Это было уже 32 заседание суда по «делу (делам) Потапова», он и его друг и бывший заместитель Владимир Мухамедов в СИЗО уже полтора года. Ключевой свидетель по главному эпизоду в суд был вызван впервые. Именно Илющенко заявил на Потапова в правоохранительные органы и сыграл свою роль, когда мэра города брали с поличным – дал ему взятку в размере трех миллионов, для денег сотрудницы теплохода «Ремикс» выдали градоначальнику розовый пакетик. Репортаж с заседания бердского городского суда 2 декабря опубликовал «Курьер. Среда. Бердск» (автор – Ксения Горелова), портал Сибкрай.ru перепечатывает его полностью.
«В самом начале допроса Илющенко пояснил, что не имеет неприязненных отношений к подсудимым. Чего не скажешь об отношениях сторонников Потапова к этому свидетелю. Коммунисты относятся к Александру Петровичу с явным пренебрежением, считая его предателем. Они даже придумывают ему различные обидные прозвища. Они воспринимают уголовное дело Потапова как некую подставу, чтобы отстранить от дел «неугодного» красного мэра.
Отказ, опять отказ
По словам Илющенко, в 2012 году его фирма «Сибинвестсрой» обратилась в администрацию Бердска с заявлением о выделении участков на берегу Бердского залива.
– Я бумагами не занимался, занимался Новокшанов (помощник Илющенко – прим. ред.), – пояснил Александр Петрович. Свидетель несколько раз подчеркнул, что не является специалистом в земельных вопросах.
В конце октября 2012-го «Сибинвестсрой» получил от администрации отказ. По словам Илющенко, непонятно, почему мэрия отказала, поскольку сам Илющенко неоднократно встречался с Потаповым и обговаривал, зачем ему нужна земля. На участках, о которых идет речь, бизнесмен хотел построить парк «Бердский острог». Этот проект не один год обсуждался в городе, но на его воплощение требовались огромные деньги. Александр Петрович хотел построить «Бердский острог» на собственные средства, что выглядело для администрации привлекательно.
Взятки – обычное дело
Чтобы устранить непонимание, зимой 2013 года состоялась встреча Новокшанова, Потапова, Мухамедова и Илющенко. Они говорили о причинах отказа в выделении земельных участков. На этой встрече мэр предложил вести переговоры по этому вопросу через посредников: Новокшанов – со стороны Илющенко и Мухамедов – со стороны Потапова.
– Через некоторое время Новокшанов сказал мне, что Мухамедов обозначил сумму денег, которую необходимо передать Потапову за выделение данных земельных участков. Я обратился в правоохранительные органы, не ставя в известность ни Новокшанова, ни кого-либо из присутствующих, – рассказал Илющенко.
Как выяснилось, первое обращение Илющенко к силовикам было устным. Оно состоялось в феврале 2013 года. С этого момента все встречи бизнесмена и чиновников проходили под контролем оперативников.
Весной 2013-го Илющенко лично встретился с Мухамедовым. Стоить отметить, что знакомы они были давно. Несколько лет назад, вспоминает Илющенко, Мухамедов предлагал ему купить голоса избирателей на выборах. Александр Петрович от этого отказался. Когда же Владимир Ибрагимович стал вице-мэром Бердска, он предложил Илющенко «забыть об этих шероховатостях» в их отношениях.
В 2012 году, когда Мухамедов был обвиняемым по «мусорному делу», он и Потапов просили у Илющенко выступить публично в их защиту и рассказать о «беспределе в бердском СК», поскольку Александр Петрович возглавляет депутатскую комиссию по взаимодействию с правоохранительными органами. Но Илющенко отказался, сославшись на то, что у него нет информации о работе СК. В общем, у Илющенко в сознании сложился определенный портрет Мухамедова, явно не положительный.
На той самой встрече Мухамедов объяснил Илющенко, что Потапов отстранил его от дел. Он отзывался о Потапове нелицеприятно, называл его «неадекватом». Но при этом Владимир Ибрагимович практически учил бизнесмена, как нужно решать вопросы с мэрией: закладывать в расходы 1-2% на «амортизацию» – так Мухамедов называл откаты чиновникам. Экс-замглавы убеждал Илющенко, что для Потапова взятки – «обычное дело», «нормальное явление», «как за хлебом сходить». Илющенко, по собственному признанию, был в шоке от таких заявлений.
Затем у Илющенко прошло несколько встреч с мэром. Илья Николаевич говорил, что лично будет контролировать движение вопроса о выделении земли, и что все разговоры нужно вести только с ним. По мнению свидетеля, Потапов просто «пожадничал» и не захотел делиться с Мухамедовым.
Расценки на взятки
В апреле чиновники начали называть конкретные суммы, которые необходимо было передать Потапову за участок под «Бердский острог». Договорились на том, что Потапову достанется кусочек выделяемой земли. Этот участок он даже заштриховал на карте и сказал, что оформит его на аффилированную с ним фирму. По словам Илющенко, градоначальник придумал такую схему: Александр Петрович должен был выкупить у подконтрольной Илье Николаевичу фирмы этот небольшой участок. Деньги, соответственно, Потапов забрал бы себе.
