Амазонка с плато Укока сменила пол

Фото: scfh.ru

Амазонка с плато Укока сменила пол

Найденные на Алтае 25 лет назад захоронения носителей пазырыкской культуры – останки двух мужчин, а не мужчины и женщины, выяснили новосибирские ученые. Новые данные позволили пересмотреть возможные родственные отношения погребенных.

Новые данные палеогенетических исследований носителей пазырыкской культуры (Горный Алтай) опубликованы в декабрьском номере журнала «Наука из первых рук».  «В результате анализа ДНК из костных останков, проведенного новосибирскими исследователями (ИЦИГ СО РАН, ИАЭТ СО РАН, Новосибирский государственный университет), мужественная девушка с серьезным набором вооружения превратилась в юношу с тонкой косичкой и амулетами женской плодовитости – найденными рядом с ним раковинами каури, служившими, очевидно, украшением ремня», – говорится в публикации.

Поскольку тела двух погребенных не были мумифицированы, их пол и возраст установили по скелетным останкам. Пол погребенного в первой колоде, мужчины возрастом 45-50 лет, изначально не вызвал сомнений. Антропологи были уверены, что во втором погребении была захоронена девушке возрастом 16-17 лет. В тоже время они подчеркивали ее явные мужские черты: «череп очень крупный и кажется массивным… нижняя челюсть очень массивная… Кости посткраниального скелета очень длинные, не уступающие по абсолютным размерам и указателям массивности костям мужского скелета... Длина тела очень большая».

Выводы антропологов подтверждались особенностями сопровождающего инвентаря: колода, деревянная подушка-валик, размер колчана – все было меньшего размера по сравнению с мужским погребением. Кроме того, в области таза погребенного были обнаружены 34 раковины каури, как символ женской плодовитости.

«В процессе проведения экспериментальных работ были получены многочисленные свидетельства различной степени сохранности ДНК в останках двух индивидов, – пишет научное издание. – Сохранность ДНК в останках более молодого погребенного была существенно ниже, нежели в останках зрелого мужчины. Тем не менее, были получены достоверные молекулярно-генетические данные, которые свидетельствуют о мужском поле обоих погребенных».

Новые данные дали повод пересмотреть и возможные родственные отношения погребенных. Ранее считалось, что захоронен зрелый мужчина и молодая женщина, супруги либо отец с дочерью. Новые данные говорят о том, что захоронен дядя и племянник, причем, оба не пережили зиму и были захоронены по весне, когда это стало возможным. Старший из мужчин к моменту смерти уже долгое время был малоподвижным инвалидом, который не мог самостоятельно сесть на коня, установили ученые. Причину смерти юноши до сих пор не смогли установить ни антропологи, ни генетики.