Владимир Городецкий не смог остановить рост социальной напряженности и разгоревшиеся протесты против ряда важнейших проектов в Новосибирской области. Это сказывалось не только на политической и экономической ситуации в регионе, но могло повлиять на результат выборов президента России в марте 2018 года, считает руководитель новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук Константин Антонов.
Рост социальной напряженности, протестной активности, противостояние ветвей власти, конфликт между субъектом Федерации и крупнейшим муниципалитетом, обострение внутриэлитной борьбы – так можно охарактеризовать общественно-политическую ситуацию в Новосибирске накануне уже состоявшейся отставки губернатора. Причина нарастающих негативных явлений – как раз действия главы региона и его команды в сфере принятия управленческих решений, которые вызывали у населения и политических акторов отторжение и неприятие.
Нарастающая напряженность в массовом порядке фиксируется в публичной сфере, что служит дополнительным мобилизационным ресурсом протеста. А это сказывается на социально-политической ситуации в области, мешает ее устойчивому экономическому развитию и потенциально может отразиться на результате выборов президента России.
Точкой отсчета следует считать утверждение 2 декабря 2016 года Горсоветом Новосибирска решения губернатора Городецкого повышения коммунальных тарифов на 15%, вместо рекомендованных правительством России 4%. На следующий день это решение было подвергнуто жесткой критике в областных СМИ и социальных сетях. Уже 7 декабря группа общественных активистов подала уведомление в мэрию о проведении митинга протеста.
Накал общественного протеста был настолько силен, что 14 декабря председатель совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев обратился к губернатору с письмом, в котором предлагал тому отказаться от повышения тарифов. «На сегодняшний день прослеживается необходимость отмены решения от 2 декабря 2016 года №319», – писал он главе региона. Однако Городецкий заявил о своей уверенности в правильности решения о повышении тарифа и объявил о том, что всю ответственность берет на себя.
24 декабря, при температуре минус 32 градуса, 300 жителей города провели митинг, в резолюции которого указывалось, что акции протеста будут проводиться до тех пор, пока решение не будет отменено. В ответ на это администрация Городецкого и мэрия развернули контрпропагандистскую работу против участников оргкомитета, что привело к обратному результату – уже 28 января 2017 года состоялся вторая акция протеста, участниками которой стали уже 1200 человек. Примечательно, что в теме митинга было о том, что новосибирцы выступают в поддержку федеральных властей, которые ограничили рост тарифов в регионе 4%. В этот же день состоялся еще один митинг, который организовал комитет «Пенсионеры за достойную жизнь!»
Протестная тема активно раскручивалась в СМИ и социальных сетях. Против решения губернатора выступили новосибирские депутаты Государственной думы Виктор Игнатов и Максим Кудрявцев, следом за ними решение раскритиковала значительная часть депутатов Законодательного собрания (в том числе, фракции ЛДПР и «Справедливая Россия», отдельные депутаты КПРФ и «Единой России»), назвав решение губернатора экономически необоснованным и социально опасным.
Между тем, региональные власти продолжали настаивать на выполнении принятых решений. На этом фоне произошла радикализация оргкомитета протестных действий. Радикально настроенные члены комитета приняли решение о приглашении на очередной митинг Алексея Навального. Группа умеренно настроенных членов комитета публично заявила о выходе из состава оргкомитета.
Митинг с участием Навального прошел 19 марта и собрал не менее трех тысяч человек. К этому моменту свое отрицательное отношение к резкому повышению тарифов высказало региональное отделение «Общероссийского народного фронта». 19 апреля Городецкий заявил об отмене своего решения.
Параллельно с «тарифной» темой в Новосибирске нарастал протест против «мусорной» концессии. Согласно соответствующему соглашению, концессионеру передавалось монопольное право на сбор, обезвреживание и утилизацию мусора в Новосибирской агломерации. Концессионер обязался построить два мусоросортировочных завода, на которых отбиралось бы 15% отходов, пригодных для переработки. Остальной мусор планировалось захоранивать на полигонах, один из которых планировалось разместить в пойме реки Издревая, в опасной близости от военного аэродрома авиазавода имени Чкалова. До сих пор Росавиация не выдала соответствующего разрешения.
