Белое полотнище «Всешествия» и лозунг «Здесь вам не Москва» разделили молодежный неформальный Первомай надвое. Сторонники традиционной для Новосибирска «Монстрации» шли следом за организованным мэрией шествием, пытались держать интервал и кричали хором все, что приходило в голову. Со стороны «Всешествия» доносились звуки музыки и иногда долетали воздушные шары. Были и те, кто шел посередине двух колонн, даже перебегал от одной к другой. «Какая разница, с кем идти, если весело», – говорили они.
Официально 1 мая в Новосибирске должна была пройти только одна молодежная неформальная акция, организованная комитетом по делам молодежи мэрии города – «Всешествие». За два дня до 1 мая к этому мероприятию присоединились «монстранты», которые решили пойти в хвосте «Всешествия» и держать дистанцию.
– «Монстрация» или «Всешествие»?
– «Монстрация».
– Почему? В чем разница?
– Мы не хотим идти от правительства. Мы хотим «Монстрацию», у нее и название лучше.
Сбор участников обоих шествий назначили на 13.00, однако люди начали подходить раньше, к фонтану около театра «Глобус». «Монстранты» со свернутыми плакатами и в гриме сидели по соседству с игроками детской футбольной команды, те были в спортивной одежде и в ожидании акции гоняли по траве мяч.
К театру тянулись сотни жителей Новосибирска. Одни заканчивали свои плакаты, прибивали их к реям, искали друзей, другие группами получали воздушные шары, собирались вокруг флагов студенческих организаций и отходили к передвижной платформе цирка Демидовых и двухэтажному автобусу, со стороны которых доносилась музыка.
«Монстрация» – это традиция, которая поддерживается 12-летиями (проходит уже в 13 раз – прим. ред.), поэтому мы сегодня собрались у фонтана, а не у «Глобуса», у нас своя тусовка, и мы идем отдельной колонной, – сказала участница «Монстрации» Наталья с плакатом «Какие планы на вечность?». – У нас классные плакаты, и мы счастливы».
Идеолог «Монстраций» Артем Лоскутов появился около «Глобуса» примерно за полчаса до начала шествия. В это же время организаторы начали раздавать «монстрантам» наклейки с изображением банки «Запрещенки». Их клеили к плакатам, сумкам и своим костюмам: «И мне «Запрещенку» передайте, пожалуйста». Участники «Всешествия», состав которых пополнился представителями еще нескольких детских и молодежных спортивных команд, студенческих отрядов и других организаций (явку, судя про всему, сверяли по спискам – бумаги с перечнями районов и имен были в руках у нескольких человек «организаторского» вида) начали в это время движение к проезжей части.
– Нам нравится «Всешествие»!
– А «Монстрация?
– А это не одно и то же?
«Монстранты» собрались на дороге напротив «Глобуса» за розовой растяжкой «Здесь вам не Москва». «Всешествие» двинулось в сторону ГПНТБ и было больше похоже на карнавал – меньше плакатов, больше костюмов, шляп, а замыкали его артисты в гриме и на ходулях, позади которых развевалось белое полотно без каких-либо надписей.
Расстояние между «Монстрацией» и «Всешествием» по ходу движения менялось, и Лоскутов несколько раз призывал всех остановиться, когда «монстранты» подходили слишком близко. Около станции метро «Октябрьская» определить, кто и где, было уже сложно. Перед колонной «Монстрации» шли люди с картонными музыкальными инструментами, динозаврами и пончиками, двигался автомобиль, с которого снимали происходящее, а участники «Всешествия» шли как будто медленнее, смешиваясь с рядами убежавших вперед «монстрантов». Кроме того, некоторые перебегали от одного шествия к другому, плакатов или костюмов у них при этом не было.
Отделиться у «Монстрации» получилось уже перед ГПНТБ – Лоскутов повел всех налево, а «Всешествие» в это время зашло на площадь Пименова. Кто-то фотографировался с талисманом хоккейной команды «Сибирь» и девочками из группы поддержки волейбольного «Локомотива», а кто-то отправился к сцене, где выступали музыканты. Каких-то плакатов и лозунгов этой акции к этому времени видно уже не было.
«Монстранты» выстроились на ступенях крыльца ГПНТБ и около них для фотографии, Лоскутов призвал «не затягивать», однако расходиться люди не спешили. Они фотографировались, снова искали потерявшихся по ходу движения знакомых, смеялись, кричали «Спасибо, Артем» и шутили, что без ОМОНа было не так весело. А некоторые все-таки заглянули на концерт, организованный мэрией, все так же – с плакатами и в костюмах.
По данным мэрии и полиции, всего в молодежном шествии, включая «Монстрацию», приняли участие три тысячи человек. По подсчетам корреспондента Сибкрай.ru, в рядах «монстрантов» было около двух тысяч человек.
«Монстрация» удалась. Не без проблем, но удалась. Мне принесли конфет. Народу было не очень много, но я доволен. Это был день, ради которого стоило находиться в Новосибирске. Я думаю, все было не зря, приходите на выставку, мы еще продолжим. Это еще не конец», – заверил Артем Лоскутов.
Добавим, что после окончания шествия Артем Лоскутов был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Идеолога «Монстрации» подозревают в «организации либо проведении публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия». За это нарушение административного кодекса ему грозит арест на срок до десяти суток. Рассмотрение материалов дела в суде назначено на 6 мая.