Лента новостей

Все новости

Популярное

Конструкторы НГТУ собрали уникальный двигатель из алюминия

    Фото: НГТУ | В. Невидимов

 Конструкторы НГТУ собрали уникальный двигатель из алюминия

Первый в мире алюминиевый двигатель собрали авиаконструкторы Новосибирского государственного технического университета. Уникальность разработки в том, что даже детали, которые подвергаются высокой нагрузке, сделаны из алюминия.

Конструкторы опорного НГТУ представили первый в мире полностью алюминиевый двигатель. Как рассказали в НГТУ, использование алюминия вместо стали позволило понизить вес двигателя на 40-50% в сравнении с традиционными моделями аналогичной мощности. В снаряженном состоянии авиадвигатель будет весить не менее 200 килограммов, тогда как предшественник, М-14П, весит не менее 250 килограммов. При этом мощность нового двигателя выросла на 40 лошадиных сил – до 400 лошадиных сил, а расход топлива снизился примерно на 15%.

В НГТУ подчеркнули, что из алюминия сделаны даже те части, которые подвергаются самым высоким нагрузкам. Например, коленчатый вал, гильзы и маховик. Алюминий уже применялся в авиационных и автомобильных двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, до сих пор делали из стали. 

В университете рассказали, что конструкторам удалось заменить стальные детали на алюминиевые с помощью особой технологии плазменно-электролитического оксидирования, которая была создана в Институте неорганической химии СО РАН. Суть этой технологии в том, что на алюминиевые детали воздействуют плазменными разрядами, в результате чего на ее поверхности образуется тонкий слой оксида алюминия – корунда.

«Корунд обладает высокой твердостью и температурой плавления, именно поэтому алюминиевые детали с корундовой поверхностью могут заменить стальные в двигателе. Детали нового двигателя были специально сконструированы для эффективного применения технологии ПЭО», – указали в вузе.

Новый двигатель установят на двухместные самолеты ЯК-52, старые двигатели которых либо уже выработали свой ресурс, либо находятся на грани выработки. На данный момент в России эксплуатируется несколько сотен самолетов ЯК-52, они используются как учебно-тренировочные самолеты в школах ДОСААФ, а также как частные и коммерческие самолеты.

Двигатель уже прошел наземные испытания на аэродроме «Мочище» под Новосибирском. Теперь разработчикам предстоит проводить испытания заявленного ресурса двигателя, который не меньше, чем у моторов из стали, – две тысячи часов. После этого двигатель будет установлен на самолет ЯК-52, начнутся его летные испытания.

В НГТУ добавили, что двигатель будет работать на обычном автомобильном бензине АИ-95. Также на нем будет установлена автономная система подогрева. Предполагается, что в серийном производстве двигатель будет вдвое дешевле современных аналогов.

Двигатель разрабатывает созданная выпускниками НГТУ компания «ЗК-Мотор». Разработчик двигателя – профессор кафедры самолето- и вертолетостроения факультета летательных аппаратов НГТУ Илья Зверков. В группе разработчиков – аспиранты и магистранты НГТУ. Вуз вместе с Институтом теоретической и прикладной механики СО РАН и Институтом неорганической химии СО РАН оказывает научно-технологическую поддержку разработке. Создание двигателя финансируется в основном на средства фонда «Возрождение отечественной авиации».

Первый в мире алюминиевый двигатель собрали авиаконструкторы Новосибирского государственного технического университета. Уникальность разработки в том, что даже детали, которые подвергаются высокой нагрузке, сделаны из алюминия.

Конструкторы опорного НГТУ представили первый в мире полностью алюминиевый двигатель. Как рассказали в НГТУ, использование алюминия вместо стали позволило понизить вес двигателя на 40-50% в сравнении с традиционными моделями аналогичной мощности. В снаряженном состоянии авиадвигатель будет весить не менее 200 килограммов, тогда как предшественник, М-14П, весит не менее 250 килограммов. При этом мощность нового двигателя выросла на 40 лошадиных сил – до 400 лошадиных сил, а расход топлива снизился примерно на 15%.

В НГТУ подчеркнули, что из алюминия сделаны даже те части, которые подвергаются самым высоким нагрузкам. Например, коленчатый вал, гильзы и маховик. Алюминий уже применялся в авиационных и автомобильных двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, до сих пор делали из стали. 

В университете рассказали, что конструкторам удалось заменить стальные детали на алюминиевые с помощью особой технологии плазменно-электролитического оксидирования, которая была создана в Институте неорганической химии СО РАН. Суть этой технологии в том, что на алюминиевые детали воздействуют плазменными разрядами, в результате чего на ее поверхности образуется тонкий слой оксида алюминия – корунда.

«Корунд обладает высокой твердостью и температурой плавления, именно поэтому алюминиевые детали с корундовой поверхностью могут заменить стальные в двигателе. Детали нового двигателя были специально сконструированы для эффективного применения технологии ПЭО», – указали в вузе.

Новый двигатель установят на двухместные самолеты ЯК-52, старые двигатели которых либо уже выработали свой ресурс, либо находятся на грани выработки. На данный момент в России эксплуатируется несколько сотен самолетов ЯК-52, они используются как учебно-тренировочные самолеты в школах ДОСААФ, а также как частные и коммерческие самолеты.

Двигатель уже прошел наземные испытания на аэродроме «Мочище» под Новосибирском. Теперь разработчикам предстоит проводить испытания заявленного ресурса двигателя, который не меньше, чем у моторов из стали, – две тысячи часов. После этого двигатель будет установлен на самолет ЯК-52, начнутся его летные испытания.

В НГТУ добавили, что двигатель будет работать на обычном автомобильном бензине АИ-95. Также на нем будет установлена автономная система подогрева. Предполагается, что в серийном производстве двигатель будет вдвое дешевле современных аналогов.

Двигатель разрабатывает созданная выпускниками НГТУ компания «ЗК-Мотор». Разработчик двигателя – профессор кафедры самолето- и вертолетостроения факультета летательных аппаратов НГТУ Илья Зверков. В группе разработчиков – аспиранты и магистранты НГТУ. Вуз вместе с Институтом теоретической и прикладной механики СО РАН и Институтом неорганической химии СО РАН оказывает научно-технологическую поддержку разработке. Создание двигателя финансируется в основном на средства фонда «Возрождение отечественной авиации».


Новости партнеров

В России и мире

Шишка даже не успеет появиться: знахарские рецепты для лечения ушибов
Запасайтесь алкоголем заранее: Госдума требует запретить его продажу на праздники
Честны и прямолинейны: знаки Зодиака, которые во всех случаях предпочтут сказать даже самую горькую правду
4 проблемы, которые может решить обычная гвоздика: покупайте с запасом
Опасна ли пониженная температура тела и о каких недугах может сигнализировать
Не вторая мама, а злейший враг: худшие свекрови по знаку Зодиака
Дорога к счастью: 7 полезных советов, которые помогут вам достичь эмоциональной гармонии и избавиться от негатива
Драгоценности, полученные в наследство, опасны? Как «обезвредить» бабушкины серьги и кольца
Если боитесь тромбов, избегайте этой еды: 3 вида продуктов, которые способствуют сгущению крови
Чем подкормить всходы петунии, чтобы растение стало крепче, и улучшилась корневая система