Судья Владимир Витюк удовлетворил заявление руководства Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС-Сибирь» об отмене предостережения, вынесенного в апреле Центральной прокуратурой Новосибирска. «28 марта 2013 года, спустя день после приостановления налоговой проверки, в офис организации «ГОЛОС-Сибирь», по поручению вышестоящей прокуратуры, без предъявления соответствующих требований и информации о фактах нарушения закона, пришла группа специалистов из прокуратуры и Минюста. Проверяющих снова интересовали копии учредительных документов, в том числе, касающиеся финансирования организации, данные о регистрации символики, подробная информация о деятельности организации, включая все мероприятия за три последних года, сведения о персональном составе руководящих органов, о сотрудниках организации», – вспоминает исполнительный директор фонда Галина Иванова. – Хотелось бы понять законность прокурорской проверки: на каком основании она проводилась, какие именно нарушения явились основанием для нее? Данные об источниках финансирования организации и его объеме предоставляются нами ежегодно не только Министерству юстиции России, а также в налоговые органы. Вся эта информация уже неоднократно предоставлялась нами по разным запросам в ходе проведения всевозможных проверок. Деятельность нашей организации публична, вся информация содержится в открытых источниках. Все отчеты в инстанции сдаются нами в срок».
Однако прокуратура, проанализировав документы фонда, посчитала, что некоторые положения устава организации свидетельствуют «о фактическом декларировании участия в политической деятельности». Кроме того, прокурор Центрального района Ференец предупредил исполнительного директора фонда Галину Иванову о «недопустимости нарушения федерального закона» и потребовал подать заявление о включении фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Одновременно с Минюстом и прокуратурой, деятельность фонда проверяли налоговики, которые усмотрели нарушения налогового законодательства, после чего инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району Новосибирска потребовала от Межрегионального общественного Фонда «ГОЛОС-Сибирь» заплатить более 40 тысяч рублей. По утверждению Галины Ивановой, проверка была затеяна новосибирскими налоговиками по распоряжению из Москвы.
«ФНС произвела «осмотр арендуемого нами помещения», что само по себе является самостоятельным процессуальным действием, регламентируемым УПК России. В соответствии с частью 1 статьи 176 УПК России, осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения и документов производится в целях обнаружения следов преступления...», – рассказала Иванова. Однако руководству фонда никто не смог объяснить, в каких преступлениях подозревается общественная организация.
После этого руководство фонда стало активно обжаловать решения налоговиков и прокуратуры. В сентябре областная налоговая инспекция признала, что замечания районных коллег необоснованны, а теперь уже суд отказал и прокуратуре в ее требованиях, посчитав, что та не смогла доказать ни одного факта.
«Прокуратура выглядела в суде очень бледно: они не смогли предъявить ни одного доказательства того, что уставные направления фонда предполагают политическую деятельность. И тем более, не смогла доказать, что деятельность фонда осуществляется на «иностранные» деньги. Ни одного факта не смогли привести. Хочу отметить позицию судьи Владимира Витюка, который в процессе продемонстрировал свою беспристрастность и принципиальность», – заявила Сибкрай.ru исполнительный директор фонда Галина Иванова.
Таким образом, «ГОЛОС-Сибирь» является одной из немногих некоммерческих организаций в России, сумевшей доказать необоснованность претензий прокуратуры, которая совместно с Минюстом и налоговыми органами начала массовые проверки НКО после принятия резонансного закона, предложенного «Единой Россией», и подписанного в июле прошлого года президентом Путиным. Согласно закону зарегистрироваться в новом статусе – «иностранного агента» должны были НКО, которые занимаются «политической деятельностью» и получают иностранное финансирование. А за отказ присвоить себе статус «иностранного агента» таким организациям грозит уголовная ответственность. После вступления закона в силу в России прошли массовые проверки НКО, что было расценено широкой общественностью, как попытка давления на правозащитников и гражданских активистов.