Константин Антонов, доктор социологических наук:
Результаты очередного этапа измерения общественного мнения, проведенного 1-2 февраля, неожиданностей не принесли. Однако мороз и вообще погодные факторы оказывают определенное влияние на результаты уличных опросов. Это обстоятельство следует учитывать при интерпретации полученных данных, хотя при таком методе сбора информации достаточно сложно рассчитать погрешность.
Тем не менее, неделя активной избирательной кампании подтвердила тот тренд, который был отмечен во время предыдущих замеров. Определились два основных конкурента – Владимир Знатков и Анатолий Локоть, которые по всем рейтинговым показателям существенно опережают остальных потенциальных участников предвыборной гонки. Скорее всего, между ними в итоге и развернется борьба за пост мэра Новосибирска.
Однако Знаткову удалось преодолеть психологический барьер – он немного опередил своего главного оппонента, прибавив за неделю в узнаваемости 6,8% и достигнув степени узнаваемости в 57,8%. В то время как у Анатолия Локтя эти показатели немного ниже – 3,6% и 56,5%, соответственно.
Медийная повестка действующего руководителя оказывается более эффективной, чем претендента на выборный пост – действия Знаткова, связанные с исполнением его непосредственных обязанностей, обеспечивают внимание к его персоне со стороны СМИ. Однако и показатели Анатолия Локтя следует признать удовлетворительными, учитывая, что он не имеет такого количества информационных поводов и существенной поддержки со стороны СМИ.
В начале прошедшей недели возникла интрига с выдвижением Андрея Ксензова, которая сохранялась до сегодняшнего дня: заинтересованные люди гадали, каковы шансы у бывшего вице-мэра и вице-губернатора, с каким ресурсом он войдет в избирательную кампанию, против кого будет «дружить» и, следовательно, у кого из кандидатов отберет голоса. Узнаваемость Андрея Ксензова зафиксирована на уровне 11%. Напомним, что узнаваемость Знаткова через неделю после его назначения на пост исполняющего обязанности мэра составляла 16,5%, а у Локтя – 35,4%.
Несколько потеряли в «узнаваемости» Илья Пономарев – 0,3%, Владимир Анисимов (бывший заместитель Виктора Толоконского в бытность того губернатором) – 0,9% и Сергей «Паук» Троицкий – 2,3%.
Сравнение степени узнаваемости и показателей, характеризующих готовность горожан поддержать на выборах того или иного кандидата, приводят к выводу о том, что избиратели знать-то знают, но за кого отдать свой голос еще не решили – таковых оказалось 35%.
«Группа поддержки» Владимира Знаткова увеличилась за неделю на 4,1%, за него теперь готовы проголосовать 21,1% опрошенных; у Анатолия Локтя рост составил 2,9%, за него отдали бы свой голос 20,6%.
Потеряли голоса за неделю Владимир Анисимов (1,8%), Дмитрий Савельев (1%) и Сергей Троицкий (0,1%). Остальные кандидаты «второго эшелона» немного прибавили, но в пределах одного процента.
Увеличилось число людей, уверенных, что на выборах победит или Знатков, или Локоть – на 5,5% и 2,9% соответственно. Победу Знаткову прочат 26,2% опрошенных, Локтю – 14,1%. Остальные кандидаты не набирают и по 3%. Например, за Андрея Ксензова готовы сегодня проголосовать 0,1% опрошенных. При достаточно высокой стартовой узнаваемости это весьма низкий показатель поддержки. Вместе с тем, 46,2% опрошенных не уверены в своих прогнозах.
Таким образом, можно сделать вывод, который, вне всяких сомнений, подтвердится и в ходе голосования 6 апреля. Основная борьба развернется между Владимиром Знатковым и Анатолием Локтем. Все остальные претенденты – всего лишь статисты. Их электорат может оказать влияние на итоги голосования в случае, если кандидаты откажутся от борьбы незадолго до голосования. В этом случае остается только предполагать, кому из фаворитов они достанутся.
Методика исследования. Уличный опрос проводился 1,2 февраля. Выборка квотная, всего опрашивается по 2000 человек. Репрезентативные признаки квотной выборки: возраст, пол, район проживания. Не учитывались уровень дохода, социальный и профессиональный статус, особенности электорального поведения (участвует – не участвует в выборах), что определенно снижает степень достоверности результатов. Однако погрешность при этом не превышает 3-4%. В анкету были внесены фамилии людей, которые либо сами заявили о своем желании баллотироваться на пост мэра Новосибирска, либо те, чьи фамилии называли экспертами и упоминались в СМИ.