Проект строительства четвертого моста через Обь преодолел «внутреннее» сопротивление в лице депутатов Законодательного собрания. Парламент согласился с тратами на реализацию проекта и его концепцией. В ходе обсуждения с правительством региона были выявлены и исправлены существенные недостатки концессионного соглашения, а доход, гарантированный инвестору, снизили до 52 миллиардов рублей. Кроме прочего, власти допустили, что какое-то время проезд по четвертому мосту может быть бесплатным.
Последняя порция критики в адрес проекта по строительству четвертого моста через Обь была со стороны депутатов Горсовета. Основные замечания они озвучили на прошлой сессии 19 октября. В четверг, 27 октября, высказанные комментарии были оформлены в официальный документ, направленный в адрес Законодательного собрания Новосибирской области.
Письмо является официальной позицией Горсовета. Депутаты указали, что они не против самого моста, но не согласны с теми обязанностями, которые берет на себя Новосибирская область по компенсации инвестору выпадающих доходов.
«Классная позиция, – оценил мнение городских депутатов губернатор Владимир Городецкий. – Хотим, чтобы счастье привалило на территорию, какой-то спонсор пришел, построил это счастье, и все. Такого же не бывает в реальной жизни. Обоюдная ответственность концессионера и концедента предусмотрена федеральным законом».
Глава региона подчеркнул, что в ходе работы над финансово-экономической моделью проекта бюджет четвертого моста был изменен. Изначально минимальный гарантированный доход инвестору был установлен в объеме 91 миллиарда рублей, однако после обсуждений и дискуссий с участием регионального Заксобрания и финансового консультанта из Москвы эту цифру значительно уменьшили – до 52 миллиардов рублей.
«Мы выявили ряд неэффективных, заложенных спорных моментов, когда есть и надзор, и инженерный надзор, и так далее. Было дублирование наших средств бюджетных, которые мы вкладываем в подготовку площадки, около четырех миллиардов. Оно закладывалось как в обсчет средств концессионера, которые потом возвращаются с доходами. Поправили, – сообщил Городецкий. – В результате этой оптимизации могу сказать – цифра не окончательная до запятой, но около 52 миллиардов рублей. Такая оптимизация произошла. Кто виноват, я не берусь сказать».
Отметим, что отдельно и активно критикуется то обстоятельство, что задуманный мост будет платным. В проекте концессионного соглашения, которым заинтересовались три инвестора, был прописан приблизительный тариф. Как отметил Владимир Городецкий, в настоящий момент региональные власти думают над тем, чтобы ввести плату за проезд не сразу после ввода моста, а, например, через пять лет после его сдачи в эксплуатацию.
«Платность как элемент компенсации остается, но как она будет реализована – на первых пяти годах эксплуатации, на последующих пяти, в каких размерах, с нулевой ли ставкой. Мы обсчитываем. Мы не можем не брать в учет сегодняшнюю экономическую ситуацию, когда доходы населения, в общем-то, если растут, то очень-очень медленно. Поэтому нагружать население такими дополнительными расходами... Считаем, что целесообразно, наверное, эту платность поэтапно вводить. При этом надо понимать, что возрастет нагрузка на бюджет», – заявил губернатор.
Отметим, что Контрольно-счетная палата проводила проверку проекта четвертого моста, выводы аудиторов были озвучены на заседаниях комитетов Законодательного собрания Новосибирской области. Их обсуждение проходило в закрытом режиме. Как рассказал 27 октября спикер регионального парламента Андрей Шимкив, в ходе аудита было выявлено «небольшое увеличение платы». Речь идет о дополнительном соглашении по проекту на 52 миллиона рублей, которое не было оформлено в срок советом акционеров общества «Центральный мост».
Шимкив также отметил, что работа над оптимизацией проекта прошла плодотворно. «Я надеюсь, на сегодня можно сказать, что эта тема закрыта. Мы прислушались к мнению многих групп, и депутатов Горсовета, и общественников, всех остальных, учли все, что можно, – заявил он. – Мы никогда не спорили, нужен мост или нет. Он в генплане есть, что про это говорить. Очень профессионально отработали, и теперь нам грех не получить федеральные деньги».
Напомним, что четвертый мост предполагают строить в створе улицы Ипподромская, он свяжет правый берег с площадями Труда и Энергетиков. Кроме самой переправы для реализации проекта потребуется строительство крупных транспортных развязок. Проект четвертого моста через Обь был разработан институтом «Стройпроект», проектно-сметная документация обошлась областному бюджету в 620 миллионов рублей. 175 миллионов по этому контракту областные власти должны оплатить в 2017 году.
В настоящий момент проект четвертого моста борется за федеральный грант, средства, собранные по системе «Платон». От этого финансирования напрямую зависит реализация проекта. По словам главы региона, без гранта о строительстве моста придется надолго забыть. Решение о выделении господдержки ожидают в ноябре.