Лента новостей

Все новости

Популярное

Геннадий Туманик: Партизанское строительство в центре Новосибирска – показательный пример творящегося у нас беспредела

 Елена Фаламеева

Геннадий Туманик: Партизанское строительство в центре Новосибирска – показательный пример творящегося у нас беспредела

- Геннадий Николаевич, вы являетесь автором концепции застройки центра Новосибирска. Что это за документ?

- Это рекомендации по реконструкции исторической зоны центра Новосибирска, которые были сделаны по заданию мэрии в 2010 году. Работа носила предпроектный характер. Цель документа – выработать подходы к реконструкции в современных условиях, потому что старые методы сегодня сложно вписываются в нашу действительность. Но, начиная эту работу, мы рассчитывали, что будет и следующая стадия. Мы рассчитывали на создание объемно-пространственной модели, которая могла бы стать основой для реконструкции исторической зоны центра города.

Центр Новосибирска, как предписывали ему все генеральные планы города, развивается в сторону Октябрьского района на левый берег и в пойму речки Каменки. Тем не менее есть очень много инвесторов, которые хотели бы строить именно в исторической зоне, учитывая подготовленность этой территории, её историческую ценность, инфраструктурную обеспеченность. Этот процесс необходимо регулировать. Сегодня уже допущено много ошибок. Это, например, строительство высотного здания по адресу Коммунистическая, 50.

- Вы имеете в виду так называемого «Бэтмэна»?

- Да. Когда рассматривался этот проект, я еще был членом архитектурно-градостроительного Совета. Весь Совет единогласно выступил за малоэтажный вариант, который бы не разрушал исторический ансамбль. Но тем не менее здание построили по второму, высотному варианту, на котором настаивали авторы и с которым был согласен главный архитектор города.

Еще один пример неудачной застройки – высотное здание по адресу Депутатская, 48, которое разрушает ансамбль площади Ленина. Оперный театр с двух сторон поддерживают здания мэрии и архитектурной академии, подчеркивая симметричность композиции. Появление высотки в ансамбле эту композицию разрушает, несмотря на попытку авторов здания отодвинуть высотный объём на второй план.

Есть даже печальный пример самостроя на улице Романова напротив Дома быта. Однажды в Новый год там появился металлический каркас. Длинные праздники, все отдыхают, а там быстро ведутся работы. Когда городские чиновники увидели, они это прекратили, и года два или три этот каркас стоял. Я все ждал, когда его уберут. Но его не убрали, а напротив, достроили здание, причем наполовину перегородили тротуар, нарушив красную линию улицы Романова. Очевидно, договорились. Это партизанское строительство в самом центре – очень показательный пример творящегося в городе беспредела.

Еще одна попытка нарушить историческую среду центра города – проект нового здания гостиницы «Центральная». Этот вопрос сейчас приобрел большую остроту, Союз архитекторов выступил с обращением к губернатору с просьбой остановить процесс разрушения архитектурно-пространственной композиции комплекса площади Ленина. Если все-таки будет принято решение о строительстве 86-метрового здания, то Союз архитекторов намерен обращаться в прокуратуру и в Министерство культуры РФ с требованием остановить эту разрушительную деятельность.

- А чем конкретно вам не нравится проект этой гостиницы?

- Два квартала, которые находятся напротив театра оперы и балета в начале улицы Ленина, планировалось дополнить двумя высотными зданиями. Здание банка и старое здание гостиницы «Центральная» слишком мелки для того, чтобы держать пространство площади Ленина. Тем более что рядом находится невзрачное здание «Ростелекома». Мы предлагали построить два здания высотой как «Ростелеком» в качестве фоновых объёмов для банка и старой гостиницы, а также два многоэтажных здания вдоль улицы Советской: одно в 18 этажей возле «Ростелекома», на том месте, где недавно разбили сквер, а второе – между существующей гостиницей «Центральной» и Первомайским сквером. Эти строения удачно замыкали бы перспективы улиц Орджоникидзе и Депутатская и создавали симметричную композицию.

Потом от проекта первого здания отказались. А когда стали проектировать гостиницу, авторы решили, что высотный ее объём нужно разместить по ул. Ленина. Якобы постройка по улице Советской затеняла жилой дом по адресу Советская, 18, где располагался раньше магазин «Школьник». И вертикальный объём решили переместить, чтобы тень падала на нежилой объект. Но такое решение разрушило сложившуюся исторически классическую композицию застройки улицы Ленина на её выходе к одноимённой площади. Вопросы инсоляции существующих жилых домов необходимо решать, но не ценой разрушения архитектурных ансамблей в исторически ценной городской среды. В данном случае, как и в предыдущих, частные коммерческие интересы заказчиков и, в какой-то степени, проектировщиков вступают в противоречие с интересами города.

