Пакет законов об усилении контроля за управлением государственной собственностью и концессиями разрабатывают в Законодательном собрании Новосибирской области. Разработка и принятие этого пакета документов – одна из главных целей законодателей в 2018 году после громких скандалов и разбирательств с Технопарком и Биотехнопарком, «мусорной» и мостовой концессиями.
О намерении заняться разработкой соответствующих законопроектов говорил в конце прошлого года спикер Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. Он отмечал, что будет одним из ключевых направлений работы в 2018 году.
«Мы внесем на рассмотрение Законодательного собрания изменения в закон об управлении и распоряжении госсобственностью, – поделился планами Андрей Шимкив. – Суть закона проста. Все, что касается бюджетных гарантий должно проходить через Заксобрание. Мы ничего нового не изобрели. В обязанности депутатского корпуса всегда входил контроль над расходованием бюджетных средств. Поэтому мы и хотим, чтобы соглашения о заключении государственно-частного партнерства в обязательном порядке проходили через Законодательное собрание. Мы хотим участвовать в процедурах в самом начале пути, чтобы не было больше таких казусов, как с нашумевшими концессиями».
Напомним, что в регионе широко обсуждались два концессионных соглашения – о строительстве четвертого моста и о создании двух мусоросортировочных комплексов. В результате работы депутатов Заксобрания, объем гарантированного дохода концессионеру четвертого моста удалось снизить почти в два раза (с 91 миллиарда рублей). «Мусорную» концессию обсуждали в течение всего прошлого года, депутаты указывали региональным властям на несколько спорных моментов в концессионном соглашении. Претензии парламентариев были обращены также к объему гарантированного дохода (121 миллиард в течение 40 лет при шестимиллиардных вложениях), к выбранным местам под строительство комплексов, избранной экономической модели и обязательствам регионального бюджета. В настоящий момент концессия находится на стадии расторжения.
Кроме того, у парламентариев большое количество вопросов вызывает использование бюджетных средств и управление государственной собственностью. Контрольно-счетная палата Новосибирской области выявила нарушения в работе Технопарка, после чего его бывший руководитель Дмитрий Верховод был отправлен в отставку, а уже в этом году аудиторы объявили о многомиллионных нарушениях в работе Биотехнопарка. При вложении в проект 1,2 миллиарда рублей бюджетных инвестиций, Биотехнопарк только в 2018 году должен перейти на самоокупаемость.
Все это в совокупности привело к тому, что парламентарии приступили к разработке пакета документов об усилении роли регионального Заксобрания при рассмотрении параметров планируемых к заключению концессий, предполагающих обязательства региональной казны, и усилению контрольных полномочий в порядке управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области.
«К сожалению, достаточно много примеров, когда госсобственность используется неэффективно. Перечень заключений КСП будет довольно длинный. В нем и Куйбышевская НФС, и Технопарк, и совсем недавно озвученные результаты проверки «Биотехнопарка» в Кольцово. Любой из проектов мотивируется, что создаваемое учреждение или предприятие будет приносить отдачу. Проходит какое-то время – деньги ушли, результата нет. По-моему, потому что нет персонифицированной ответственности, постоянного контроля. Порядок управления и распоряжения госсобственностью необходимо менять, и мы готовы этим заниматься. Среди депутатов есть эффективные управленцы, состоявшиеся руководители, которые могут разобраться в вопросе, – отметил депутат Заксобрания Игорь Умербаев. – Практика показывает, что исполнительная власть, которой доверено управление госсобственностью, с этим не справляется. Не буду говорить об умысле. Возможно, из-за текучки, возможно, из-за постоянных реорганизаций. Значит, необходима поддержка этих усилий. Если бы все было безоблачно, инициатива бы не возникла».
Председатель Заксобрания Андрей Шимкив распорядился создать межфракционную рабочую группу, куда вошли все вице-спикеры Заксобрания, председатели и заместители председателей профильных комитетов. Рабочая группа займется разработкой проектов законов области, определяющих порядок управления и распоряжения государственной собственностью.
«Председатель Заксобрания очень своевременно отреагировал на эти вызовы, имеющиеся в нашем регионе, создав межфракционную группу, которая будет подбирать такие новации в областной закон об управлении госимуществом, которые, в первую очередь, усилят контроль над эксплуатацией нашего государственного имущественного комплекса, потому что недопустимы халатность и верхоглядство в вопросах управления нашим областным имуществом, – заметил депутат Анатолий Кубанов. – Не так богато живем, чтобы позволить себе роскошь использовать имеющиеся у нас площади без максимальной отдачи в областной бюджет».
«Закон, конечно, актуален, потому что по распоряжению имуществом области и так слишком много полномочий было передано исполнительной власти. Поэтому идет разговор, чтобы надлежащим образом участвовала законодательная ветвь власти. Будем прорабатывать некоторые вещи совместно, скажем так, чтобы под контролем были», – добавил депутат Вадим Агеенко, отметив, что во многом на оперативность создания рабочей группы повлияла ситуация с концессиями и Биотехнопарком.
Вопрос эффективности использования бюджетных средств – один из главных в работе регионального парламента, и эффективность использования государственной собственности становится не менее важной темой. «Просто нет никакого управления государственной собственностью», – констатировал Шимкив после рассмотрения ситуации в Биотехнопарке на прошлой неделе.
Первое заседание вновь созданной рабочей группы должно пройти уже на следующей неделе.
