Обновление Новосибирского биатлонного комплекса намечено региональными властями на 2018 год. Работы по реконструкции уже идут, однако начать пришлось с того, чтобы поправить отремонтированный в прошлом году за 15 миллионов рублей участок лыжероллерной трассы. Корреспондент Сибкрай.ru съездила на биатлонный комплекс до начала обещанной масштабной реконструкции и узнала, что будет обновлено, сможет ли новосибирский комплекс попасть в федеральные стандарты, и есть ли шансы, что в столицу Сибири снова приедут на соревнования звезды биатлона мировой величины.
Сейчас попасть на стадион достаточно трудно – в прошлом году его огородили от обычных любителей спорта забором, поставили шлагбаум и КПП. Охрана к посетителям относится с подозрением, даже слово «журналист» и фраза «мы договаривались с директором» не является пропуском на биатлонный комплекс. Попасть на территорию у корреспондента Сибкрай.ru получилось только с третьего раза. Не так просто и добраться до самого комплекса: он расположен за бывшей Гусинобродской барахолкой, ходит до него одна-единственная маршрутка.
Свободно могут пройти через КПП те, кто заплатил за вход по установленному прейскуранту: всю прошедшую зиму «нелегальные» лыжники проходили на территорию за символическую плату (по их словам, 150 рублей). Посещение спортивного сооружения строго регламентировано – зайти можно с 7.00 до 10.00, с 13.00 до 15.00 и с 19.00 до 21.00.
«Так мы приводим территорию комплекса в порядок, – рассказал директор биатлонного комплекса Александр Никифоров порталу Сибкрай.ru. – Это все-таки зона для спортивного совершенствования. Мы работаем над безопасностью объекта – закрываем самые опасные участки, где идет несанкционированный проход отдыхающих на территорию биатлонного комплекса, согласно паспорта безопасности спортивных объектов первой категории».
Этот «первый этап реконструкции» новосибирцы встретили противоречиво. Кто-то выступает на стороне руководства, соглашаясь с тем, что территория комплекса становится аккуратнее и ухоженнее. Другие выступают против, высказывая свое недовольство в социальных сетях, в комментариях сайта комплекса, на форумах.
«Мы будем бороться и продолжать сопротивление! – пишет на странице биатлонного комплекса в Facebook комментарий любитель спорта Алексей. – Мы будем просачиваться через стальные прутья, мы будем прогрызать гущи как бобры, мы будем делать сурчинные подкопы, мы будем залетать на территорию на квадрокоптерах, в конце концов, мы будем проносить наших детей и жен в чехлах для лыж, поясных сумках и термосах! Наше желание заниматься спортом и двигать его в массы не остановить!»
Почему Фуркаду здесь не место?
Обсуждение нынешнего состояния биатлонного комплекса идет давно и касается не только новых охранительных мер. Еще в 2011 году громко и с тоской спортивные аналитики заявили об утрате Новосибирском статуса «биатлонной столицы» из-за устаревания основной площадки. В соседнем Красноярске, Тюмени и Ханты-Мансийске строятся и обновляются биатлонные комплексы категорий «А» и «В», на них постоянно проходят чемпионаты России, этапы Кубка мира, международные соревнования, собирающие главных звезд биатлона и максимальное количество зрителей. В Новосибирске этого нет.
Новосибирский биатлон ведет свою историю с середины 50-х годов. Город славили олимпийские чемпионы – Александр Тихонов, Виктор Маматов, Сергей Булыгин, Сергей Тарасов, Светлана Ишмуратова, Анна Богалий. А также чемпионы мира – Анатолий Жданович, Юрий Колмаков, Александр Тропников, Светлана Печерская и многие другие биатлонисты, завоевавшие победы на соревнованиях разного ранга. Именно тогда Новосибирск считался одним из ведущих центров подготовки биатлонистов России. Сейчас аналитики замечают, что в столице Сибири «не обновляется материальная база, захирела тренерская школа, нет подроста».
