От станции до станции. Что «цепляет» зацеперов

От станции до станции. Что «цепляет» зацеперов
Общество / 06 ноября 2015 / 14:21 / Анастасия Онищенко

Мода на зацепинг возвращается в Новосибирск. Раньше вынужденными зацеперами становились простые безбилетники, которым не хватало денег на проезд. Такие есть и теперь. Однако не меньше экстремалов, которые цепляются за вагоны поездов и автобусы в поисках дозы адреналина. Последних попыталась понять корреспондент Сибкрай.ru.

Вокзал Новосибирск-главный. Октябрь. Снег. Тяжело представить, что в такую погоду, кто-то катается на поездах, прицепившись руками к последнему вагону. Однако случается.


Зацеп 2.jpg

33-летний Станислав занимается зацепингом 20 лет. Начинал он в детстве с трамваев и троллейбусов – ради забавы. Но кого-то «отпускает» через месяц-два, а кого-то «зацепило» надолго. О причинах накопления такого внушительного опыта Станислав говорит: «люблю скорость». На вопрос, почему бы не развивать ее, скажем, на автомобиле, отвечает, что это всего лишь хобби, и оно не единственное. Впрочем, другие увлечения не связаны с экстремальными ощущениями, например, езда на велосипеде.

Зацепинг, он же трейнсерфинг или трейнхоппинг – способ передвижения на рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны, включая крышу, открытые переходные и тормозные площадки и наружную арматуру подвижного состава. Он появился еще до появления первых железных дорог, в XIX веке, когда пассажиры практиковали езду на крыше и подножках повозок-конок. Тогда это была необходимость – из-за отсутствия свободных мест внутри, но поездки снаружи транспорта превратились с годами в увеселительные прогулки. Как отмечают в транспортной полиции, зацеперами движет желание испытать чувство опасности. 


Зацеп 3.jpg

«Зацепинг является острым проявлением бессознательного влечения человека к смерти, – отмечает психотерапевт клиники «Инсайт» Елена Антонова. – Это очень агрессивное действие по отношению к себе. Оно противопоставлено инстинкту самосохранения. Возможно, говорить о том, что в жизни зацепера что-то идет или когда-то в детстве пошло не так, неправильно. Он ищет возможность испытать адреналин, почувствовать жизнь через такое жесткое столкновение с возможностью смерти. Если осмысления произошедшего, смысла своего желания человек не находит, то пережитого драйва хватает очень ненадолго, он лишь временно успокаивается и снова повторяет опасную ситуацию. Критика при этом снижается».

Сам Станислав рассказывает, что в погоне за очередной порцией скорости неодобрение близких его не останавливает, равно как и серьезный перелом голени, прервавший катание лишь на несколько месяцев. «Зацепер внутренне может ощущать, что он не вписан в систему своего микросоциума, что ему трудно быть принятым, – объясняет Антонова. – Сам смысл зацепа –проехаться на чем-то, за чей-то счет. Быть не частью, а лишь соприкасаться снаружи с системой, которой другие могут пользоваться открыто и официально. Это не просто игра, это отражение внутренней трагедии человека, который таким опасным и нелепым образом может бессознательно пытаться взять контроль над своими страданиями».


 
Кроме железнодорожных, Станислав катается еще и на поездах метро. Из специальной экипировки ничем не пользуется: «Желательны накачанные руки, но там еще от модели электропоезда зависит, есть очень удобные, где даже девушка долго не устанет». Девушки в подобного рода прогулках тоже участвуют, однако среди представительниц прекрасного пола зацепинг не столь популярен – среди пяти задержанных в этом году зацеперов девушка была только одна. 

Самым опасным типом зацепинга принято считать езду на крыше. Случаев гибели зацеперов в Новосибирской области пока не было, но они были в других регионах страны. 


Зацеп 4.jpg


Рост активности зацеперов наблюдается только в последние два года, говорит старший инспектор отдела по делам несовершеннолетних на станции «Новосибирск» Тамара Якунина. За 2014 год ведомством было выявлено восемь нарушителей, шесть из которых несовершеннолетние.

Зацеперов пытаются ловить не только стражи порядка, но и машинисты. О нелегальном пассажире сообщают либо проводники хвостового вагона, либо бригада встречного поезда, иногда другие пассажиры. Поймать зацеперов не так просто, отмечают работники железной дороги, – быстро бегают. В руках полиции они оказываются, только когда удается установить их личность по записям, опубликованным в интернете – многие выкладывают ролики о своих поездках в социальных сетях. Если зацепер несовершеннолетний, его родителей ждет наказание в виде штрафа в размере 100 рублей. 

Среди выявленных за последние два года малолетних нарушителей нет ни одного ребенка из неблагополучной семьи. Большинство объясняет свои поступки любопытством, желанием попробовать то же, что делают «ребята из интернета».

comments powered by HyperComments