Шимкив решил усилить контроль за госсобственностью
Пакет законов об усилении контроля за управлением государственной собственностью и концессиями разрабатывают в Законодательном собрании Новосибирской области. Разработка и принятие этого пакета документов – одна из главных целей законодателей в 2018 году после громких скандалов и разбирательств с Технопарком и Биотехнопарком, «мусорной» и мостовой концессиями.
О намерении заняться разработкой соответствующих законопроектов говорил в конце прошлого года спикер Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. Он отмечал, что будет одним из ключевых направлений работы в 2018 году.
«Мы внесем на рассмотрение Законодательного собрания изменения в закон об управлении и распоряжении госсобственностью, – поделился планами Андрей Шимкив. – Суть закона проста. Все, что касается бюджетных гарантий должно проходить через Заксобрание. Мы ничего нового не изобрели. В обязанности депутатского корпуса всегда входил контроль над расходованием бюджетных средств. Поэтому мы и хотим, чтобы соглашения о заключении государственно-частного партнерства в обязательном порядке проходили через Законодательное собрание. Мы хотим участвовать в процедурах в самом начале пути, чтобы не было больше таких казусов, как с нашумевшими концессиями».
Напомним, что в регионе широко обсуждались два концессионных соглашения – о строительстве четвертого моста и о создании двух мусоросортировочных комплексов. В результате работы депутатов Заксобрания, объем гарантированного дохода концессионеру четвертого моста удалось снизить почти в два раза (с 91 миллиарда рублей). «Мусорную» концессию обсуждали в течение всего прошлого года, депутаты указывали региональным властям на несколько спорных моментов в концессионном соглашении. Претензии парламентариев были обращены также к объему гарантированного дохода (121 миллиард в течение 40 лет при шестимиллиардных вложениях), к выбранным местам под строительство комплексов, избранной экономической модели и обязательствам регионального бюджета. В настоящий момент концессия находится на стадии расторжения.
Кроме того, у парламентариев большое количество вопросов вызывает использование бюджетных средств и управление государственной собственностью. Контрольно-счетная палата Новосибирской области выявила нарушения в работе Технопарка, после чего его бывший руководитель Дмитрий Верховод был отправлен в отставку, а уже в этом году аудиторы объявили о многомиллионных нарушениях в работе Биотехнопарка. При вложении в проект 1,2 миллиарда рублей бюджетных инвестиций, Биотехнопарк только в 2018 году должен перейти на самоокупаемость.
Все это в совокупности привело к тому, что парламентарии приступили к разработке пакета документов об усилении роли регионального Заксобрания при рассмотрении параметров планируемых к заключению концессий, предполагающих обязательства региональной казны, и усилению контрольных полномочий в порядке управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области.
«К сожалению, достаточно много примеров, когда госсобственность используется неэффективно. Перечень заключений КСП будет довольно длинный. В нем и Куйбышевская НФС, и Технопарк, и совсем недавно озвученные результаты проверки «Биотехнопарка» в Кольцово. Любой из проектов мотивируется, что создаваемое учреждение или предприятие будет приносить отдачу. Проходит какое-то время – деньги ушли, результата нет. По-моему, потому что нет персонифицированной ответственности, постоянного контроля. Порядок управления и распоряжения госсобственностью необходимо менять, и мы готовы этим заниматься. Среди депутатов есть эффективные управленцы, состоявшиеся руководители, которые могут разобраться в вопросе, – отметил депутат Заксобрания Игорь Умербаев. – Практика показывает, что исполнительная власть, которой доверено управление госсобственностью, с этим не справляется. Не буду говорить об умысле. Возможно, из-за текучки, возможно, из-за постоянных реорганизаций. Значит, необходима поддержка этих усилий. Если бы все было безоблачно, инициатива бы не возникла».
Председатель Заксобрания Андрей Шимкив распорядился создать межфракционную рабочую группу, куда вошли все вице-спикеры Заксобрания, председатели и заместители председателей профильных комитетов. Рабочая группа займется разработкой проектов законов области, определяющих порядок управления и распоряжения государственной собственностью.
«Председатель Заксобрания очень своевременно отреагировал на эти вызовы, имеющиеся в нашем регионе, создав межфракционную группу, которая будет подбирать такие новации в областной закон об управлении госимуществом, которые, в первую очередь, усилят контроль над эксплуатацией нашего государственного имущественного комплекса, потому что недопустимы халатность и верхоглядство в вопросах управления нашим областным имуществом, – заметил депутат Анатолий Кубанов. – Не так богато живем, чтобы позволить себе роскошь использовать имеющиеся у нас площади без максимальной отдачи в областной бюджет».
«Закон, конечно, актуален, потому что по распоряжению имуществом области и так слишком много полномочий было передано исполнительной власти. Поэтому идет разговор, чтобы надлежащим образом участвовала законодательная ветвь власти. Будем прорабатывать некоторые вещи совместно, скажем так, чтобы под контролем были», – добавил депутат Вадим Агеенко, отметив, что во многом на оперативность создания рабочей группы повлияла ситуация с концессиями и Биотехнопарком.
Вопрос эффективности использования бюджетных средств – один из главных в работе регионального парламента, и эффективность использования государственной собственности становится не менее важной темой. «Просто нет никакого управления государственной собственностью», – констатировал Шимкив после рассмотрения ситуации в Биотехнопарке на прошлой неделе.
Первое заседание вновь созданной рабочей группы должно пройти уже на следующей неделе.