«Внезапно» начавшаяся избирательная кампания сформировала иерархию потенциальных кандидатов: преимущество получили те из них, кто наиболее известен избирателям в силу своей прежней политической деятельности и опыта. Данные первого опроса, проведенного 12-13 января, подтверждают это предположение. «Узнаваемость» Владимира Знаткова была в два раза ниже, чем у Анатолия Локтя и бывшего заместителя губернатора Владимира Анисимова: Локоть – 35,4%, Знатков –– 16,7%, Анисимов – 18,7%. У Ильи Пономарева узнаваемость оказалась на тот момент 11,7%, у остальных потенциальных кандидатов этот показатель не превышал 10%.
Бесспорно, Анатолий Локоть существенно опережал своих потенциальных соперников по степени узнаваемости. Однако достаточно значительный индекс узнаваемости «непубличного» вроде бы, Знаткова также не вызвал удивления. Он длительное время курировал одну из самых «публичных» сфер жизнедеятельности города, и ему приходилось активно контактировать как с целевыми группами (специалисты в сфере городского хозяйства, руководители ТСЖ и управляющих компаний), так и с гражданами. Тем более, он работал руководителем районов, где достаточно долго имел прямые контакты с широкими слоями населения.
Бурная реакция СМИ, политических сил и населения на назначение Знаткова на должность исполняющего обязанности мэра, широкое освещение и обсуждение этого события в СМИ, ряд его конкретных действий на посту руководителя мегаполиса уже через неделю позволили зафиксировать рост его узнаваемости среди населения города.
Данные опроса, проведенного 18-19 января, показали рост на 16,5%, в то время как у Локтя он составил 7%, у Пономарева – 2%, у Анисимова – 2,1%, а у вступившего в предвыборный марафон Ивана Старикова динамика узнаваемости оказалась отрицательной – минус 0,5% (хотя на старте своего самовыдвижения Стариков имел показатель в 4,2%). Кстати, Старикова обгоняют кандидаты «второго» эшелона: Дарья Макарова – 9,9% (рост 0,1% за неделю на 19 января), Александр Мухарыцин – 8,7% (минус 1,6%).
Владимир Знатков, в отличие от своих потенциальных оппонентов, за это время официально не объявил о своем участии в предвыборной гонке. Напротив, он демонстрировал активность «хозяйственника», декларируя при этом, что для него в данный момент более важными оказываются уборка снега, «прохождение зимы», безупречная работа городских служб, решения других неотложных проблем. Однако на фоне рутинной деятельности «крепкого хозяйственника» Знатков предпринимает знаковые управленческие решения, которые не остаются незамеченными населением, его присутствие в СМИ заметно возрастает, в январе он становится ведущим нюсмейкером.
Уже к 25 января ситуация меняется. Степень узнаваемости Знаткова еще более возросла и практически сравнялась с «узнаваемостью» Локтя – 51% и 52%, соответственно. В то время, как Анисимов, Макарова и Пономарев продолжали терять на 5,7%, 2,4% и 1,5%, соответственно.
Таким образом, степень узнаваемости потенциальных и реальных кандидатов на пост мэра Новосибирска на 25 января выглядит следующим образом:
Фамилия претендента |
Степень узнаваемости на 25 января |
% изменения к 18-19 января |
Анисимов В.А. |
15,1% |
– 5,7% |
Знатков В.М. |
51% |
+ 17,8% |
Крестьянов А.П. |
1,8% |
+0,2% |
Локоть А.Е. |
52,9% |
+10,5% |
Макарова Д.Д. |
7,5% |
– 2,4% |
Мухарыцин А.М. |
7,7% |
+ 0,6% |
Пономарев И.В. |
12,5% |
– 1,5% |
Стариков И.В. |
10,6% |
+6,9% |
Узнаваемость кандидата – это уровень осведомленности избирателя о нем. На начальной стадии любой избирательной кампании он является одним из важнейших показателей, играющий основную роль в формировании дизайна кампании. Однако по мере приближения к дате голосования его значение, безусловно, снижается – зависимость между уровнем узнаваемости и количеством отданных за кандидата голосов становится условной. Высокая узнаваемость вовсе не гарантирует кандидату «избираемость». Это подтверждается анализом ответов на вопрос об электоральных предпочтениях новосибирцев.
Если узнаваемость Владимира Знаткова составляет 51%, то готовых проголосовать за него (на 25 января) оказалось только 17%, хотя таковых за неделю увеличилось на 4%. А вот - результаты Анатолия Локтя: при почти 53% узнаваемости, за него проголосовали бы 17,7%. С большим отрывом от этих двух лидеров идет Анисимов, за него готовы проголосовать 4,3% опрошенных, степень готовности поддержать на выборах остальных кандидатов не дотягивают и до 3%: Илья Пономарев – 2,6%, Дарья Макарова и Иван Стариков – по 2,2%, Александр Мухарыцин – 2%.
Из предложенного списка кандидатов для голосования четверть ответивших «никого не знает», а 19,5% еще не определились.