- То есть ваши рекомендации должны были предотвратить возникновение таких проектов?

- Да. Работу по составлению рекомендаций инициировал начальник Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев. В первую очередь в этих рекомендациях оговаривается необходимость корректировки проекта зоны охраны культурно-исторических памятников, в котором тоже много недостатков. Второй момент – сохранение историко-культурной среды. Ценны не только памятники, но и отдельные фрагменты города, которые являются примерами гармоничной застройки, возьмем хоть ту же площадь Ленина. Сейчас на углу Орджоникидзе и Мичурина достраивается гостиница – это очень органичный проект, который разрабатывал в своей мастерской главный архитектор города Владимир Фефелов. Здание не вырывается вверх, не претендует своим объёмом на особую значимость, а находится в гармонии с окружающей застройкой.

Сохранение исторического контекста – вот главный принцип реконструкции старого центра города. Конечно, ограничение этажности, сохранение «красных линий» квартальной застройки (линия, ограничивающая квартал или район, за которую застройка не может выйти). Мы считаем, что в исторической зоне необходимо сохранить мелкие кварталы. Кое-где уже произошло укрупнение, построены огромные микрорайоны на улице Челюскинцев. Но это наши старые ошибки. Оставшиеся квартальчики нельзя трогать. И не только для того, чтобы сохранить историческую среду, но и чтобы не усугублять транспортные проблемы. Например, в центре Барселоны очень мелкая квартальная структура, и никаких автомобильных пробок там нет.

Эти рекомендации необходимо воплотить в градостроительном проекте, чтобы было понятно и всем чиновникам, и жителям города – как именно будет формироваться дальше историческая зона с учетом нового строительства и реконструкции, с учётом организации рационального движения транспорта и пешеходов, с размещением необходимого количества парковок и т.д. Проектировщику, работающему над конкретным объектом, необходимо иметь проектный материал комплексного взгляда на крупный фрагмент исторического центра, ему недосуг заниматься такими вещами, это должно быть сделано заранее и предписано в архитектурно-планировочном задании. Это так просто – от общего к частному.

- Что для этого требуется?

- К этим рекомендациям отнеслись неоднозначно. Многие мои коллеги посчитали, что им не нужны никакие указания, они сами все знают. Некоторые вообще уверены – всё, что у нас сегодня происходит в центре города – это хорошо. На градостроительный Совет эти рекомендации не выносили, не знаю почему. По идее, как я уже говорил, вторым шагом после разработки и согласования рекомендаций должно стать создание архитектурно-пространственной модели (макета) и ее рассмотрение и утверждение на всех уровнях. Такая модель могла бы стать основой для формулировки требований со стороны мэрии и органов охраны историко-культурного наследия при решении локальных задач реконструкции или нового строительства в исторической зоне центра нашего города.

- То есть в принципе строить в историческом центре города можно?

- Конечно! Строительство нельзя прекращать. Но все нужно делать грамотно. И не заглядывать в рот «денежным мешкам», а предлагать им ясные и приемлемые для города градостроительные программы. А если ориентироваться в дальнейшем на существующую практику градостроительной реконструкции исторического центра, то лучше, конечно, ничего не строить и не реконструировать. Накопление ошибок чревато для имиджа города и его дальнейшей судьбы очень печальными последствиями.

- Геннадий Николаевич, вы являетесь автором концепции застройки центра Новосибирска. Что это за документ?

- Это рекомендации по реконструкции исторической зоны центра Новосибирска, которые были сделаны по заданию мэрии в 2010 году. Работа носила предпроектный характер. Цель документа – выработать подходы к реконструкции в современных условиях, потому что старые методы сегодня сложно вписываются в нашу действительность. Но, начиная эту работу, мы рассчитывали, что будет и следующая стадия. Мы рассчитывали на создание объемно-пространственной модели, которая могла бы стать основой для реконструкции исторической зоны центра города.

Центр Новосибирска, как предписывали ему все генеральные планы города, развивается в сторону Октябрьского района на левый берег и в пойму речки Каменки. Тем не менее есть очень много инвесторов, которые хотели бы строить именно в исторической зоне, учитывая подготовленность этой территории, её историческую ценность, инфраструктурную обеспеченность. Этот процесс необходимо регулировать. Сегодня уже допущено много ошибок. Это, например, строительство высотного здания по адресу Коммунистическая, 50.

- Вы имеете в виду так называемого «Бэтмэна»?

- Да. Когда рассматривался этот проект, я еще был членом архитектурно-градостроительного Совета. Весь Совет единогласно выступил за малоэтажный вариант, который бы не разрушал исторический ансамбль. Но тем не менее здание построили по второму, высотному варианту, на котором настаивали авторы и с которым был согласен главный архитектор города.