Концессионеру гарантировался доход в 120 миллиардов рублей в течение 40 лет. При этом экономическое обоснование проекта было подвергнуто жесткой критике депутатами Законодательного собрания. Местное отделение партии «Яблоко» обратилось в суд с иском о побуждении правительства Новосибирской области расторгнуть соглашение, которое, по мнению экспертов, было заключено с явными нарушениями российского законодательства.
Еще в начале августа, до первого публичного протестного выступления – Городской ассамблеи, идею о начале подготовки общегородского митинга протеста в социальных сетях озвучили представители партии Алексея Навального и объединившиеся с ними радикально настроенные политические силы, в том числе, комитет «Пенсионеры за достойную жизнь!». Пытаясь предотвратить радикализацию протеста, группа депутатов Законодательного собрания и совета депутатов Новосибирска предложила ряду общественников провести в рамках Городской ассамблеи научно-практическую конференцию. Накануне этого мероприятия губернатор принял решение о «приостановлении» действия концессии, что было расценено как юридический казус: Городецкого заподозрили в попытках манипулирования с целью нейтрализовать протест, при этом продавить концессию.
В работе Городской ассамблеи по теме «мусорной» концессии приняли участие депутаты Государственной думы РФ, Законодательного собрания и Горсовета. В основном докладе, который был сделан руководителем рабочей группы Заксобрания Вадимом Агеенко, были приведены убедительные факты экономической несостоятельности проекта. Однако губернатор вновь заявил, что «берет ответственность на себя» и будет продолжать настаивать на реализации концессионного соглашения. В ответ на это общественники начали готовить общегородской митинг протеста требованием отставки губернатора.
Опыт «тарифного протеста» показал, что возрастающее недовольство может использоваться в узко политических целях. И это для региональной власти было одним из главных рисков, связанных с акциями против «мусорной» концессии. Тем более, что в прежних конфликтах, после максимального накала противостояния, областная администрация была вынуждена отказываться от ранее принятых решений. Можно напомнить, что еще до тарифов уступки были по проекту строительства четвертого (платного) моста через Обь, который будет строиться также по концессионному соглашению и с привлечением федерального финансирования. Так, первым вариантом концессионного соглашения инвестору гарантировался доход в 92 млрд рублей в течение 25 лет, однако после протестов общественности и депутатов Законодательного собрания эта сумма была снижена до 48 миллиардов. Правительство Новосибирской области объяснило этот шаг ошибкой в расчетах. Тем не менее, и это концессионное соглашение продолжает генерировать напряженность между областным правительством и депутатским корпусом и общественностью.
В конце июня 2017 года в Новосибирске разгорелся очередной скандал. На этот раз поводом стало решение руководителя департамента лесного хозяйства о сдаче в аренду 258 гектаров леса на 49 лет за 12 миллионов рублей. На сессии Законодательного собрания этот проект был подвергнут публичной критике. По подсчетам депутатов, если продать этот объем леса по цене дров, то стоимость сделки превысила бы 25 миллиардов рублей. Городецкий был вынужден уволить начальника департамента лесного хозяйства, а также понизить в должности заместителя председателя правительства и
расторгнуть договор аренды.
Очередное поражение губернатор Городецкий потерпел 4 июля – в конфликте с депутатами совета депутатов Новосибирска, которые отказались перезонировать 30 га земли на левом берегу Оби под новую арену и жилье. Строительство ЛДС является обязательным условием проведения в Новосибирске молодежного чемпионата мира по хоккею, и поручения найти возможности для реализации проекта давал президент Путин. Депутаты Горсовета посчитали, что обмен «арена за жилье», который региональные власти предлагают потенциальному инвестору, поставит муниципалитет в трудное положение, ведь новые площади жилой застройки обяжут город обеспечивать эту территорию всей необходимой социальной инфраструктурой.
Владимир Городецкий был отправлен в отставку 6 октября. В Кремле заявили, что основанием для решения президента было собственное заявление губернатора. Временно исполняющим обязанности главы региона назначен Андрей Травников, который до этого руководил городской администрацией Вологды.
