В своем письме, которое он подписал как главный режиссер театра «Красный факел», Тимофей Кулябин поблагодарил всех тех, что выразил поддержку, коллегам, «которые написали невероятные по силе и точности письма солидарности», критикам и журналистам, «которые не дали этому делу пройти «по-тихому», а также тысячам людей, которые подписали петицию «за «Тангейзер».
«Особенную признательность я испытываю к тем, кто видел постановку «Тангейзера» и кому она не понравилась, но кто, несмотря на эстетические претензии, вступился за право художника на свободу самовыражения. Я постараюсь выразить эту благодарность всем тем, с кем я знаком лично или виртуально», – написал режиссер.
«Теперь я могу прокомментировать ситуацию не в рубрике «речь обвиняемого» и это главная победа профессионального сообщества, которая меня воодушевляет и радует, – продолжил Кулябин (пунктуация автора сохранена). – Поскольку нет ничего более унизительного, чем объясняться перед судом и следствием за свое произведение. Я очень надеюсь, что эта волна профессиональной и общественной поддержки, как и постановление суда, позволят избавить многих моих коллег по цеху от подобного рода инцидентов».
Режиссер отметил, что «Тангейзер» видели пока только менее четырех тысяч человек, тогда как петицию в его поддержку подписали 40 тысяч, «и «скандальный Тимофей Кулябин» получили на волне этих событий невероятный, так сказать, PR, которого ни я, ни спектакль, возможно, не заслуживали и уж точно не провоцировали».
«Еще раз хочу подчеркнуть, что все художественные решения, родившиеся в работе над постановкой, были продиктованы исключительно содержанием оперы Вагнера, которое я пытался донести до зрителя. Там не было провокации или желания намеренно скандализировать публику. И когда я говорю, что решение суда было справедливым, в этом нет ни толики лукавства, поскольку обвинения были абсурдными и бездоказательными», – указал он. Свою победу в суде он назвал «победой уважительного диалога над агрессией, победой здравого смысла над ультра-радикализмом».
Напомним, административные дела против директора новосибирского Театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссера-постановщика «Тангейзера» Тимофея Кулябина прокуратура возбудила 24 февраля, спустя месяц после жалобы на оперу митрополита Тихона. Представитель РПЦ заявлял, что в постановке не по назначению используются религиозные символы. В постановлении надзорного органа говорилось о том, что был публично осквернен «предмет религиозного почитания в христианстве – евангельский образ Иисуса Христа». 10 марта мировой суд Центрального района Новосибирска прекратил оба производства в виду отсутствия состава преступления.
Отметим, что для «Тангейзера» победа Мездрича и Кулябина при рассмотрении административных дел – еще не конец всех бед. Ведь свою проверку, но уже в рамках уголовного законодательства ведет Следственный комитет. К тому же, не намерены сдаваться православные активисты и представители РПЦ, а также поддерживаемые ею структуры.
Настоятель собора Александра Невского Александр Новопашин заявил, что «проигрыш в суде свидетельствует о лучшей подготовленности богохульников к судебным процессам, большей возможности финансировать адвокатуру», отказавшись признать поражение («Вряд ли стоит говорить о том, что мы проиграли, ведь в обществе была поднята эта тема: преступники выявлены, а зло определено»). Он пригрозил создателям «Тангейзера» божьим судом в загробной жизни, указав, что церковники, возможно, будут обращаться в иные инстанции и подавать кассационную жалобу.
«Это урок всем православным, нужно объединяться против зла!» – призвал Новопашин.
В тот же день заявление в адрес генерального прокурора Юрия Чайки и прокурора Новосибирской области Евгения Овчинникова подала активистка Тамара Квитковская, которая возглавляет православную организацию «Общественный комитет по правам человека» (известна, например, своими попытками запретить книги о Гарри Поттере и показ мультсериала «Южный парк»). Текст был размещен на нескольких религиозных сайтах.
Как передает «Русская народная линия», называющая «Тангейзер» «скандально известной экстремистской постановкой», в этом обращении Квитковская обращает внимание на одну из фотографий, опубликованных на личной странице режиссера Кулябина в Facebook – «размещено графическое изображение тазовой области (спереди) обнаженной женщины, конфигурация выбристости лобкового волосяного покрова которой изображает очевидное, узнаваемое христианское распятие, нижней перекладиной заходящее на клитор».
«Подобного рода манипуляции с религиозно почитаемым в христианстве изображением распятия, совершенно очевидно, являются крайне оскорбительными и возбуждающими религиозную вражду, издевательски высмеивающими христиан. Разместив это графическое изображение (выполненное им самостоятельное ли, заказанное ли у иного лица, скачанное ли откуда-то), Тимофей Кулябин грубейшим образом унизил человеческое достоинства граждан по признаку отношения к религии (к христианству) и жестоко оскорбил их религиозные чувства, то есть совершил преступление, предусмотренное статьей 282 и частями 1 и 4 статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации», – цитируется текст заявления.
Активистка потребовала незамедлительно возбудить в отношении Тимофея Кулябина уголовное дело и «в силу высочайшей социальной опасности экстремиста Тимофея Кулябина, в силу зашкаливания ненависти, презрения и злобы Тимофея Кулябина к православным верующим и к Русской Православной Церкви» взять его под стражу.
Фото: театр «Красный факел»