Соревнования высокого уровня в Новосибирске не проводились более десяти лет. Этапы Кубка мира проходили здесь в 1992 и 1997 годах. Перед этим, в 1991 году, было отремонтировано стрельбище, построены административный блок, вмещающие комнаты, помещения для подготовки лыж, конференц-зал и пресс-бар.
Но с того времени требования изменились. Несмотря на то, что комплекс аттестован по категории «В», он уже не может принимать соревнования международного уровня высокого ранга. Последний раз чемпионат Европы прошел в Новосибирске в 2005 году, а в 2007 – первый Мемориал Фатьянова. С тех пор шанса увидеть мировых звезд биатлона у новосибирцев почти не было – в 2008 году соревнования на приз памяти Виталия Фатьянова прошли в Увате, а с 2009 они проходят в Петропавловске-Камчатском. Новосибирский комплекс установленным требованиям не удовлетворяет, хотя интерес у зрителей и специалистов к фатьяновскому чемпионату был. Без увеличения финансирования, реконструкции биатлонного комплекса в соответствии с изменяющимися мировыми стандартами, международные соревнования проводиться в Новосибирске не могут, а, соответственно, и Мартен Фуркад сюда не поедет, отмечают эксперты.
12 миллионов на трассу и заявка на чемпионат
Реконструкция комплекса была анонсирована еще в 2014 году, в рамках областной профильной программы был выполнен проект реконструкции. Однако согласно этому проекту модернизации должны были подвергнуться только два основных объекта – стрельбище и лыжероллерная трасса. Цена модернизации – 50 миллионов рублей.
«В прошлом году было сделано два километра лыжероллерной трассы, – объяснил директор биатлонного комплекса Александр Никифоров. – В этом году объявим торги, начнутся подрядные работы по увеличению трассы на 700 метров. Общий круг составит 2,5 километра, который будет соответствовать федеральным стандартам проведения соревнований на любом уровне. Освещение лыжероллерной трассы также планируется выполнить в 2018 году».
В этом году на второй этап ремонта лыжероллерной трассы планируется потратить 12 миллионов рублей. На первый круг трассы протяженностью 1900 метров уже потрачено около 15 миллионов. Перед этим в 2016 году федеральный бюджет выделил средства на капитальный ремонт стрельбища, которое теперь соответствует федеральным стандартам и имеет электронно-механические установки. Еще раньше были построены вакс-кабины – помещения для подготовки лыж – без которых запрещено проводить соревнования любого уровня. Кроме этого в биатлонном комплексе с различной периодичностью идут ремонты помещений, теплотрассы и котельной, в которой меняют насосы, котлы и трубы.
При таком уровне оснащения на новосибирском биатлонном комплексе могут проходить юниорские чемпионаты мира. На одно из таких руководство биатлонного комплекса подало заявку – если ее одобрят, соревнования пройдут в Новосибирске в 2022 году.
Кроме стрельбища, лыжероллерной трассы, КПП и вакс-кабины на территории спортивного сооружения находятся два тренажерных зала, тир, общежитие на 50 человек, административные здания, столовая на 250 человек. Тренажерные залы в перспективе также хотят «подогнать» под федеральные стандарты, затратив на это 2,5 миллиона рублей. Сейчас они, так же, как и тир с расстоянием до мишеней в 25 метров, под установленные стандарты не подходят.
«Единственное, чего нам особо не хватает – это гостиницы для приема спортсменов, – считает Александр Никифоров. – Трибун я не касаюсь – такие нас тоже устраивают – в Новосибирске болеть некому. Так что не нужно думать, что у нас тут плохо, что мы в яме и так далее. Да, здесь не то, что хотелось бы, если сравнивать с другими городами, куда миллиарды уходят. Не все могут такими вещами обладать, как тюменцы и ханты–мансийцы, но тренироваться у нас можно. Было бы желание и профессионализм».
