Пожалуй, самые распространенные названия относятся к разряду топонимических: Бугринский, Новониколаевский, Новосибирский, Центр России, Южный... А еще – новосибирцы вспомнили о реке Иня, ведь мост находится в устье этой реки.Поступило сразу несколько предложений назвать мост Инским или Инюшенским.
Еще несколько человек решили дать имя мосту в соответствии со временем года – Зимний, Летний, Весенний. Или еще конкретнее – Сентябрьский, ведь сдать его в эксплуатацию планируется в сентябре 2014 года. Уже есть Октябрьский, пусть будет и Сентябрьский, – пишут новосибирцы.
Главным условием конкурса организаторы объявили необходимость дать обоснование названию. Это должна быть или легенда, или реальное историческое событие, биография человека, в честь которого предлагается назвать мост. Оказалось, что в народе таких легенд и знаний о конкретных исторических событиях бытует не мало. Так, например, жительница Новосибирска Юлия Аткина предлагает назвать мост Красная Горка. И по форме, и по цвету подходит. А еще – Красной горкой на Руси называли весенний праздник, который символизировал приход весны. Девушки и юноши пели песни, водили хороводы. На Красную горку было принято играть свадьбы. Считалось, что кто женится или выйдет замуж в эти дни – вовек не разведется. Мосты и реки и сейчас – часть свадебной традиции. «Вспомните аллею признаний на дамбе ОбьГЭСа или символические замки на набережной... Может быть, новый мост станет началом еще одной?»
Около десятка человек предложили назвать мост Радужным, а еще Воздушным, Жемчужным, Крылатым, и романтично – Алые Паруса или Южный Парус. Видимо, всем подняла настроение и вдохновила прекрасная погода, стоящая в начале октября в Новосибирске.
Многие хотят, чтобы в Новосибирске появился Олимпийский мост. Ведь его сдадут в 2014 году, в год Олимпиады в Сочи. И это всем запомнится. Геофизик Николай Семаков, покорявший Северный полюс, дважды зимовавший в Антарктиде, а недавно получивший орден от мэра за труд на благо Новосибирска, считает: «Мостов с таким названием в мире практически нет. И каждый житель нашего города сможет объяснить, почему мост назвали Олимпийским, а не краснеть сконфуженно, пытаясь вспомнить, кем был человек, фамилией которого назвали мост. (...) А может быть, когда-нибудь и наш город станет столицей Олимпийских игр. По крайней мере, один современный Олимпийский объект – Олимпийский мост – у нас уже будет!»
Новосибирец Юрий Гордеев пессимистично предлагает назвать мост – «Мост-в-никуда». Надеюсь, пояснений почему давать не надо? И сразу несколько человек напротив, видят строящийся мост Оптимистом, Перспективным и Мостом Будущего.
Особняком – новосибирцы с рациональным подходом. Например, Ирина высказывает пожелание назвать мост Кремлевским. И вот почему: «Мы знаем, что финансирование строительства моста осуществляется как из местного и областного, так и федерального бюджетов. И пусть господа из Кремля гордятся что, сибиряки себе в заслугу не ставят столь грандиозное, и, наверное, инновационное строительство моста. И как будет приятно сибиряка, прокатиться по Кремлевскому мосту. А там, может, и помогут со строительством следующей станции метро и, быть может, назовем ее так же «Кремлевской».
Очень многим нравится – Радужный мост или просто Радуга. Вот как аргументирует этот выбор новосибирец Саша Панарин: «Радуга способствует хорошей погоде и радости людей. Будут приходить и любоваться мостом жители и гости Новосибирска. Плюс – звучное название. Ты где? – Я на Радуге».
А вот Зинаида Гридасова даже провела географическую параллель и дала информационную справку: «В России наименование моста Радужный – будет впервые. А вот в Японии Радужным называется висячий мост через северный Токийский залив, соединяющий верфь в Сибаура с островом Одайба. Мост был построен за 5 лет и открыт в 1993 году. Протяженность моста составляет 570 метров». Ну а почему бы и нет? Тем более, у Новосибирска с Японией, а точнее, с японским городом Саппоро – тесные побратимские связи. Пусть будет и общее название мостов!
