Фотосессия обнаженной модели с хамоном сибирского производства обернулась скандалом. Новосибирский предприниматель Алексей Крестьянов, который работает над производством деликатеса, разбирается с фотографом Александром Козловым – стороны не смогли договориться о стоимости рекламного снимка модели с сыровяленым свиным окороком. Крестьянов считает, что фотограф не соблюдает условия изначального договора. Козлов же уверен, что все вопросы можно решить на уровне личных разговоров.
Крестьянов работает над производством испанского национального деликатеса с 2014 года. Он развивает бизнес своими силами и на личном энтузиазме. С помощью знакомых и запуска инструмента краудфандинга он развил свой бизнес, и о «Сибирском хамоне» знают в Москве, Санкт-Петербурге, Крыму. Бизнес, который начался с вяления одной свиной ноги, сейчас развился до цеха по производству хамона, который Крестьянов строит своими руками.
Предприниматель продвигает свой бренд, организовывая точки дегустации и представления такого «национально-сибирского» продукта. Для одной из таких выставок, которая состоится в Бердске 1 сентября, Крестьянов решил сделать эксклюзивные рекламные снимки на баннеры, пакеты и футболки.
«Концепцию фотосессии я придумал сам, – рассказал корреспонденту Сибкрай.ru Алексей Крестьянов. – Подумал, как можно интересно обыграть слово «сибирский». Мне пришло в голову, что это должно быть связано с зимой, суровой Сибирью и женской красотой. Ассоциация первая – это снег и Снежная королева. На этом я и остановился. Нашел по знакомым костюм, по советам – профессионального фотографа, модель, визажиста. Фотограф запросил студию – я нашел и ее. Постарался все сделать в лучшем виде, даже визажист у нас был участником различных конкурсов».
Когда началась работа, Крестьянов фотографировал и сам, правда, не на профессиональный фотоаппарат. В процессе съемки, по его словам, он был на кураже и под впечатлением от полученного результата. Поэтому когда фотограф предложил продлить съемку еще на час, чтобы результат получился отменным – предприниматель не раздумывая согласился, доплатил за аренду фотостудии и продолжил наслаждаться процессом.
В итоге вместо запланированных трех часов фотосъемки и шести заплаченных за нее тысяч Александр Козлов потребовал девять тысяч за час доработки. Десять отретушированных фотографий были готовы на следующий день. На них можно увидеть новосибирскую модель Юлию Крюгер, которая давно получила звание «русской Барби» за кукольное лицо и голубые глаза. Причем сама Юлия – вегетарианка, мясо не употребляет. Но на фотографии она изображена в костюме Снежной королевы, нежно обнимая свиной окорок. На других снимках она и вовсе без костюма, если не считать кокошника на голове – решили попробовать фотосессию с хамоном в стиле ню.
«Фотограф сказал, что два часа ему мало – модель только разошлась и результат хорошим получится только с продлением фотосессии, – поделился Крестьянов. – Если для результата нужно больше времени, то пусть будет так, я решил. Но мне кажется, что если человек не уложился в нужное время и не предоставил качественный материал, то это проблемы его. Это как отношения заказчика и подрядчика. Но Александр Козлов так не считает, он потребовал деньги за увеличение времени – а это еще три тысячи сверх шести».
Крестьянов, попав в такую ситуацию, решил подстраховаться до конца – он собрался получить исключительные права на отретушированные фотографии, чтобы использовать их в рекламе и в других коммерческих целях. Он предупредил фотографа, что авторские права ему нужны для публикации снимков на баннерах, пакетах, майках и другой продукции. А это влечет за собой изменение размера фотографий, добавление подписей – то есть изменение изначального замысла художника.
Предприниматель уверен, что имеет на это право и без подписи фотографа, потому что считает себя заказчиком и по закону может изменять замысел самостоятельно. Но для подстраховки он поделился с Александром Козловым своими планами и попросил передать исключительные права.
«Он сразу возмутился, что, мол, это коммерческая фотосессия, оказывается, значит, прайс будет выше, – продолжил Крестьянов. – Конечно, коммерческая, неужели он не видел, что мы с продуктом фотографируемся? В итоге он потребовал еще 100% на передачу исключительных прав. То есть стоимость выросла до 18 тысяч, что выше изначальной стоимости в 300%. Это не «зер гуд». И я решил бороться за свои права, так как попал, как кур в ощип».