Александр Никифоров был личным тренером двукратной олимпийской чемпионки Анны Богалий. Он вспоминает, что на базе биатлонного комплекса в Новосибирске тренировались олимпийские чемпионы, победители чемпионатов России и Европы.
«Победа на лыжне не зависит только от предоставляемых условий, – рассуждает он. – Главным остается тренерская работа и работа спортсмена. Что спортсмену надо? Кровать мягкая, условия для тренировки, питание, стрельбище, восстановительные мероприятия. Встать, подняться мы можем только спортсменами. И от гостиницы не появятся чемпионы. Нам не хватает только «тренерских мозгов» и хорошего материала – спортсменов. Да ведь и в России биатлона нет – это проблема глобальная. Вы спросите про условия для тренировочного процесса на Новосибирском биатлонном комплексе Анну Богалий, Сергея Тарасова – наших чемпионов, которые выросли на комплексе. Наши условия устраивали их для тренировок».
Чудо для новосибирского биатлона
Анна Богалий – двукратная олимпийская чемпионка в эстафете (Турин 2006 и Ванкувер 2010), заслуженный мастер спорта России, член сборной России по биатлону с 2000 года. К «золотым» олимпиадам биатлонистка готовилась на новосибирском биатлонном комплексе.
«Добиться высоких результатов, конечно, можно в любых условиях, – поделилась Анна Богалий с порталом Сибкрай.ru. – Я, когда в 2009 году возвращалась в спорт, то подготовительный период проходила «дома». И могу сказать, что мне были созданы для подготовки все условия, можно было выполнять нагрузку любого уровня. Но, конечно, успех – это совокупность нескольких факторов: желания спортсмена, опыта тренера и финансовой составляющей. У нас для проведения серьезных соревнований не хватает влияния административного ресурса, личного патронажа губернатора и его желания развивать биатлон. Городская и региональная администрации должны включиться в процесс, тогда у нас и комплекс будет как в Ханты-Мансийске или Тюмени, и уровень биатлона на таком же уровне. Все должно быть под контролем».
С 2012 года в России проводится «Кубок Анны Богалий – Лыжный мир», идеологом и инициатором которого стала двукратная олимпийская чемпионка. Ежегодно один из этапов кубка проводится на новосибирском биатлонном комплексе, куда съезжаются порядка 500 участников. Но эти соревнования для биатлонистов от 10 до 17 лет, это детские соревнования, которые проходят по принципу этапов Кубка мира.
«Вместительность комплекса и помещений административного корпуса позволяют проводить соревнования такого уровня, – объяснила Анна Богалий. – Конечно, комплекс у нас довольно зрелый, имеет свои определенные традиции, да и построен очень давно. Стадионы, которые сейчас принимают этапы Кубка мира, содержат достаточно большую стартово-финишную зону, они хоть и компактные, но вместительные. Нам необходимо провести полную реконструкцию, если мы претендуем на соревнования высшего уровня. Стартово-финишная зона – это обязательное требование, она, как и штрафной круг, должна быть наглядна для зрителей. В 2005 году на чемпионате Европы, была хорошая спонсорская помощь, много кто поучаствовал в процессе. А сейчас Александр Петрович (прим. ред. – Никифоров) делает все возможное в рамках своего бюджета, чтобы биатлон выживал. Потому что на него ложится тяжелая финансовая нагрузка, ведь необходимо и команды растить, и комплекс содержать».
Регион предоставляет средства на лыжную экипировку только спортсменам, которые являются членами сборной области. Иногда помощь предоставляют спонсоры, они связываются с адресной поддержкой отдельных биатлонистов и помогают им с лыжами, экипировкой. Но в основном все «оборудование» приобретается на собственные деньги. Импортозамещение в этом деле невозможно – все лыжи, парафины, палки, крепления и порошки делаются только заграницей. От этого цена на экипировку высокая.
«В Сибири много единомышленников, которые развивают, в том числе, и детский спорт, – считает Анна Богалий. – Они вкладывают немало средств в биатлон, стараются, чтобы он развивался. Нашему стадиону так же нужна финансовая подпитка и, может, у кого-то будет желание туда вложиться. Ведь у новосибирского биатлона есть будущее, нужно только объединиться всем вместе, чтобы чудо случилось».