Понятно, что нас интересуют два «основных» кандидата, имеющих самый высокий рейтинг в развернувшейся избирательной кампании – Владимира Знаткова и Анатолия Локтя. Отметим, что у них на старте были совершенно разные позиции. Если Анатолий Локоть – достаточно известный медийный персонаж, то Владимир Знатков заметно уступал ему в известности. Однако динамика роста узнаваемости исполняющего обязанности мэра намного опережает аналогичный показатель Локтя. И здесь нет ничего удивительного. Уже в момент объявления о его назначении на должность у населения проявился здоровый интерес к персоне: кто это такой, пойдет ли на выборы и так далее.
Если все это время «агитационное поведение» лидера новосибирских коммунистов строилось вокруг интриги – пойдет он на выборы или нет, то Знатков настойчиво демонстрировал свое активное участие в управлении городом, совершил ряд знаковых действий – объявление единого приемного дня населения, отказ от строительства заправки в районе Лесоперевалки, увольнение главы Калининского района за «плохую уборку снега», объявление о строительстве сквера за Оперным театром и другие. Эти управленческие решения нового руководителя города, включенные в информационную повестку региональных СМИ, должны были продемонстрировать населению города, что претендент на пост мэра «услышал» запросы граждан и готов не допустить порочную практику вырубки зеленых насаждений, точечную застройку, добиться эффективной уборки улиц и тому подобное.. Иными словами, он публично отказался от обычной практики прежней власти, что в последнее время вызывало недовольство и протесты со стороны новосибирцев.
На фоне этих конкретных действий, широко освещавшихся в СМИ и, прежде всего, на телевидении, Анатолий Локоть продолжал реализовывать свою многолетнюю стратегию критики власти вообще, затеял «объединение оппозиционных сил», обернувшееся публичным скандалом.
Любопытно, что Локоть является «любимцем» дам, которых большинство среди тех, кто готов за него проголосовать – женщин на 5% больше, чем мужчин, в лагере его приверженцев. А вот Знатков пользуется большей поддержкой среди мужчин, причем более молодого возраста - до 45 лет.
Возрастные корреляции свидетельствуют о поддержке Локтя людьми более старшего возраста: в группе от 46 лет и старше за него готовы проголосовать 45,7% горожан. У Знаткова в этой возрастной категории поддержка значительно ниже – 23,9%. При этом, люди старшего возраста уже определились со своим выбором, и они хорошо информированы о претендентах на пост мэра.
Зато в «молодежной» среде Локоть в 2,5 раза проигрывает по уровню поддержки Знаткову. 5,2% людей в возрасте 18-30 лет и 5,9% в возрасте 31-45 готовы проголосовать за Анатолия Локтя, то у Знаткова в этих возрастных категориях поддержка значительно выше – 14,5% и 15,9%, соответственно. Однако молодежь – наиболее сложная часть электората: от 40,5% до 35,2% горожан в этих возрастных группах «никого не знают», также велико число людей, еще не принявших решение, за кого голосовать.
Есть различия в распределении степени поддержки и узнаваемости основных претендентов на пост мэра по районам города. Анатолий Локоть опережает своего оппонента в Советском (23,6% против 16,5%), выигрывает до 3% – в Первомайском, Калининском, Заельцовском, Железнодорожном и Дзержинский районах. Однако готовых проголосовать за Знаткова больше в Октябрьском районе (16,9% против 14,6% за Локтя). В Центральном районе этот разрыв еще больше – за Знаткова готовы проголосовать 22,1%, в то время как за Локтя – 13,7%. Можно предположить, что Знатков более известен и «авторитетен» в среде управленцев и руководителей.
42% респондентов еще не определились со своим выбором.
В то же время, Знатков опережает Локтя в динамике изменений: его узнаваемость между тремя контрольными точками измерения выросла на 17,8%, в то время как узнаваемость Локтя – на 10,5%. Хотя эффект низкой базы в значительной мере нивелирует эти различия. Но с другой стороны, это говорит об энергичных мерах, предпринимаемых штабом кандидата.
Несколько иная картина среди тех, кто уже определился со своим выбором. За две с небольшим недели, в течение которых проводились опросы, количество людей, готовых отдать свой голос за Знаткова, выросло на 4%, а за Локтя, наоборот, снизилось на 0,6%, хотя это можно отнести на счет статистической погрешности.
Однако 45,6% ответивших уже «знают», кто победит на выборах. Тех, кто уверен, что победит Знатков, в два раза больше, чем тех, кто «ставит» на Локтя – 20,7% против 11,7%. Кто-то искренне надеется на победу Знаткова, кто-то рассуждает так: голосуй – не голосуй, а победит все равно тот, «кто надо». Значительная часть населения традиционно считает, что выборы – пустая формальность, и от его голоса ничего не зависит.
Методика исследования: уличный опрос проводился 12-13, 18-19, 24-25 января. Выборка квотная, всего опрашивается по две тысячи человек. Репрезентативные признаки квотной выборки: возраст, пол, район проживания. Не учитывались уровень дохода, социальный и профессиональный статус, особенности электорального поведения (участвует – не участвует в выборах), что определенно снижает степень достоверности результатов. Однако погрешность при этом не превышает 3-4%. В анкету были внесены фамилии людей, которые либо сами заявили о своем желании баллотироваться на пост мэра Новосибирска, либо те, чьи фамилии назывались экспертами и упоминались в СМИ.