Алексей Крестьянов сделал пост в социальной сети Facebook и попросил совета у знакомых фотографов – рядовая ли это ситуация, или в «фотографической» среде это можно считать исключением. Он получил несколько ответов, но сделал вывод, что двух часов работы для хорошей фотосессии вполне достаточно. Также он уверен, что девять тысяч за исключительные права на снимки он платить не должен, так как является соавтором фотопроизведения – предприниматель сам нашел локацию, модель, продумал концепцию, идею, нашел визажистов и фотографа. Значит, что фотограф просто исполнял его замысел, считает Крестьянов.
«Алексей Крестьянов хайп развел порядочный, – пояснил свою позицию корреспонденту Сибкрай.ru Александр Козлов. – Я не вижу ни проблемы, ни спорной ситуации – все решается на уровне договоренностей. Изначально мы договаривались на словах. Я определил свою позицию – три тысячи за час фотосессии. Нам пришлось увеличить время съемки на один час. Соответственно, сумма стала не шесть тысяч за два часа, а девять тысяч за три часа. Причем разговор шел о передаче всех изображений, а не десяти – я готов передать более 300 кадров».
По словам Козлова, мужчины пытались договориться в кафе без подписания договора. Условия фотографа были такими – передача авторских прав на три года. После съемки Крестьянов заявил, что хочет фотографии в бессрочное пользование. Тогда Козлов ответил, что в таком случае фотографии будут использоваться в коммерческих целях ради дополнительного дохода. Значит, сумма за передачу прав должна составлять хотя бы не менее 100% от стоимости фотосессии.
«В законе прописано, что это имущественные права, – объясняет фотограф. – Я не оспариваю того, что Крестьянов – соавтор. Но в этом случае имущественные права принадлежат обеим сторонам, доход от рекламы делится пополам. Я готов к сотрудничеству и обсуждению, а он встал и ушел. Потом я узнаю, что на меня собираются подать в суд. Ну хочет в него поиграть, то давайте посудимся. Хотя все материалы я ему отдал, денег до сих пор не получил. И кто тут больше должен быть обиженным?»
«Сейчас мы с ним поговорили, – поделился Крестьянов. – Я собираюсь отправить ему деньги, на которые мы договаривались. Он говорит, что готов приехать и подписать бумагу. Может, все решится в досудебном порядке. Но он не сообщил, сколько денег перечислить – ту сумму, на которую мы договаривались изначально, или увеличенную на 300%. Думаю, что в такой ситуации оказался не только я, когда начинается такая накрутка уже в процессе. У нас была договоренность на результат. Я выполнил все условия для создания фотопроизведения. Он уверен, что может их изменять».
Производство хамона для Крестьянова сейчас – главная работа. Он начал этим заниматься в период введения европейских санкций против России. Предприниматель рассказывал, увлекся этим после того, как знакомые пожаловались, что любимый деликатес теперь трудно будет достать. Он решил доказать, что хамон, произведенный в Сибири, будет ничуть не хуже, чем в Испании.
Крестьянов читал литературу, общался с испанскими коллегами, нашел несколько рецептов производства. Позже он переработал каждый, видоизменил и разработал свой личный рецепт. Производство хамона началось с одной единственной вяленой ноги. До этого Крестьянов занимался совсем иными вещами – например, он является одним из управляющих партнеров юридической фирмы «Рябинина, Зиновьев и Крестьянов».
Сейчас в проекте «Сибирский хамон» состоят около 70 человек. Это инвесторы со всей России, которые покупают две свиные ноги и отдают за это пять тысяч рублей. Крестьянов в свою очередь делает хамон и отдает одну ногу заказчику, а вторую оставляет себе. Так за чертой города-миллионника, в поселке на Мочищенском шоссе, предприниматель развернул бизнес с помощью краудфандинга.
Крестьянов все полученные средства вкладывает в хамон. На данный момент он строит в гараже собственного загородного дома цех по производству деликатеса. Он уверен, что это будет первый цех в России, из которого в далеком будущем будут поставлять хамон во многие страны мира. Цех обустраивается руками Крестьянова, на кредитные средства.
Спрос на продукцию пока ограниченный. Предприниматель считает, что это как раз из-за недостатка рекламы. С последней у него пока проблемы, которые он надеется разрешить к началу осени.