Выход Городецкого: что привело к отставке губернатора
Владимир Городецкий не смог остановить рост социальной напряженности и разгоревшиеся протесты против ряда важнейших проектов в Новосибирской области. Это сказывалось не только на политической и экономической ситуации в регионе, но могло повлиять на результат выборов президента России в марте 2018 года, считает руководитель новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук Константин Антонов.
Рост социальной напряженности, протестной активности, противостояние ветвей власти, конфликт между субъектом Федерации и крупнейшим муниципалитетом, обострение внутриэлитной борьбы – так можно охарактеризовать общественно-политическую ситуацию в Новосибирске накануне уже состоявшейся отставки губернатора. Причина нарастающих негативных явлений – как раз действия главы региона и его команды в сфере принятия управленческих решений, которые вызывали у населения и политических акторов отторжение и неприятие.
Нарастающая напряженность в массовом порядке фиксируется в публичной сфере, что служит дополнительным мобилизационным ресурсом протеста. А это сказывается на социально-политической ситуации в области, мешает ее устойчивому экономическому развитию и потенциально может отразиться на результате выборов президента России.
Точкой отсчета следует считать утверждение 2 декабря 2016 года Горсоветом Новосибирска решения губернатора Городецкого повышения коммунальных тарифов на 15%, вместо рекомендованных правительством России 4%. На следующий день это решение было подвергнуто жесткой критике в областных СМИ и социальных сетях. Уже 7 декабря группа общественных активистов подала уведомление в мэрию о проведении митинга протеста.
Накал общественного протеста был настолько силен, что 14 декабря председатель совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев обратился к губернатору с письмом, в котором предлагал тому отказаться от повышения тарифов. «На сегодняшний день прослеживается необходимость отмены решения от 2 декабря 2016 года №319», – писал он главе региона. Однако Городецкий заявил о своей уверенности в правильности решения о повышении тарифа и объявил о том, что всю ответственность берет на себя.
24 декабря, при температуре минус 32 градуса, 300 жителей города провели митинг, в резолюции которого указывалось, что акции протеста будут проводиться до тех пор, пока решение не будет отменено. В ответ на это администрация Городецкого и мэрия развернули контрпропагандистскую работу против участников оргкомитета, что привело к обратному результату – уже 28 января 2017 года состоялся вторая акция протеста, участниками которой стали уже 1200 человек. Примечательно, что в теме митинга было о том, что новосибирцы выступают в поддержку федеральных властей, которые ограничили рост тарифов в регионе 4%. В этот же день состоялся еще один митинг, который организовал комитет «Пенсионеры за достойную жизнь!»
Протестная тема активно раскручивалась в СМИ и социальных сетях. Против решения губернатора выступили новосибирские депутаты Государственной думы Виктор Игнатов и Максим Кудрявцев, следом за ними решение раскритиковала значительная часть депутатов Законодательного собрания (в том числе, фракции ЛДПР и «Справедливая Россия», отдельные депутаты КПРФ и «Единой России»), назвав решение губернатора экономически необоснованным и социально опасным.
Между тем, региональные власти продолжали настаивать на выполнении принятых решений. На этом фоне произошла радикализация оргкомитета протестных действий. Радикально настроенные члены комитета приняли решение о приглашении на очередной митинг Алексея Навального. Группа умеренно настроенных членов комитета публично заявила о выходе из состава оргкомитета.
Митинг с участием Навального прошел 19 марта и собрал не менее трех тысяч человек. К этому моменту свое отрицательное отношение к резкому повышению тарифов высказало региональное отделение «Общероссийского народного фронта». 19 апреля Городецкий заявил об отмене своего решения.
Параллельно с «тарифной» темой в Новосибирске нарастал протест против «мусорной» концессии. Согласно соответствующему соглашению, концессионеру передавалось монопольное право на сбор, обезвреживание и утилизацию мусора в Новосибирской агломерации. Концессионер обязался построить два мусоросортировочных завода, на которых отбиралось бы 15% отходов, пригодных для переработки. Остальной мусор планировалось захоранивать на полигонах, один из которых планировалось разместить в пойме реки Издревая, в опасной близости от военного аэродрома авиазавода имени Чкалова. До сих пор Росавиация не выдала соответствующего разрешения.
