Обнаруженные под «домом с часами» загадочные подвалы остались от зданий, принадлежавших купцу Федору Маштакову. Такое предположение после осмотра помещений сделал краевед Константин Голодяев. Он признал ценность находки и необходимость сохранения подземелья.
«Дом с часами» – заметный и известный памятник архитектуры Новосибирска. Созданный группой архитекторов во главе с Борисом Гордеевым и инженером Николаем Никитиным (автор Останкинской телебашни) в 1930-х годах, он стал одним из символов города. И как оказалось, многие годы скрывал не свои тайны.
Подвальные помещения, не соответствующие общему стилю и времени постройки здания, обнаружились, когда в ТСЖ решили сделать «косметический» ремонт. Провели свет, который и показал ранее скрытые во мраке части подземелья. Рабочие увидели стену со следами от пуль, огромную печь неизвестного назначения и заваленный ход, ведущий в неизвестность.
Президент фонда по сохранению «Дома с часами» и ведущий хронику его жизни Олег Викторович встречает гостей во дворе. «Сейчас, по сути, это акт вандализма, – говорит он, комментируя начавшийся ремонт. – Этим должны заниматься лицензированные специалисты, понимаете? Которые допущены с памятником работать, а не кто попало». За его спиной в это время туда-сюда ходят рабочие, разгружают грузовик с «косметикой» для подвала. Фотографировать работы категорически запрещают.
«Это типа делают косметический ремонт нашего подвала, тут же водовод заходит, и разбежка на все соседние подключенные здания, – рассказывает Викторович. – Этот дом – памятник архитектуры, и изначально он был на печном отоплении, было что-то вроде котельной. Кто-то даже говорит, что даже была своя маленькая автономная электростанция, и вплоть до 1970-х годов, если отключали электричество, то через наш дом переподключали соседние дома. Этот дом создавался как дом-коммуна, автономная космическая станция».
Из подвала «автономной космической станции» веет прохладой и строительной пылью. В самой большой комнате подвала множество труб и вентилей. Потолок высокий, словно это бальная зала. А вот в следующей комнате до свода уже можно дотянуться рукой. Именно здесь был найден шарик-пуля и та самая «расстрельная стена».
Судить о назначении обнаруженной комнаты пока никто не берется. Приглашенный на экскурсию краевед, сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев опровергает предположение о том, что здесь кого-то расстреливали: очень уж небольшое расстояние между стенами, да и следы от пуль на кирпичной кладке – от самого основания.
В соседней комнате стоит котел, рядом на полу лежит растерзанная, будто ее использовали для растопки, книга рассказов Ивана Бунина.
«Абсолютно точно говорить нельзя вообще ничего. Можно предполагать, что печь осталась от дома Маштакова, – высказал свое мнение по ходу исследования подвала историк. – Если предполагать очень осторожно, то во всех подвалах нашего города могли проводиться какие-то экзекуции, но для этого нужно иметь базу. Здесь есть одна зацепочка, печь не является никаким ключевым стержнем, а вот эти следы на стене – это неспроста…»
Олег Викторович дает гостям осмотреться в небольшой комнате-каморке, где на одной из стен заметен дверной проем, заложенный кирпичом. Житель дома рассказывает, что с другой стороны тоже есть подвалы, которые сейчас в собственности магазинов и кофеен, находящихся на первом этаже дома со стороны Красного проспекта. Есть ли ход, и куда он ведет, он не знает.
Чем дальше в подземелье, тем больше подтверждений тому, что подвалы достались «дому с часами» от купца Федора Маштакова. На это указывает, например, бутовый камень, которым также выложены стены и сводчатые потолки, такие были характерны для начала XX века. Видимо, при постройке нового здания их сносить не стали.
«Для городской истории каждый уголок несет значение, – говорит Константин Голодяев. – Что бы здесь ни было, что бы здесь ни находилось, необходимо делать что-то, чтобы сохранить такой уголок».
По словам краеведа, в этом месте было два дома, принадлежавших Федору Маштакову. Первое – здание Новосибирского художественного училища, которое в 2001 году получило статус памятника архитектуры регионального значения. На месте второго был построен «дом с часами», «который тоже является памятником, но уже другой эпохи, эпохи конструктивизма». «И оказывается, строили его, сохранив фундамент, подвалы того старого дома Маштакова, который строился здесь в начале XX века. Историческую ценность эти помещения имеют, но не эксклюзивную», – отмечает сотрудник Музея города Новосибирска.