Останки шести человек были обнаружены на строительной площадке на пересечении улиц 1905 года и Нарымской. На этом месте с середины 20-х до начала 60-х годов прошлого века находилось здание сначала пересыльной тюрьмы, а затем психоневрологического диспансера. В прошлом году здание снесли и начали там строительство. На костях.
Фрагмент из книги Алин Д. Е. Мало слов, а горя реченька…:
«Нашу партию загнали в отстойник пересылки. Огромная площадь, окруженная по периметру длинными бревенчатыми бараками. К нашему приходу на этой площади уже находилось человек 200-250. Все они сидели, лежали на земле, ожидая своей очереди в баню-санпропускник… В барак я попал только к ужину. Огромная камера, вдоль стен — двухъярусные сплошные нары. Около дверей стояла огромная деревянная бочка — параша. Рядом вторая бочка с водой для питья. В задней стенке продолговатое зарешеченное окно. В камере оказалось человек 60-70. Верхние нары около окна были заняты блатными, подальше от окна располагались мастерки (прислуга), еще дальше лежали цветные, полуцветные и разноцветные. Я попал тоже на верхние полки, но уже далеко от окна, совсем под порог. Ближе к окну таким, как я, лежать не положено, так как у окна больше света и больше воздуха. Июнь, жара невыносимая. В ограниченном пространстве на всех воздуха не хватало, поэтому на воздух имели право те, в жилах которых текла голубая воровская кровь».
О том, что в подвалах здания бывшей пересыльной тюрьмы могут быть обнаружены останки расстрелянных заключенных, историки и общественники заговорили еще год назад. В мае 2012 года председатель историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» Александр Рудницкий заявлял, что, по предоставленной ему конфиденциальной информации, уже тогда там «что-то нашли».
«Работы на стройке были приостановлены, прораб сразу уволилась, – рассказал порталу Сибкрай.ru Рудницкий. – Я тогда пришел на стройку, перекрытия подвала были буквально завалены строительным мусором. Потом я пришел туда с корреспондентом телевидения, мусор уже был расчищен, и мне удалось проникнуть в подвал. Но доказать уже ничего не удалось. Позднее я написал два заявления в прокуратуру. В первом ответе мне предложили указать «время, место и обстоятельства совершения преступных действий, лиц, их совершивших». А во втором, что «при визуальном обследовании строительной площадки наличие захоронений не установлено».
Сейчас факт обнаружения человеческих останков подтвержден официально. Следственным управлением Следственного комитета России по Новосибирской области начата доследственная проверка, подтвердила официальный представитель ведомства Марина Кинжалова.
«Мы давно говорили о возможности найти на месте пересыльной тюрьмы останков расстрелянных заключенных, – рассказал доктор исторических наук Сергей Красильников. – Пересыльная тюрьма существовала в Новосибирске с середины 20-х до начала 60-х годов прошлого века. Заключенные попадали сюда при перемещении из европейской части России в Сибирь, из одного сибирского региона в другой. Они делились на судебных – осужденных за бытовые и уголовные преступления, и внесудебных – проходивших по политическим статьям. Кроме того, через эту тюрьму проходили и ссыльные. Люди отправлялись по тюрьмам, лагерям, к местам ссылки. Так что, тюрьма всегда была действующей и переполненной. К сожалению, более подробной информации о ней нет, так как все документы находятся в закрытых архивах МВД».
Фрагмент из книги Алин Д. Е. Мало слов, а горя реченька…:
«Остаток дней пребывания в Новосибирской пересыльной тюрьме я провел среди интеллигентной публики. Так, моим соседом по нарам был Сергеев Вадим, выпускник Свердловского театрального училища. На нары он попал вскоре после окончания училища. Как рассказал он сам, на банкете по случаю завершения учебы кто-то предложил первый тост за товарища Сталина, а Вадим по дурости предложил выпить сначала за успешное окончание училища, а потом уж за Сталина. Через два дня его арестовали. К срыву тоста за здоровье любимого Сталина ему добавили еще кое-что, а два месяца спустя областной суд воткнул ему 5 лет ИТЛ и три года поражения. Один из сокамерников был писателем. Фамилию его я не помню. Помню только, что в первый же вечер, после ужина, на середину камеры вышел пожилой человек и тихим голосом начал что-то рассказывать. Сначала я не мог ничего понять, но Вадим Сергеев ввел меня в курс дела. Оказалось, что этот человек знакомил всех с содержанием своего последнего романа под названием «Чайка». В камере стояла абсолютная тишина, все слушали с большим вниманием. Нужно упомянуть еще об одном интересном человеке. Это был солист Ленинградского оперного театра, народный артист СССР. Было ему тогда лет пятьдесят. Он частенько пел в полголоса, голос у него был очень приятного тембра — чистый тенор. Из его рассказов я понял, что он был в большой дружбе с Шаляпиным, Козловским и еще со многими знаменитыми певцами».
Находка человеческих останков вызвала общественный резонанс. Несколько общественных организаций обратились к губернатору Новосибирской области, прокурору и главам региональных управлений МВД и ФСБ. Они предложили открыть архивы МВД, касающиеся заключенных, находившихся в тюрьме, а также проводившихся в ней казней, провести судебно-медицинскую экспертизу всех человеческих останков, обнаруженных в ходе строительных работ, и установить личности погибших либо расстрелянных в пересыльной тюрьме.
Александр Рудницкий отказался от имени «Мемориала» подписать это обращение. «Я не верю, что возможно установить личности погибших, – пояснил он. – Нужно сделать другое – провести массовое обследование, выяснить, где захоронены десятки тысяч расстрелянных. Понятно, что всех не найдешь. На месте многих захоронений сейчас стоят здания. Но что нельзя найти вообще ничего, я не верю».
Фото: блоги motors-nsk.ru, arudnitsky.livejournal.com, manifest56.livejournal.com