Но планы поменялись. Бизнесмен и чиновники решили ничего не усложнять, а просто передать деньги напрямую Потапову. По расценкам мэра, сотка земли стоит 100 тысяч рублей. И поэтому взятка за участок в 0,9 га — девять миллионов рублей. После «торгов» сумма была снижена до семи миллионов рублей. Илющенко должен был передать часть денег Потапову не позже начала мая.
Александр Петрович отметил, что вопрос выделения ему земли действительно начал решаться заметно быстрее. Если раньше и отказа-то приходилось ждать месяц, то теперь бумаги оформляли за считанные дни.
30 апреля 2013 года состоялась последняя встреча Потапова и Илющенко. Проходила она на теплоходе «Ремикс».
– В каюте «Версаль» на теплоходе «Ремикс» я достал шесть пачек денег – три миллиона рублей, положил их на стол. Купюры были, в основном, пятитысячные. Но если память мне не изменяла, в одной пачке было несколько тысячных купюр. Потапов попросил у меня пакетик, я дал ему пакетик, он положил туда деньги, убрал его за пазуху и пошел из каюты, – коротко пересказал центральное событие Александр Петрович.
В суде зачитали стенограмму знаменитой видеозаписи, где Илющенко передает деньги Потапову. Судя по разговору, Потапов сначала не хотел брать деньги сам. Он думал позвонить кому-нибудь из знакомых. Но Илющенко настоял на том, что столь сомнительной сделке не нужны лишние свидетели. Потапов подумал немного, а потом попросил пакет и сложил деньги.
Александр Петрович подчеркнул, что действовал строго по инструкции оперативников: он не совал Потапову деньги насильно, не провоцировал его, деньги клал на стол, а не в руки. Кроме того, Илющенко пояснил, что ему было трудно вести непринужденную беседу с Потаповым в столь ответственный момент, поэтому многие фразы он попросту придумывал. Например, про неких партнеров по бизнесу.
Когда Потапов взял деньги, он пояснил, что за второй частью суммы (еще четыре миллиона рублей) должна прийти некая девушка по имени Жанна. Потапов даже пообещал Илющенко познакомить с ней и заметил, что Новокшанов с ней уже знаком. Александр Петрович действительно не знал, кто такая Жанна.
После непродолжительной мирной беседы Потапов покинул каюту. Неожиданно он стал спускаться по другой лестнице, не по той, которой пользовался обычно. Но на ступенях его настигли омоновцы.
Илющенко обыскали, убедились, что при нем нет меченых денег, составили акт досмотра. Затем начались следственные действия.
Александр Петрович добавил, что его никто не просил специально дать взятку Потапову, чтобы «устранить» мэра, а также, что эта взятка не была подарком или займом.
Роковая встреча могла пройти в мэрии
Когда Илющенко закончил свое повествование, ему начал задавать вопросы Потапов. Между подсудимым и свидетелем было заметное напряжение. Илья Николаевич и Александр Петрович часто вступали в полемику между собой.
В первую очередь, Потапов поинтересовался, почему Илющенко сделал вывод о том, что с него требуют именно взятку. Ведь в разговорах этого слова не звучало. Александр Петрович сказал, что это было очевидно. Речь шла именно о взятке, убежден свидетель.
– Вы предлагаете некую цифру, сумму, не указывая кому, для каких целей, и не указывая, что это мне, – возразил подсудимый.
Затем Потапов сказал, что именно Илющенко пригласил его на теплоход 30 апреля 2013 года, сославшись на запись телефонного разговора утром того дня. Илющенко пояснил, что дата и встреча была оговорена накануне, на совещании в мэрии с газовиками. А утром дня икс Александр Петрович перезвонил Илье Николаевичу и убедился, все ли в силе. При этом Потапов сначала настаивал на встрече в своем кабинете, но Илющенко убедил его приехать на теплоход, поскольку именно там готовили свою операцию оперативники, а разговор был частью операции.
Потапов то и дело пытался прокомментировать ответы свидетеля, но его останавливала судья Юлия Деменкова, поясняя, что такая возможность представится подсудимому на следующем этапе процесса.
– Мог ли я просить участок для муниципальной организации? – задал вопрос Потапов, имея в виду реплику Илющенко о заштрихованном участке для подконтрольной Потапову фирме. Но этот вопрос суд снял.
– Почему при допросе следователя вы не указали о снижении размера взятки? – поинтересовался Илья Николаевич.
– У меня этого не спрашивали, – сказал Илющенко.
Несколько уточняющих вопросов задал и защитник Потапова Александр Иноядов:
– Скажите пожалуйста, по какой причине после обращения в правоохранительные органы вы принимали решение о проведении последующих встреч с Мухамедовым и Потаповым? Оперативного эксперимента еще не было, а встречи шли. Чем это было вызвано?
– Необходимостью получить земельные участки, – был краток Илющенко.
Есть вопросы к свидетелю и у Мухамедова. И не мало – 50. Но он задаст их 3 декабря на очередном заседании».
Фото: «Курьер. Среда. Бердск»