Эмоционально на высказывания министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, который является руководителем штаба по продовольственной безопасности региона, отреагировал, например, бывший вице-губернатор Виктор Козодой. «Один министр с целью спасения от кризиса предложил нам перейти на картошку и селедку. Второй сегодня предложил не надеяться ни на кого, а самим нам сажать и выращивать картошку. С ужасом и безысходностью жду выступления министра здравоохранения. Молчи, молчи...», – написал он на своей странице в Facebook.
Наделавшая много шума речь Николая Симонова прозвучала на заседании в мэрии Новосибирска. Чиновник отметил быстрый рост цен на продукты и призвал городские власти принимать особые меры по стабилизации обстановки и поддержке жителей, искать дополнительные резервы.
«Я считаю, что нужно обратиться к населению, чтобы население в 2015 году вернулось на садовые участки, которые брошены, вернулось на огороды. Надо решить вопрос по производству картофеля, спокойно, обстоятельно, без ажиотажа. Надо дать людям возможность, чтобы картофель был посажен, потому что продовольственная безопасность складывается из безопасности каждой конкретной семьи», – заявил Николай Симонов (цитата РБК).
Высказывания министра и его предложение вернуться на огороды были раскритикованы и высмеяны. В словах Симонова услышали не просто признание того, что дальше финансовое положение жителей региона будет все хуже. Представитель правительства продемонстрировал, что у местных властей нет идей по реальной поддержке населения, адекватных ситуации и времени.
«В принципе, не поспоришь: действительно, самозанятость населения может стать основой позитивных социально-экономических перемен в непростых геополитических условиях, – иронично заметил главный редактор журнала «Председатель» Павел Березин. – К примеру, точно так же можно решить вопросы здравоохранения (собирательство населением лекарственных трав и кореньев и производство вечером на кухне целебных микстур по бабкиным рецептам, «здоровье общества складывается из здоровья семьи»), преодолеть кризис отечественной легкой промышленности (перспективно драть лыко и плести лапти), и повысить обороноспособность (выплавка чугуна во дворе по китайскому образцу, ковка кистеней – «обороноспособность страны складывается из обороноспособности каждой конкретной семьи»). Население у нас привычное к трудностям, освоит ремесла быстро».
Березин указал, что «заявление министра промышленности и торговли несколько противоречит объявленной в области стратегии реиндустриализации, частью которой будет, по неоднократным заверениям властей, и новая стратегия развития АПК в соответствии с современными технологическими требованиями».
«Вот эта очередная чиновная феерия вновь демонстрирует страшноватую истину: сложившаяся управленческая система в агропродовольственной сфере абсолютно неадекватна вызовам сегодняшнего полувоенного времени, – написал эксперт в своем блоге на портале Сибкрай.ru. – Сам факт таких вот публичных заявлений – свидетельство того, что чиновники даже не знают, как подступиться к мудреной и очень запущенной проблеме насыщения городского продовольственного рынка местными недорогими продуктами. Вообще, призыв к населению выращивать картофель за порогом третьего тысячелетия может существовать только в виде неудачной шутки на закрытом чиновном «корпоративе». А для удовлетворения потребностей населения мегаполисов в картофеле, овощах открытого и закрытого грунта, прочих питательных штуках человечество придумало такую вещь, как агропромышленный комплекс. Мировой опыт показывает, что АПК справляется с задачей прокорма людей несколько лучше, чем сами люди».
Как заметил руководитель новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества Константин Антонов, во времена СССР до 80% картофеля выращивалось как раз в личных подсобных хозяйствах, на садоводческих участках, силами самих горожан на специально выделенной для этого земле в непосредственной близости от города. «Николай Симонов принадлежит к тому поколению, которое хорошо помнит времена, когда почти каждая семья имела такой участок «под картошку», а школьники, рабочие промышленных предприятий, студенты и профессора выезжали каждую осень оказывать шефскую помощь селу. Вероятно, и сейчас найдется немало людей, которые готовы вспомнить тот опыт. Поэтому, ничего предосудительного в призыве Симонова взяться за вилы (в мирных целях) нет», – прокомментировал доктор социологических наук.
«Насколько сейчас возможно заинтересовать горожан взяться за вилы и лопату? Министр, к сожалению, ничего не сказал о возможностях и механизмах выделения земли под посадку картофеля, о сохранности урожая на делянках, о том, как решать проблему вывоза урожая и о многом таком, что в советское время решалось на государственном уровне. Если в его министерстве эти вопросы проработаны, тогда нужно было выступать не с призывом, а с информацией о конкретных мерах», – прокомментировал Антонов.
Представитель ФоРГО подчеркнул, что от министра Симонова ждут не таких предложений и призывов, а помощи развитию производства в промышленных масштабах, строительству современных овощехранилищ и обеспечению доступа фермерской продукции на прилавки горожан.
«Ограничившись призывом из серии «назад, к топору и мотыге», Симонов попал в ситуацию, которая и вызвала жесткую ироничную реакцию пользователей социальных сетей, – отметил Константин Антонов. – Действительно, правомерно задаться вопросом: если спасение утопающих – дело рук самих утопающих, то зачем спасающимся содержать чиновников? Не думаю, что подобные заявления государственных чиновников способны мобилизовать население и власть, преодолеть между ними известное отчуждение. Особенно в настоящее время любому государственному чиновнику необходимо быть более осторожным в своих заявлениях и оценках. А главное – нужно быть эффективным или хотя бы советоваться с экспертами, прежде чем принять решение или заявить о нем в публичном пространстве».