Карасук готов именно к этому – таким именно способом формировал свой представительный орган районного уровня. Остальные районы – в зависимости от их решения. Законодатель открывает возможности, а как ими воспользоваться, будут принимать решение муниципальные районы. Это их право – принять ту или иную форму или отказаться».


По данным, которые привел первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панферов, еще 11 муниципальных районов Новосибирской области вслед за тремя, ранее выбравшими схему делегирования, рассматривают возможность перейти на такой же вариант. «Мы просто даем право каждой территории определиться с той схемой, которая указана в этом проекте закона, – отметил Андрей Панферов. – На мой взгляд, наоборот: не давать права территориям решать эти вопросы самостоятельно – это путь в никуда. Поэтому надо еще раз разъяснить людям, насколько эта система для них хороша или нет. И объяснить, что мы просто даем право выбора в серьезных вопросах – выбора представительных органов на местах. Говоря простым языком, никто не будет никого заставлять». По мнению первого вице-спикера Заксобрания, принятие двух вариантов формирования районных Советов будет «взвешенным решением, которое пойдет во благо избирателей Новосибирской области».


«Подспудно распространяется мнение, что грядут изменения. Значит, всех под одну гребенку: переходить к отказу от прямых выборов депутатов райсовета к формированию райсовета посредством делегирования. Сегодняшний «круглый стол», мне кажется, опроверг все эти слухи, – взял слово вице-спикер Заксобрания Владимир Карпов. – Сегодня мы оцениваем последствия, которые будут связаны с обсуждением и вступлением в силу, и возможными изменениями в 27 районах Новосибирской области, поэтому необходимо осторожно и взвешенно подходить к этому вопросу и выслушать все точки зрения. Любые изменения – это всегда обострение разных позиций. Никуда от этого не уйти. И тот, кто сегодня пытается это загладить, завтра столкнется напрямую, если мы не примем упреждающих мер, чем, собственно, и занимается государственная власть области».


По словам Александра Терепы, внесенные в ходе круглого стола предложения будут учтены. В течение двух недель рекомендации круглого стола и результаты публичных слушаний в районах области будут направлены губернатору Новосибирской области Андрею Травникову и депутатам Заксобрания.


Kh29-2b.jpg

 

Состоявшийся в Карасуке круглый стол на тему «Формирование представительных органов муниципальных районов в Новосибирской области: практика и перспективы» позволил публично обсудить вопрос формирования районных Советов депутатов.                                                            

Решение о публичном обсуждении данного вопроса было принято депутатами на апрельской сессии Законодательного собрания Новосибирской области. Тогда депутатам не удалось принять решение по проекту закона «О внесении изменений в статью 1 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области». Законопроектом предлагается, наряду с прямыми, всеобщими и открытыми выборами представительных органов муниципальных районов, добавить еще один вариант формирования представительных органов – из глав сельских поселений и депутатов сельсоветов. Несмотря на доказательность доклада и предусмотренную законопроектом самостоятельность решения органа местного самоуправление по способу формирования представительного органа власти района, прозвучало предложение провести предварительное обсуждение нового варианта формирования представительных органов в районах области.


«Я благодарен депутатам, что они смогли договориться и услышать друг друга, – прокомментировал ситуацию после сессии председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив. – Можно было, конечно, принять законопроект в первом чтении, но не хочется в таких вопросах, которые касаются людей, огромной нашей территории, идти в лобовую. Не надо этого делать. Решено рассмотрение перенести. Будем проводить круглые столы, выслушаем все стороны…»


В обсуждении приняли участие депутаты Заксобрания, представители правительства Новосибирской области, представители районных Советов депутатов, главы районов и представители муниципальных образований области. Расширить возможности муниципалитетов в формировании представительных органов муниципальных районов призван новый областной законопроект, принятие которого соответствует федеральному законодательству и решениям Конституционного суда РФ, предоставляющим территориям право выбирать схему формирования представительных органов районов.


Kh29-1b.jpg


По мнению председателя избирательной комиссии Новосибирской области Ольги Благо, в случае внесения изменений в областной закон избирательные права граждан не будут ущемлены, так как вопрос о способе формирования представительного органа решается гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального района. «Конституция Российской Федерации закрепляет принцип самостоятельности местного самоуправления, – напомнила Ольга Благо. – А постановление Конституционного суда Российской Федерации предусматривает возможность установления альтернативных вариантов».


Министр региональной политики Новосибирской области Игорь Яковлев остановился на правовых основах формирования представительных органов муниципальных районов: «Представительными органами принимаются важнейшие муниципальные правовые акты, утверждается местный бюджет, устанавливаются местные налоги, контролируется деятельность местной исполнительной власти, – отметил Игорь Яковлев. – Но, главное – это представление интересов населения, когда позиция жителей озвучивается, коллегиально обсуждается, и принимаются решения, учитывающие мнение разных общественных коллективов. Поэтому особое значение приобретает форма представительства и способ формирования советов депутатов – с той целью, чтобы они обеспечивали возможность максимального учета мнения жителей».


