Маленькая речка Тула, которую местные жители ласково зовут Тулкой, поставила под угрозу благополучие четырех поколений одной семьи в Новосибирске. Последние три года в реку постепенно проваливается очередной кусок земли, на котором когда-то был их огород и баня. Городские власти укрепить берег не могут, это выходит за рамки полномочий муниципалитета, а в ответственном департаменте правительства региона это считают экономически не выгодным.
С первого взгляда кажется – ничего необычного, вполне простой огород. Огурцы, помидоры, укроп, клубника, маленькая теплица, цветы. Только вот за грядками клубники разверзается пропасть, дальше – река. Семья Кущевых живет в доме №409 на улице Тульская уже более 20 лет, проблемы начались в 2013-м.
«Это произошло после того, как у нас в 2013 году почистили Тулку техникой, из-под берегов подрыли, кустарники с корнями повыдирали, и все – пошел грунт обрушаться, – рассказывает хозяйка дома Наталья и показывает на противоположную сторону реки, где стоит чей-то дачный участок. – У него был пологий берег, как здесь. А теперь, видите, у него тоже участок съехал. И это после расчистки».
Дом, на который направлена ее рука, действительно видал лучшие времена. Кажется, только притронься – он рассыплется на дощечки и скатится в реку. Впрочем, даже если его не трогать, река быстро приберет его к себе. Если на берегу, где стоит дом Кущевых, до нее пять-шесть метров, то противоположный завис в метре-двух над водой.
В доме Кущевых живут пять человек, четыре поколения, начиная с 81-летней матери хозяйки дома и кончая шестилетней внучкой Викой. Когда спрашиваешь у Вики, как ей тут живется, она незамедлительно отвечает – «Хорошо!»
Но взгляды Вики и ее бабушки отличаются. Наталья Кущева пишет письма в разные инстанции, судится уже два года. Семья обращалась и в администрацию Новосибирской области, и в мэрию Новосибирска. На участок приезжали сотрудники регионального управления МЧС, департамент природных ресурсов, журналисты. Но результата никакого, резюмирует женщина.
«У нас недавно суд прошел о создании комиссии – можно проживать, нельзя проживать здесь. Я заказывала экспертизу, экспертиза сказала, что, если паводок будет, упадет сарай, и подойдет угроза к дому, дом перевернется в реку. Обычно к нам вода сюда не заходит. А вот дачные участки – под крышу», – говорит она.
Специалисты мэрии Новосибирска после обращения Кущевой проводили обследование берега, была изучена зона обрушения. В муниципалитете сделали вывод о необходимости укрепления береговой линии, однако эти действия находятся за пределами полномочий городской администрации.
Укрепить берег могут по решению департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. В ответ на запрос редакции Сибкрай.ru в департаменте сообщили, что для начала необходимо изъять и снести дом с хозяйственными постройками, которые остались на земельном участке. Только после этого можно выполнить «сполаживание» обрушившегося берега, но для этого нужно расселить людей, которые живут в доме.
Кроме того, в ответе за подписью руководителя департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Юрия Марченко указано, что укреплять берег на данный момент экономически нецелесообразно. На это потребуется не менее 50 миллионов рублей, а дом и оставшийся сарай (баня с летней кухней упали в Тулу в прошлом году) стоят около 100 тысяч рублей.
«Сначала в 2014 году они приехали, все тут руками махал-махал этот Сафиуллин, который был начальником отдела ЧС (Данияр Сафиуллин занимает должность вице-мэра Новосибирска – прим. ред.). Сказал: здесь будет техника заходить, будем укреплять. Месяц прошел – никого нет. Потом мне бумагу прислали, что нецелесообразно укреплять берег, у меня имущество столько не стоит, сколько нужно денег на укрепление, – Наталья Кущева стоит практически на краю оврага, рассказывает и горько улыбается. – В том году приезжали из природных ресурсов, сказали, нужно выселять и делать пологий берег, потому что пошло не просто обрушение, а оврагообразование. А при оврагообразовании укрепить берег никак нельзя. Уже второй год не дают нам решения ни туда, ни сюда, все отписываются, отписываются».
В мэрии Новосибирска сообщили, что хозяйке дома предлагали консультации специалистов для составления обращений в компетентные органы, однако она от такой помощи отказалась. Тем не менее, для размещения семьи в случае выселения из дома место в городе есть.
«Мэрией города было принято решение о предоставлении Кущевой Н. М. во временное пользование помещения маневренного фонда по адресу: город Новосибирск, улица Зорге, 48 в случае ее обращения с соответствующим заявлением. Обращений по данному вопросу не поступало», – рассказали в муниципалитете.
«Мы у них просим одно, они нам отвечают как в поговорке: просим картошки, а они говорят, что щебня нет. У меня же в собственности все, – замечает Кущева. – Мы просим возместить ущерб – они отказываются. Или укрепить берег – ведь так же жить тоже нельзя».
За время, которое длится эта история, участок потерял уже сотку земли. Теперь на краю оврага спеет клубника, ветер колышет цветы, которые скоро может постигнуть участь части огорода, бани и летней кухни.