Поезд-музей с экспозицией об истории новосибирского метрополитена, отпраздновавшего 30-летие, запустили в подземке 15 января. Стены вагонов расскажут пассажирам об истории строительства и работы новосибирского метро, пообещали в Музее города. Например, о том, зачем для строительства станции надо было взрывать площадь Гарина-Михайловского, и почему в первый день после открытия метро на полу нашли ведро пуговиц.
В историческом поезде четыре вагона.
Первый вагон посвящен удивительным фактам истории строительства метро: вместо метромоста инженеры предлагали построить тоннель под дном Оби; новосибирское метро – первое в мире, построенное при длительной (180 дней в году) отрицательной температуре; большинство станций построено открытым способом из-за невозможности проложит тоннели и другие.
Подготовка котлована станции Площадь Ленина, начало 1980 года
Строительная площадка станции метро «Площадь Ленина», начало 1980 года
Ветераны метрополитена вспоминают, что после первого дня работы метро, вечером 7 января, уборщики собрали ведро пуговиц и несколько десятков детских ботиночек. Пуговицы были оторваны в давке, а ботиночки слетали в толпе с детей, которых горожане несли на руках. В первые дни работы метро перевозило более 200 тысяч человек при плане в 130 тысяч. Миллионный пассажир был перевезен на пятый день работы метро.
Запуск новосибирского метро 7 января 1986 года, станция метро «Площадь Ленина»
Во втором вагоне пассажиры могут найти факты об отдельных станциях. Например, о том, что при строительстве станции «Гарина-Михайловского» пришлось взрывать грунт – сваи не шли в грунт из-за старого булыжного покрытия привокзальной площади. Или о том, что станция метро «Заельцовская» должна была соединить подземным переходом все стороны Площади Калинина, но в начале 1990-х, когда она строилась, на переход не хватило денег.
Машинист первого поезда новосибирского метро Анатолий Иванов
Новосибирские метростроители, начало 1980-х годов
Третий вагон посвящен будням метро. В новосибирском метро всегда ходили составы из четырех вагонов. Только один раз в 1985 году сформировано четыре пятивагонных состава для испытаний метромоста. В каждый вагон загрузили по 640 мешков с песком и получился состав весом 1,3 тысячи тонн.
Строительство новосибирского метромоста, 1980-е годы
Первому утреннему поезду метро по графику отводится на 5 минут больше времени, чем остальным. Во время его движения в тоннелях зажигают свет, чтобы машинист мог убедиться, что в тоннелях после ночного осмотра не осталось рабочих и инструментов.
Стены четвертого вагона рассказывают об удивительных подземках мегаполисов мира. Например: метро Дубая работает полностью в автоматическом режиме – в его поездах нет машинистов. Наряду с обычными вагонами поезд имеет специальные вагоны только для женщин, а также VIP-вагоны «Золотого класса» с кожаными креслами. Станции мадридского метро настолько большие, что их используют для проведения фестивалей.