Анна Богалий в 2012 году ушла из большого спорта и сейчас активно поддерживает проекты, которые посвящены детскому спорту и здоровому образу жизни. Она идеолог развития детского биатлона, идейный вдохновитель «Кубка Богалий», который с 2014 года включен в календарь Союза биатлонистов России. Ежегодно в этих соревнованиях участвуют дети из 20 регионов страны, а также команды из Казахстана.
По договору и на биатлонном комплексе в Новосибирске занимаются дети из спортивных школ – тренеры предоставляют списки, и начинающие спортсмены проходят через КПП бесплатно, наряду с мастерами спорта и заслуженными тренерами.
На базе самого биатлонного комплекса функционирует «Школа олимпийского резерва по биатлону», в которой занимаются лыжники с девяти лет. Средств биатлонного комплекса на покупку экипировки для всех учащихся школы не хватает. По словам заведующей учебно-спортивного отдела «Центра биатлона» Нины Серебенниковой, лыжи для первого года обучения стоят порядка трех тысяч рублей. Вся экипировка обойдется в десятку. Для юниорского уровня подготовки цена лыж доходит уже до 20 тысяч рублей.
Членам сборной области снаряжение оплачивается полностью. Остальные иногда донашивают лыжи за предшественниками или покупают за свои средства. В основном, тренеры биатлонного комплекса ставят на детский спорт, но из-за нехватки финансирования все оснащение спортсменов ложится на плечи родителей. Некоторая экипировка все-таки приобретается, но точечно, не в том объеме, в котором хотелось бы. Александр Никифоров смеется: «У нас допинг спортсмены, конечно, не употребляют. Но в любом случае на него денег нет. Так, витаминки покупаем, которые спортсменов наших не подставят».
Реконструкция стрельбища с подвохом
Несколько лет назад стрельбище Новосибирского биатлонного комплекса сделали полузакрытым – по оценке ГУВД, оно не соответствовало требованиям безопасности, поскольку жилые дома расположены почти в 300 метрах от мишеней. Расстояние же между стрельбищем и жилыми зданиями, согласно приказу МВД, должно быть не меньше километра.
При открытом стрельбище биатлонистам запретили использовать оружие крупного калибра и длинноствольное нарезное – стрелять по мишеням можно было только из пневматических винтовок. Биатлонному комплексу выдали предписание: устранить нарушение, иначе проводить полноценные тренировки и масштабные соревнования запретят.
«Закрытое стрельбище – это тоже проблема для проведения соревнований высокого уровня, – отмечает Александр Никифоров. – Для телевидения это большая проблема. Были сделаны перехваты, которые сильно навредили нашему комплексу».
Сейчас расстояние до цели – 50 метров. Диаметр мишени для стрельбы лежа – 45 миллиметров, из положения стоя – 115. Международным стандартам это стрельбище теперь соответствует.
Сергей Б. был на биатлонном комплексе во время проведения там чемпионата Европы. И именно местоположение стрельбища привело его в замешательство – оно располагается между двумя трибунами, в одном квадрате со штрафным кругом.
«Зрителям негде смотреть биатлон – все получается как–то скомкано, – делится он с порталом Сибкрай.ru. – Штрафной круг, стрельбище, еще и тренеры отгораживают спортсменов в квадрате – места слишком мало на этом пятачке. К тому же, что интересно – подъем начинается прямо перед финишем, спортсмены стартуют и сразу уходят в лес – прибегают снизу, опять же их не видать. Хотелось бы большего обзора, ведь места много – целая тайга! Наверное, можно было бы как-то расчистить место. Такой крупный город должен иметь и крупный стадион, чтобы европейские чемпионаты и у нас были. А так – даже юниорам здесь тесно. Лично мне, чтобы разглядеть Магдалену Нойнер тогда, понадобился бинокль».
