Приговор по громкому делу о хищении 2,7 миллиона рублей во время форума «Интерра» начали оглашать в Заельцовском районном суде Новосибирска. Каков будет окончательный вердикт судьи, пока непонятно, однако ясно, что оправдания не будет. Лада Юрченко и Дмитрий Петров отрицают свою вину, последний открыто называет дело сфабрикованным и политическим, а прокуратура требует шесть лет лишения свободы для обоих. Ожидания от приговора у фигурантов далеки от положительных.
На оглашение приговора по делу о хищениях во время форума «Интерра-2012» пришли порядка 150 человек, которые захотели поддержать создателя форума Ладу Юрченко и бывшего директора маркетингового агентства «Б-52» Дмитрий Петрова. Среди них были бизнесмены, общественники и политики, например, бывший вице-губернатор Новосибирской области Виктор Козодой, депутат Горсовета Александр Бестужев и представитель движения «Искалеченный Новосибирск» Олеся Вальгер.
На входе в здание суда образовалась очередь, и к началу заседания уже было понятно, что всем поместиться в зале не удастся. В итоге некоторые остались в коридоре, другие вышли на улицу и пытались слушать через открытые окна. Несколько человек были в футболках «Свободу Петрову».
До начала оглашения приговора адвокат Елена Шаповалова (защищает интересы Петрова) говорила о том, что не считает вину Юрченко и Петрова доказанной – как в суде, так и во время следствия.
«Все доводы обвинения строятся на показаниях единственного свидетеля, на счет которого якобы были перечислены деньги, – отметила она. – По сути, этот свидетель является человеком, судимым за мошенничество, и его показания сводятся к тому, что он несколько лет назад, встречаясь с моим подзащитным и его бизнес-партнером, рассказывал, что намерен заниматься обналичиванием средств. Но он этим не занимался. Никаких свидетелей того, что деньги кому-то были переданы, никаких доказательств того, что деньги были перечислены по указанию моего подзащитного, не было».
Тем не менее, ее подзащитный заявил, что не ждет от решения судьи «ничего оптимистического». Его привели в зал суда за несколько минут до начала заседания, появление Дмитрия Петрова встретили выкриками «мы с вами» и вскинутыми в приветственных жестах руками.
«Находясь по ту сторону решетки, мы просто не замечаем часто очень многих вещей. А по факту на сегодняшний день ни один человек не защищен законом, не защищен государством. Первичная функция государства, чтобы человек был защищен законом, она попросту не выполняется, что мы наглядно видим в этом процессе. Человек, попадая в жернова этой системы, по сути дела, априори является виновным. Почти 100% приговоров без десятой доли – это обвинительные. Если кого-то это зацепит, то надеяться не приходится», – заметил Дмитрий Петров.
Он указал, что по аналогичным делам в материалах часто фигурируют суммы, гораздо большие, чем 2,7 миллиона – 150, 300 миллионов. И фигуранты таких дел получают либо условные сроки, либо реальное заключение, но на два-три года. В случае с делом «Интерры» гособвинение попросило шесть лет лишения свободы для обоих подсудимых. По мнению Дмитрия Петрова, такой приговор будет «людоедский и бесчеловечный».
Несмотря на подобный настрой, подсудимые вели себя достаточно расслабленно. Петров улыбался друзьям и семье из-за решетки, изредка переговаривался с ними и с адвокатом, а Лада Юрченко в перерыве пыталась шутить и отправить домой хотя бы кого-то из «группы поддержки»: понятно было, что оглашение затянется.
С первых минут заседания стало ясно, что оправдательным решение суда не будет. Судья Марина Матиенко указала, что хищение бюджетных средств, совершенное Юрченко и Петровым, было установлено. По ее мнению, Лада Юрченко не желала работать в рамках закона, поскольку не могла выбрать в исполнители по оказанию ряда услуг организацию, учредителями которой являются ее знакомые. На этих словах сама Юрченко покачала головой, а со стороны зала послышались сдержанные смешки.
«Юрченко разработала схему финансирования мероприятий, проводимых в рамках международного инновационного форума «Интерра-2012», позволяющую совершить ей совместно с Петровым хищение бюджетных денежных средств путем мошенничества», – решила судья.
Матиенко рассказала, что по этой схеме Лада Юрченко должна была заключить договор об аренде помещений с подконтрольными организациями, организовать перечисления на их счет суммы свыше 23 миллионов и перераспределить полученные деньги – часть средств со статьи «прочие услуги» перевести под «арендную плату за пользование имуществом». По версии суда и следствия, предполагалось похитить часть денег от аванса по договору аренды, когда они «станут бесконтрольными для контролирующих органов». По словам судьи, Лада Юрченко поняла, что ей потребуется помощь, и привлекла к реализации замысла Дмитрия Петрова.
«Петров, действуя умышленно и из корыстных побуждений, желая обратить в свою пользу и в пользу Юрченко часть денежных средств, выделяемых из бюджета Новосибирской области ГБУ «АРМ» («Агентство регионального маркетинга» – прим. ред.) в качестве субсидии на выполнение государственного задания в особо крупном размере, ответил на ее предложение согласием с учетом разработанного им ранее с лицами, осуществляющими оказание услуг по обналичиванию денежных средств, механизма по обналичиванию и транзиту», – зачитала судья из текста приговора.
На оглашение приговора 27 июля судья потратила более четырех часов. За это время она успела зачитать показания подсудимых и части свидетелей. По словам Петрова и его адвоката, приговор практически дословно совпадал с текстом обвинительного заключения – исключение было только в тех местах, где упоминалась Анна Динельт, бывший директор «Агентства регионального маркетинга», которая сперва также была фигурантом этого уголовного дела. Рядом с ее фамилией судья напоминала, что Динельт являлась фигурантом другого уголовного дела, возбужденного по следам «Интерры» (за растрату ее осудили на два года условно).
«Дело сфабриковано, здесь есть явная политическая подоплека. По первым страницам приговора видно, что, по сути, это точная копия обвинительного заключения. Год с лишним судебного процесса – и судья слово в слово повторяет то, что было написано, – заявил Петров. – Позиция моя ясна, я ее не менял с самого начала – мы не виноваты, никаких денег не было похищено. Все было заказано политически, а потом машина уже заработала, и ее не остановить. В начале это дело возникло как небольшой эпизод в войне [Виктора] Толоконского и [Василия] Юрченко (бывшие губернаторы Новосибирской области – прим. ред.), но потом переросло в отдельную историю. Обычно такие дела делаются очень быстро. Все признают свою вину, получают свои сроки, обычно условные, и расходятся. Здесь так не получилось, мы не захотели оговаривать себя, и история затянулась».
Суд продолжит оглашение приговора в четверг, 28 июля. Ожидается, что станет известно, какое наказание получат Юрченко и Петров.
«Я ничего не жду, и это даже не кокетство. Это дело гиблое – ждать чего-то в судебной системе. Если бы это было простое, очевидное, внятное дело, можно было бы чего-то ждать. А когда оно невнятно, на чем стоит... Я понимаю все сложности судьи – в этом разбираться, когда оперуполномоченный говорит, что у них есть страшная информация, и она точно подтверждена, – отметила Лада Юрченко. – Нет ответа ни на один вопрос – ни положительного, ни отрицательного. Я бы рассчитывала на оправдательный приговор. Мы бы пошли домой, и Петрову бы все компенсировали, извинились бы перед нами, все было бы хорошо. Но этого уже не будет, это понятно. Хотелось бы поменьше и полегче».