До сих пор представительная схема формирования районного Совета депутатов действовала в трех районах Новосибирской области. В качестве эксперимента ее ввели в Карасукском, Барабинском и Усть-Таркском районах еще в 2015 году. И представители местной власти довольны результатами. «Мы провели более 60 встреч с жителями во всех населенных пунктах района, включая город Карасук, – рассказал Юрий Объедко, председатель Совета депутатов Карасукского района. – Мы получили практически полную поддержку жителей, которые высказались за то, чтобы нам сохранили способ формирования представительного органа. Такая схема доказала свою эффективность: депутаты живут на территории, люди с ними общаются каждый день, видят тесную связь между поселковой и районной властью. И депутаты понимают, что им будет стыдно смотреть в глаза людям, если они ничего не будут делать». Юрий Объедко вспомнил выборы в районный Совет Карасукского района несколько лет назад, когда в депутаты рвались «варяги» со всей области и других регионов: «Много было желающих стать депутатами из Купинского, Баганского районов, Славгорода, Новосибирска, Кемерова. Даже был один из Калининграда. Что они могли бы тут решить на территории? И люди говорят: мы хотим голосовать за своего человека».


Единственный недостаток в системе делегирования Юрий Объедко видит в том, что сам Карасук в районном Совете также представляют два депутата, хотя в городе проживают две трети населения района. Эту позицию поддержала Надежда Роор, председатель Совета депутатов Барабинского района, куда входят 24 депутата – по два представителя от каждого муниципального образования. «Конечно, два депутата от города Барабинска – это крайне мало, – считает Надежда Роор. – Но до этого в райсовете были три депутата от района и 22 депутата от Барабинска. Сегодня большинство депутатов райсовета и глава города поддержали идею, чтобы Барабинск в Совете представляли девять человек. Я прошу депутатов Законодательного собрания – приведите в соответствие наш 484 закон с 131 Федеральным законом».


В поддержку системы делегирования в райсоветы представителей от поселений высказался и депутат Совета депутатов Карасукского района Тарас Твердохлеб. «При смешанной системе выборов восемь человек будут представлять только город Карасук, четыре депутата – от сельских администраций, – отметил Тарас Твердохлеб. – Это значит, что четыре депутата будут представлять 56 населенных пунктов. Какой житель приедет за 90 километров к депутату?.. Остальные 12 депутатов будут идти по партийным спискам. И, как обычно, будут жить в городе Карасуке. Я считаю, что система делегирования эффективна и целесообразна».


Председатель комитета Заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Александр Терепа в своем выступлении акцентировал: выбор варианта – выбирать депутатов или делегировать их от поселений – остается на усмотрение районов. «Какое решение будет принято, зафиксируют в уставах районов, – подчеркнул Александр Терепа. – В Новосибирской области 30 муниципальных районов, формирующих представительные органы власти. Сегодня мы видим, что Карасук готов именно к этому – таким именно способом формировал свой представительный орган районного уровня. Остальные районы – в зависимости от их решения. Законодатель открывает возможности, а как ими воспользоваться, будут принимать решение муниципальные районы. Это их право – принять ту или иную форму или отказаться».


По данным, которые привел первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панферов, еще 11 муниципальных районов Новосибирской области вслед за тремя, ранее выбравшими схему делегирования, рассматривают возможность перейти на такой же вариант. «Мы просто даем право каждой территории определиться с той схемой, которая указана в этом проекте закона, – отметил Андрей Панферов. – На мой взгляд, наоборот: не давать права территориям решать эти вопросы самостоятельно – это путь в никуда. Поэтому надо еще раз разъяснить людям, насколько эта система для них хороша или нет. И объяснить, что мы просто даем право выбора в серьезных вопросах – выбора представительных органов на местах. Говоря простым языком, никто не будет никого заставлять». По мнению первого вице-спикера Заксобрания, принятие двух вариантов формирования районных Советов будет «взвешенным решением, которое пойдет во благо избирателей Новосибирской области».


«Подспудно распространяется мнение, что грядут изменения. Значит, всех под одну гребенку: переходить к отказу от прямых выборов депутатов райсовета к формированию райсовета посредством делегирования. Сегодняшний «круглый стол», мне кажется, опроверг все эти слухи, – взял слово вице-спикер Заксобрания Владимир Карпов. – Сегодня мы оцениваем последствия, которые будут связаны с обсуждением и вступлением в силу, и возможными изменениями в 27 районах Новосибирской области, поэтому необходимо осторожно и взвешенно подходить к этому вопросу и выслушать все точки зрения. Любые изменения – это всегда обострение разных позиций. Никуда от этого не уйти. И тот, кто сегодня пытается это загладить, завтра столкнется напрямую, если мы не примем упреждающих мер, чем, собственно, и занимается государственная власть области».


По словам Александра Терепы, внесенные в ходе круглого стола предложения будут учтены. В течение двух недель рекомендации круглого стола и результаты публичных слушаний в районах области будут направлены губернатору Новосибирской области Андрею Травникову и депутатам Заксобрания.


Kh29-2b.jpg