Как у других
Пока в Новосибирске родители покупают своим детям лыжи – в Тюмени и Ханты-Мансийске «покупают» готовых спортсменов. В других регионах, кажется, ситуация стабильнее, чем в Новосибирске. В Красноярске, Тюмени, Ханты-Мансийске чувствуется личное участие глав регионов и городов; биатлон не финансируется по принципу остатка. Анна Богалий уже несколько лет подряд выражает надежду на то, что областные власти будут уделять биатлону больше внимания, увеличат финансирование, помогут спортсменам с техническим обеспечением или хотя бы раз отправят за границу на сборы.
«Академию биатлона» готовят в Красноярске к Универсиаде-2019. Она будет включать в себя спортивный комплекс, гостиницу, стрельбище с 30 мишенными установками, 12 километров лыжных трасс. К моменту проведения соревнований потребуется реконструкция – оборудование систем искусственного снегообразования и освещения трасс. Красноярский комплекс так же, как и новосибирский относится к категории «В». Но на его реконструкцию к Универсиаде выделено несколько миллиардов.
В Тюмени же в этом году проходил девятый этап Кубка мира. Там ежегодно проводятся соревнования разного уровня – чемпионаты России, Европы, этапы Кубка мира и другие.
«В Тюмени комплекс организован так, как любая международная арена, на которую я могу посмотреть с экрана телевизора, как на европейских этапах, – поделилась любительница биатлона Элина Газыева, побывавшая в этом году на соревнованиях в Тюмени. – Вид зрителям открывается на штрафной круг, стрельбище и финишную прямую. Конечно, биатлон удобнее смотреть именно по телевизору, потому что спортсмены бегут по трассе в лесу. Но в Тюмени есть несколько больших экранов, которые показывают биатлонистов на протяжении всей дистанции. У Новосибирска здесь недоработка. То же самое можно сказать и о трибунах, которые явно не вместят такое количество людей, которое вмещает тюменская арена».
Элина Газыева сравнивает и трибунное помещение, где могут располагаться административные штабы для судей и волонтеров. В Новосибирске здание выглядит старым, если его сравнивать с тюменским, где комплекс новый от и до.
Сооружения биатлонного комплекса чаще всего находятся далеко от центра города – здесь Тюмень и Новосибирск похожи. Но в Тюмени около стадиона построены домики для проживания спортсменов. В Новосибирске есть общежитие на 50 человек, места предназначены только для региональной сборной.
«В любом случае, все, что есть у нас – это пережиток советского времени, – рассуждает Элина Газыева. – Я не знаю, когда были построены эти здания, были ли отремонтированы должным образом, или там был косметический ремонт. А на международные соревнования приезжают спортсмены со всего мира. Явно, у нас не тот уровень, чтобы принимать таких гостей. По поводу самой трассы – у нас так же, как и в Тюмени, есть места для зрителей вдоль лыжни. Но гонки часто предполагают освещение трассы, на это тратится много средств. Осветительных приборов у нас явно не хватает. Еще – трассу нужно правильно закатать. И в этом плане то, что я видела в Тюмени – соответствует тому, что я вижу по телевизору на крупных соревнованиях Европы, тому, что я вижу в Ханты-Мансийске, но не вижу в Новосибирске».
Реконструкция реконструкции
Сейчас в биатлонном комплексе ведутся работы по реконструкции уже реконструированного в прошлом году участка лыжероллерной трассы – в этом году участок, на который потратили 15 миллионов, лопнул. Проектировщик разбирается с отведением воды, а директор комплекса готовит торги для строительства второго круга. Его должны сделать до конца этого года. По словам Александра Никифорова, в этом случае областной департамент спорта идет навстречу, помогает с финансированием.
Кроме реконструкции «механической» идет реконструкция и «качественная». К новому сезону начался подбор молодых тренеров и новых спортсменов, в том числе и иногородних. По условной статистике тренеров комплекса – из тысячного набора биатлонистов только один будет «годным».