Лента новостей

Все новости

Популярное

Первое выступление министра науки: что с «Академгородком 2.0»

 Сергей Чернышов

Первое выступление министра науки: что с «Академгородком 2.0»

Назначенный под конец 2018 года министр науки и инновационной политики Новосибирской области Алексей Васильев впервые выступил перед журналистами. Он признал, что общество малоинформированно о работе его министерства и рассказал о проекте «Академгородок 2.0». Вопросов, правда, меньше не стало. О выводах после первого публичного выступления министра рассказывает кандидат исторических наук Сергей Чернышов.

Бывший замдиректора Института ядерной физики СО РАН Алексей Васильев был назначен министром науки и инновационной политики региона в ноябре прошлого года. Науку и инновации вывели в отдельное министерство по решению главы региона Андрея Травникова – до этого эти функции были переплетены с функциями министерства образования. 

17 января Алексей Васильев впервые вышел к журналистам. Целью его встречи с прессой был рассказ о реализации проекта «Академгородок 2.0», о котором в регионе говорят после визита президента России Владимира Путина в Академгородок в феврале 2018 года. 

Министр знает о существовании проблемы с информированием о своей работе (с этого он начал пресс-конференцию). Однако на вопрос, не кажется ли ему, что обсуждение проекта «Академгородок 2.0» проходило в слишком закрытом режиме, он ответил: «Нет, не кажется». Более того, обсуждение «проводилось с колоссальным вовлечением всех участников», с «масштабной презентацией на «Технопроме» (наверное, из-за излишней открытости обсуждения текст концепции так до сих пор и не является публичным? Разве не именно из-за неготовности сказать что-то внятное про «Академгородок 2.0» программа «Технопрома-2018» переписывалась буквально в последние дни, и никакой масштабной презентации этого проекта там не было?). 

Чем же будет заниматься министерство? После создания нового министерства многие критиковали: слишком узко мыслите, министерство будет заниматься не только Академгородком. Но за все время пресс-конференции министр ни разу не назвал ни одного вуза кроме НГУ, а среди институтов СО РАН – только ИЯФ, ИЦиГ и Институт катализа. Как если бы министр сельского хозяйства говорил исключительно об успехах племзавода «Ирмень», а министр промышленности – о достижениях НАПО Чкалова. На вопрос, чем же будет заниматься министерство, Васильев посоветовал обратиться к сайту ведомства, на котором перечислено примерно 60 полномочий. А также сообщил, что план работы министерства будет сформирован к началу февраля, а в ноябре-декабре министерство занималось проектом научно-образовательного центра, который назвали «первым шагом» к «Академгородку 2.0». 

Какой же проект научно-образовательного центра Новосибирская область отправила в Москву? Министр рассказал, что «в районе Академгородка, Кольцово и Краснообска сформировался большой научно-образовательный потенциал, не использовать его было бы неправильно», есть «Новосибирский госуниверситет и другие университеты», а физматшкола (СУНЦ НГУ) привлекает кадры с одной десятой части суши (хотя по последнему отчету контингент СУНГ НГУ на 80% формируется из жителей Новосибирска). 

По плану научно-образовательного центра на базе НГУ будут создаваться тематические консорциумы по искусственному интеллекту, биомедицине, катализу, нефтянке, генетике и агробио. А остальным вузам будет предложено в этой работе участвовать. Под центр будет создан проектный офис, а также наблюдательный совет, которые займутся тем, что «будут идентифицировать задачи, потребности и лакуны, которые предполагают рост спроса», а «динамичная деятельность консорциумов поможет продвигаться на этих рынках».

Так что же там все-таки с «Академгородком 2.0»? Министр рассказал, что работа по уточнению сумм, которые институты просят на проекты, «непрерывно продолжается» (что интересно – заявка давно отправлена, а директора институтов все пишут свои «хотелки»). Также в рамках нацпроекта «Наука» на СКИФ «явно утверждены средства» – 37 миллиардов рублей. Смущает слово «явно», а также отсутствие подтверждения тому в подписанной недавно Медведевым программе развития СО РАН. Между тем, уже в этом году должно быть выделено полмиллиарда рублей на проектирование. Что еще сказал министр Васильев о проекте? В Институте цитологии и генетики активно идет подготовка проекта Центра геномных исследований на «несколько сот миллионов рублей в год». В общем, и все. Никаких других проектов представлено не было. 

Что же касается многомиллиардных инвестиций, то «межбюджетные трансферты не предусмотрены». То есть, деньги будут получать конкретные структуры – НГУ, ИЦиГ, Институт катализа (под проект СКИФ). Что это будут за деньги? Министр говорит, что «суммы, за исключением СКИФа, на общем объеме – не потребуют дополнительного контроля». 

Пока что региональное министерство науки занимается оформлением и продвижением проектов под конкретных выгодополучателей – НГУ (под проект НОЦ), Институт катализа (под СКИФ), ИЦиГ (под центр геномных технологий). Региональный бюджет от этого напрямую ничего не получил. Министерство не лоббирует Академгородок, министерство лоббирует несколько конкретных структур. Нужно ли было для таких задач создавать целое министерство?

