На прошлой неделе мэр Новосибирска Анатолий Локоть внес в Горсовет проект бюджета города на 2019 год. Как сообщила его пресс-служба, весь проект уместился в красной коробке. Зачем пресс-служба обратила внимание на цвет коробки – неизвестно. Было бы куда более важным отметить другое – Новосибирск находится на грани банкротства.
Банкротство муниципального образования наступает в том случае, если муниципальный долг начинает превышать собственные доходы. В бюджете Новосибирска на следующий год планируется получить собственных доходов 24 миллиарда 238 миллионов рублей, а долг составит 22 миллиарда 330 миллионов рублей. И это только плановые показатели, реальная практика демонстрирует иное – как правило, собственные доходы не дотягивают до желаемых мэрией сумм, а реальные расходы превышают планируемые.
Так, например, по результатам исполнения бюджета 2017 года в апреле 2018-го муниципальный долг был скорректирован в сторону увеличения на 150 миллионов рублей и составил 20 миллиардов 600 миллионов рублей. Легко заметить, что в проекте бюджета на 2019 год мэрия запланировала занять еще более двух миллиардов, для возврата которых источников нет. В случае признания города банкротом, в Новосибирске будет введено внешнее управление – город не сможет больше наращивать долги, а расходной частью бюджета будет управлять орган государственной власти.
Однако Анатолий Локоть сохраняет оптимизм и улыбку на лице. Согласно планам его команды, доходная часть бюджета города вырастет на 2,9%. Но никакого парадокса здесь нет. Планируемая доходная динамика доходной части бюджета в 2019 году (плюс один миллиард 218 миллионов рублей) обеспечена не ударной работой мэрии, а планируемыми трансфертами на строительство ледовой арены – один миллиард 423 миллиона рублей. Эти деньги будут переданы городу на выполнение «своей» части работ по строительству ЛДС, строительство которого, кстати, пролоббировал губернатор Травников.
Дефицит бюджета планируется в сумме один миллиард 987 миллионов рублей. Эта сумма сопоставима с той, что тратится на обслуживание долга – выплату процентов по кредитам и займам – один миллиард 702 миллиона рублей.
При таком ведении «хозяйства» мэрии приходится сокращать расходы. Однако на управление, на содержание аппарата чиновников расходы только возрастут, они и так составляют 10% от всего бюджета города. Но при этом планируется сократить расходы управления по жилищным вопросам на строительство жилья. В соответствии с показателями, утвержденными на 2019-2020 годы, они уменьшены на 244,4 миллиона рублей и 170 миллионов рублей соответственно. Это сокращение коснется мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, приобретению жилья для детей-сирот.
Если внимательно присмотреться к структуре доходных статей, то обнаружится, что город развивается при постоянном увеличении поступлений из областного и федерального бюджетов и при сокращении собственных расходов.
Так, например, доходы городского бюджета в 2018 году зависели от субсидий, трансфертов и дотаций из вышестоящих бюджетов на 43,1%, а в 2019 году их доля будет 43,5%.
Мэр Локоть постоянно появляется в кадре телекамер на запуске различных объектов – дорог, школ, детских садов ради собственного пиара, но мало кто знает, что вклад его команды в реализацию этих проектов минимален. Так, например, в проекте бюджета на 2019 год предусмотрены два миллиарда 19 миллионов рублей на строительство дорог. Однако собственно «городских» денег в этой сумме всего 347 миллионов. Остальные деньги, а это 67%, – средства областного бюджета. Такая же ситуация со школами и детскими садами, строительство которых на 83,2% будет профинансировано из федерального и областного бюджетов.
При этом мэрия не предпринимает никаких действенных шагов к сокращению дефицита - расходы на содержание аппарата растут, об административной реформе вспоминают редко, за время нахождения Анатолия Локтя у власти долги за аренду земли выросли до четырех миллиардов рублей.
Предлагаемый бюджет на 2019 год по-прежнему является «бюджетом выживания», в котором несобственных средств на развитие явно недостаточно. И в ближайшей перспективе мэрия не предлагает никаких реальных управленческих действий по изменению ситуации.