Маршрут трамвая №13 самый продолжительный в Новосибирске, идет по трем районам. На линии больше половины составов ходят именно по нему. В депо «тринадцатый» называют лицом города, а жители Новосибирска вспоминают о нем каждый раз, когда сообщается о ДТП с участием этого вида транспорта. Пассажиры и работники маршрута в приметы не верят, «несчастливого» номера не смущаются, и менять его никто не собирается.
Маршрут трамвая №13 начинается на Гусинобродском шоссе, идет через Дзержинский, Октябрьский и Центральный районы Новосибирска в сторону улицы Писарева. Время в пути до последней остановки составляет один час 48 минут. На этот маршрут берут только самых опытных водителей.
Легенда №13
Трамвай №13, наверное, самый известный маршрут в Новосибирске. Его зовут Легендой №13, в социальной сети «ВКонтакте» есть даже посвященная ему группа, в которой почти тысяча человек. Создатели, видимо, из числа «пострадавших», назвали ее «Трамвай №13 – гори в аду».
Все потому, что этот маршрут регулярно фигурирует в сводках о различных происшествиях – ДТП, возгорания и короткие замыкания. Например, весной этого года один из трамваев маршрута развалился на ходу, а в конце июня №13 прославился тем, что остановил убегавшего от инспекторов ДПС байкера-нарушителя.
Самая громкая история с трамваем №13 произошла в апреле 2012 года. Тогда из-за неисправности водителя Ольгу Докучаеву выбросило из кабины, а вагон продолжил движение. Неуправляемый трамвай протаранил три автомобиля, без водителя он проехал около четырех километров. Женщина-водитель одного из автомобилей, который попался на пути «тринадцатого», получила серьезную травму и лишилась впоследствии зрения, а у ее пассажира был перелом предплечья. В сентябре 2013 года водитель неуправляемого трамвая была осуждена на год ограничения свободы.
Несмотря на это, маршрут №13 самый востребованный в правобережной части Новосибирска. В прошлом году трамваи (на правом берегу четыре маршрута) перевезли более 10,7 миллиона пассажиров, на долю №13 пришлось более семи миллионов. Весь трамвайный парк насчитывает 47 вагонов, из которых 24 курсируют именно от Гусинобродского шоссе до улицы Писарева. Водители и кондукторы трамвая №13 говорят, что в приметы не верят, а во всех авариях виновата человеческая невнимательность.
«20 тонн остановить не так просто»
Водитель трамвая №13 Николай Чураков рассказал, что за три года на маршруте попал в ДТП только раз. По его словам, водитель автомобиля сам выскочил ему наперерез.
«Все аварии происходят только из-за невнимательности и спешки автолюбителей. Лень им посмотреть в зеркало при совершении маневра, выезжают под запрещающий сигнал светофора, они просто не думают, что 20 тонн остановить не так просто сразу, – рассказал Николай. – Вообще, трамвай самый крепкий [вид транспорта] и плюс его, что он никогда не переворачивается набок. Автобус может перевернуться при аварии, а трамвай – ни при каких обстоятельствах».
Маршрут трамвая №13 туда и обратно растягивается на 24,6 километра. Есть на нем довольно сложные участки, на которых и случаются аварии. По словам водителя трамвая, больше всего проблем с перекрестком улиц Мичурина и Гоголя.
«Нет никаких суеверий, это просто невнимательность и спешка автомобилистов. В аварии наш маршрут часто попадает именно потому, что он оживленный, соединяет три района. К примеру, улица Серебренниковская и ее пересечение с Октябрьской магистралью, перекресток Гоголя и Мичурина, Орджоникидзе и Мичурина – это самые оживленные перекрестки, и там везде идет наш маршрут», – отметил Николай.
Как сообщил директор правобережного трамвайного депо Сергей Чучакин, автопарк его предприятия попадал в аварии с начала года 36 раз, из них 11 случаев связаны с трамваем №13.
Менять ли номер
Пассажиры трамвая №13 страха перед «несчастливым» номером не испытывают. Многие отмечают, что пользоваться этим маршрутом удобно, удается избежать пробок.
«Я пользуюсь им постоянно, работаю в центре и езжу на нем. Это самый удобный транспорт. Идет по маршруту без долгих остановок, уже и расписание знаю, – рассказала пассажирка Надежда Андреевна. – Никакого предубеждения нет, я и в студенчестве им пользовалась. И даже когда приехала в Ташкент к дочери, там тоже оказался трамвай №13. Так что это число для меня, скорее, хорошее».
– Говорят, всякие нехорошие вещи происходят с ним...
– А что бояться? Номер как номер. Зря вы говорите, что страшно.
«Я сейчас поступил, буду каждый день им пользоваться. Это удобно, можно сразу после электрички, я из Исктимского района, до вуза добраться. Я даже не обращал внимания на номер. У кого-то он вообще счастливый», – добавил еще один пассажир Антон.
Тем не менее, суеверные жители Новосибирска регулярно предлагают переименовать маршрут. По словам заместителя начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Александра Руденко, в этом году случаев с трамваем №13 не так много – «исправился». «У нас по городу зарегистрировано восемь ДТП с участием трамваев, в которых один человек погиб и семь получили травмы различной степени тяжести. По виновности у нас усматривается вина всего лишь двух водителей подвижного состава трамвая», – сообщил Руденко.
По словам Руденко, на маршруте трамвая №13 велись работы с дорожным полотном, положили тротуарную плитку вокруг путей. Это повлияло на изменение ситуации с аварийностью маршрута. «Так что переименовывать его не будем», – заключил Руденко.