Концессионеру гарантировался доход в 120 миллиардов рублей в течение 40 лет. При этом экономическое обоснование проекта было подвергнуто жесткой критике депутатами Законодательного собрания. Местное отделение партии «Яблоко» обратилось в суд с иском о побуждении правительства Новосибирской области расторгнуть соглашение, которое, по мнению экспертов, было заключено с явными нарушениями российского законодательства.
Еще в начале августа, до первого публичного протестного выступления – Городской ассамблеи, идею о начале подготовки общегородского митинга протеста в социальных сетях озвучили представители партии Алексея Навального и объединившиеся с ними радикально настроенные политические силы, в том числе, комитет «Пенсионеры за достойную жизнь!». Пытаясь предотвратить радикализацию протеста, группа депутатов Законодательного собрания и совета депутатов Новосибирска предложила ряду общественников провести в рамках Городской ассамблеи научно-практическую конференцию. Накануне этого мероприятия губернатор принял решение о «приостановлении» действия концессии, что было расценено как юридический казус: Городецкого заподозрили в попытках манипулирования с целью нейтрализовать протест, при этом продавить концессию.
В работе Городской ассамблеи по теме «мусорной» концессии приняли участие депутаты Государственной думы РФ, Законодательного собрания и Горсовета. В основном докладе, который был сделан руководителем рабочей группы Заксобрания Вадимом Агеенко, были приведены убедительные факты экономической несостоятельности проекта. Однако губернатор вновь заявил, что «берет ответственность на себя» и будет продолжать настаивать на реализации концессионного соглашения. В ответ на это общественники начали готовить общегородской митинг протеста требованием отставки губернатора.
Опыт «тарифного протеста» показал, что возрастающее недовольство может использоваться в узко политических целях. И это для региональной власти было одним из главных рисков, связанных с акциями против «мусорной» концессии. Тем более, что в прежних конфликтах, после максимального накала противостояния, областная администрация была вынуждена отказываться от ранее принятых решений. Можно напомнить, что еще до тарифов уступки были по проекту строительства четвертого (платного) моста через Обь, который будет строиться также по концессионному соглашению и с привлечением федерального финансирования. Так, первым вариантом концессионного соглашения инвестору гарантировался доход в 92 млрд рублей в течение 25 лет, однако после протестов общественности и депутатов Законодательного собрания эта сумма была снижена до 48 миллиардов. Правительство Новосибирской области объяснило этот шаг ошибкой в расчетах. Тем не менее, и это концессионное соглашение продолжает генерировать напряженность между областным правительством и депутатским корпусом и общественностью.
В конце июня 2017 года в Новосибирске разгорелся очередной скандал. На этот раз поводом стало решение руководителя департамента лесного хозяйства о сдаче в аренду 258 гектаров леса на 49 лет за 12 миллионов рублей. На сессии Законодательного собрания этот проект был подвергнут публичной критике. По подсчетам депутатов, если продать этот объем леса по цене дров, то стоимость сделки превысила бы 25 миллиардов рублей. Городецкий был вынужден уволить начальника департамента лесного хозяйства, а также понизить в должности заместителя председателя правительства и
расторгнуть договор аренды.
Очередное поражение губернатор Городецкий потерпел 4 июля – в конфликте с депутатами совета депутатов Новосибирска, которые отказались перезонировать 30 га земли на левом берегу Оби под новую арену и жилье. Строительство ЛДС является обязательным условием проведения в Новосибирске молодежного чемпионата мира по хоккею, и поручения найти возможности для реализации проекта давал президент Путин. Депутаты Горсовета посчитали, что обмен «арена за жилье», который региональные власти предлагают потенциальному инвестору, поставит муниципалитет в трудное положение, ведь новые площади жилой застройки обяжут город обеспечивать эту территорию всей необходимой социальной инфраструктурой.
Владимир Городецкий был отправлен в отставку 6 октября. В Кремле заявили, что основанием для решения президента было собственное заявление губернатора. Временно исполняющим обязанности главы региона назначен Андрей Травников, который до этого руководил городской администрацией Вологды.