Назначенный под конец 2018 года министр науки и инновационной политики Новосибирской области Алексей Васильев впервые выступил перед журналистами. Он признал, что общество малоинформированно о работе его министерства и рассказал о проекте «Академгородок 2.0». Вопросов, правда, меньше не стало. О выводах после первого публичного выступления министра рассказывает кандидат исторических наук Сергей Чернышов.

Бывший замдиректора Института ядерной физики СО РАН Алексей Васильев был назначен министром науки и инновационной политики региона в ноябре прошлого года. Науку и инновации вывели в отдельное министерство по решению главы региона Андрея Травникова – до этого эти функции были переплетены с функциями министерства образования. 

17 января Алексей Васильев впервые вышел к журналистам. Целью его встречи с прессой был рассказ о реализации проекта «Академгородок 2.0», о котором в регионе говорят после визита президента России Владимира Путина в Академгородок в феврале 2018 года. 

Министр знает о существовании проблемы с информированием о своей работе (с этого он начал пресс-конференцию). Однако на вопрос, не кажется ли ему, что обсуждение проекта «Академгородок 2.0» проходило в слишком закрытом режиме, он ответил: «Нет, не кажется». Более того, обсуждение «проводилось с колоссальным вовлечением всех участников», с «масштабной презентацией на «Технопроме» (наверное, из-за излишней открытости обсуждения текст концепции так до сих пор и не является публичным? Разве не именно из-за неготовности сказать что-то внятное про «Академгородок 2.0» программа «Технопрома-2018» переписывалась буквально в последние дни, и никакой масштабной презентации этого проекта там не было?). 

Чем же будет заниматься министерство? После создания нового министерства многие критиковали: слишком узко мыслите, министерство будет заниматься не только Академгородком. Но за все время пресс-конференции министр ни разу не назвал ни одного вуза кроме НГУ, а среди институтов СО РАН – только ИЯФ, ИЦиГ и Институт катализа. Как если бы министр сельского хозяйства говорил исключительно об успехах племзавода «Ирмень», а министр промышленности – о достижениях НАПО Чкалова. На вопрос, чем же будет заниматься министерство, Васильев посоветовал обратиться к сайту ведомства, на котором перечислено примерно 60 полномочий. А также сообщил, что план работы министерства будет сформирован к началу февраля, а в ноябре-декабре министерство занималось проектом научно-образовательного центра, который назвали «первым шагом» к «Академгородку 2.0». 

Какой же проект научно-образовательного центра Новосибирская область отправила в Москву? Министр рассказал, что «в районе Академгородка, Кольцово и Краснообска сформировался большой научно-образовательный потенциал, не использовать его было бы неправильно», есть «Новосибирский госуниверситет и другие университеты», а физматшкола (СУНЦ НГУ) привлекает кадры с одной десятой части суши (хотя по последнему отчету контингент СУНГ НГУ на 80% формируется из жителей Новосибирска). 

По плану научно-образовательного центра на базе НГУ будут создаваться тематические консорциумы по искусственному интеллекту, биомедицине, катализу, нефтянке, генетике и агробио. А остальным вузам будет предложено в этой работе участвовать. Под центр будет создан проектный офис, а также наблюдательный совет, которые займутся тем, что «будут идентифицировать задачи, потребности и лакуны, которые предполагают рост спроса», а «динамичная деятельность консорциумов поможет продвигаться на этих рынках».

Так что же там все-таки с «Академгородком 2.0»? Министр рассказал, что работа по уточнению сумм, которые институты просят на проекты, «непрерывно продолжается» (что интересно – заявка давно отправлена, а директора институтов все пишут свои «хотелки»). Также в рамках нацпроекта «Наука» на СКИФ «явно утверждены средства» – 37 миллиардов рублей. Смущает слово «явно», а также отсутствие подтверждения тому в подписанной недавно Медведевым программе развития СО РАН. Между тем, уже в этом году должно быть выделено полмиллиарда рублей на проектирование. Что еще сказал министр Васильев о проекте? В Институте цитологии и генетики активно идет подготовка проекта Центра геномных исследований на «несколько сот миллионов рублей в год». В общем, и все. Никаких других проектов представлено не было. 

Что же касается многомиллиардных инвестиций, то «межбюджетные трансферты не предусмотрены». То есть, деньги будут получать конкретные структуры – НГУ, ИЦиГ, Институт катализа (под проект СКИФ). Что это будут за деньги? Министр говорит, что «суммы, за исключением СКИФа, на общем объеме – не потребуют дополнительного контроля». 

Пока что региональное министерство науки занимается оформлением и продвижением проектов под конкретных выгодополучателей – НГУ (под проект НОЦ), Институт катализа (под СКИФ), ИЦиГ (под центр геномных технологий). Региональный бюджет от этого напрямую ничего не получил. Министерство не лоббирует Академгородок, министерство лоббирует несколько конкретных структур. Нужно ли было для таких задач создавать целое министерство?