Значительная часть новосибирцев считает, что мост должен носить имя конкретного человека. Например, сразу несколько человек предлагают увековечить имя Владимира Высоцкого, летчика Валерия Чкалова, покорителя Сибири – Ермака, руководителя белого движения, ставка которого находилась в Сибири – Колчака. Одно из предложений – назвать мост Федоровским, «в честь простого русского мужика, несомненно смелого и инициативного, основателя деревни Кривощеково Федора Криницына». А вот футбольные фанаты хотят, чтобы мост назывался именем тренера «Сибири» Игоря Криушенко. Ведь именно он «впервые в истории города вывел «Сибирь» в премьер-лигу. Под его руководством команда заняла второе место в кубке России, вышла в Лигу Европы УЕФА! Лучше его не было и нет на данный момент в Клубе!»
Некто Дмитрий считает, что неплохим названием было бы «Литвинов мост» в честь Николая Павловича Литвинова (1865— 1937). Именно этот человек открыл в Новосибирске первый книжный магазин, библиотеку-читальню, стоял у истоков создания первой типографии и газеты.
Артур Федоренко вспомнил инженера Гарина-Михайловского, архитектора Крячкова и теоретика космонавтики Кондратюка. А Валерий Кудлаев – академика Трофимука: «Научные результаты Андрея Алексеевича в годы Великой Отечественной войны не менее важны, чем победы самых выдающихся полководцев. (...) Его по праву следует назвать основоположником геологии нефти и газа Западной Сибири. (...) Трудно предположить, каким был бы сейчас Новосибирск, без богатств месторождений нефти и газа Восточной и Западной Сибири, открытие которых стало возможным благодаря научному гению Трофимука».
Все эти люди жили и работали в Новосибирске. И заслуживают того, чтобы о них всегда помнили.
На конкурс поступают предложения назвать мост в честь легендарных летчиков. Видимо, такие ассоциации рождает воздушная конструкция инженерного сооружения. Звучат имена: Валентина Привалова (именно он пролетел на реактивном самолете МИГ-17 под Октябрьским мостом Новосибирска – прим. ред.), надеюсь, известного всем новосибирцам Александра Ивановича Покрышкина, Валерия Павловича Чкалова и Георгия Филлиповича Байдукова. Георгий Байдуков – уроженец Татарского района Новосибирской области, летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Лишь один эпизод из его биографии: в 1937 году он в качестве второго пилота вместе с Валерием Чкаловым на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) протяженностью 8 504 км.
Поступило и много заявок назвать мост Гвардейским. Как пишет нам Виктор Яковлевич Черепанов – Заслуженный метролог РФ, профессор СГГА: «именно вблизи моста в годы Великой отечественной войны формировались Сибирские гвардейские дивизии». Интересный исторический факт.
За «Гвардейский» и Лилия Петровна Сафина, пенсионерка, секретарь общественной организации «Дети войны» города Оби. Она считает: «Имя «Гвардейский» будет данью памяти воинам сибирякам-гвардейцам, павшим в годы войны. Это лучшие сыны нашего города и области, отдавшие жизнь за свободу нашей Родины. Пусть наш новый мост гордо носит имя «Гвардейский».
Интересное, я бы даже сказала, философское название прислала Инесса Пак. Она предлагает назвать мост «Учительским» и приводит в качестве аргумента слова греческого писателя Никоса Казандзакиса: «Учителя становятся мостами, по которым ученики могут перейти пропасть. После этого Учителя уходят с радостью, зная, что в мире будут возникать все новые мосты».
«Безумно хочу, чтобы это название имело начало или продолжение где-то в истории. Мне все время не хватает протянутой руки именно оттуда, из истории нашего города», - делится своими мыслями секретарь конкурсной комиссии Роза Литвиненко.
Каким будет название моста, станет известно после 10 ноября, когда подведут итоги конкурса. А до конца октября ГТРК «Новосибирск» продолжит принимать предложения новосибирцев.
Подготовлено: по материалам ГТРК «Новосибирск»