Еще один пример неудачной застройки – высотное здание по адресу Депутатская, 48, которое разрушает ансамбль площади Ленина. Оперный театр с двух сторон поддерживают здания мэрии и архитектурной академии, подчеркивая симметричность композиции. Появление высотки в ансамбле эту композицию разрушает, несмотря на попытку авторов здания отодвинуть высотный объём на второй план.

Есть даже печальный пример самостроя на улице Романова напротив Дома быта. Однажды в Новый год там появился металлический каркас. Длинные праздники, все отдыхают, а там быстро ведутся работы. Когда городские чиновники увидели, они это прекратили, и года два или три этот каркас стоял. Я все ждал, когда его уберут. Но его не убрали, а напротив, достроили здание, причем наполовину перегородили тротуар, нарушив красную линию улицы Романова. Очевидно, договорились. Это партизанское строительство в самом центре – очень показательный пример творящегося в городе беспредела.

Еще одна попытка нарушить историческую среду центра города – проект нового здания гостиницы «Центральная». Этот вопрос сейчас приобрел большую остроту, Союз архитекторов выступил с обращением к губернатору с просьбой остановить процесс разрушения архитектурно-пространственной композиции комплекса площади Ленина. Если все-таки будет принято решение о строительстве 86-метрового здания, то Союз архитекторов намерен обращаться в прокуратуру и в Министерство культуры РФ с требованием остановить эту разрушительную деятельность.

- А чем конкретно вам не нравится проект этой гостиницы?

- Два квартала, которые находятся напротив театра оперы и балета в начале улицы Ленина, планировалось дополнить двумя высотными зданиями. Здание банка и старое здание гостиницы «Центральная» слишком мелки для того, чтобы держать пространство площади Ленина. Тем более что рядом находится невзрачное здание «Ростелекома». Мы предлагали построить два здания высотой как «Ростелеком» в качестве фоновых объёмов для банка и старой гостиницы, а также два многоэтажных здания вдоль улицы Советской: одно в 18 этажей возле «Ростелекома», на том месте, где недавно разбили сквер, а второе – между существующей гостиницей «Центральной» и Первомайским сквером. Эти строения удачно замыкали бы перспективы улиц Орджоникидзе и Депутатская и создавали симметричную композицию.

Потом от проекта первого здания отказались. А когда стали проектировать гостиницу, авторы решили, что высотный ее объём нужно разместить по ул. Ленина. Якобы постройка по улице Советской затеняла жилой дом по адресу Советская, 18, где располагался раньше магазин «Школьник». И вертикальный объём решили переместить, чтобы тень падала на нежилой объект. Но такое решение разрушило сложившуюся исторически классическую композицию застройки улицы Ленина на её выходе к одноимённой площади. Вопросы инсоляции существующих жилых домов необходимо решать, но не ценой разрушения архитектурных ансамблей в исторически ценной городской среды. В данном случае, как и в предыдущих, частные коммерческие интересы заказчиков и, в какой-то степени, проектировщиков вступают в противоречие с интересами города.

- То есть ваши рекомендации должны были предотвратить возникновение таких проектов?

- Да. Работу по составлению рекомендаций инициировал начальник Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев. В первую очередь в этих рекомендациях оговаривается необходимость корректировки проекта зоны охраны культурно-исторических памятников, в котором тоже много недостатков. Второй момент – сохранение историко-культурной среды. Ценны не только памятники, но и отдельные фрагменты города, которые являются примерами гармоничной застройки, возьмем хоть ту же площадь Ленина. Сейчас на углу Орджоникидзе и Мичурина достраивается гостиница – это очень органичный проект, который разрабатывал в своей мастерской главный архитектор города Владимир Фефелов. Здание не вырывается вверх, не претендует своим объёмом на особую значимость, а находится в гармонии с окружающей застройкой.

Сохранение исторического контекста – вот главный принцип реконструкции старого центра города. Конечно, ограничение этажности, сохранение «красных линий» квартальной застройки (линия, ограничивающая квартал или район, за которую застройка не может выйти). Мы считаем, что в исторической зоне необходимо сохранить мелкие кварталы. Кое-где уже произошло укрупнение, построены огромные микрорайоны на улице Челюскинцев. Но это наши старые ошибки. Оставшиеся квартальчики нельзя трогать. И не только для того, чтобы сохранить историческую среду, но и чтобы не усугублять транспортные проблемы. Например, в центре Барселоны очень мелкая квартальная структура, и никаких автомобильных пробок там нет.

Эти рекомендации необходимо воплотить в градостроительном проекте, чтобы было понятно и всем чиновникам, и жителям города – как именно будет формироваться дальше историческая зона с учетом нового строительства и реконструкции, с учётом организации рационального движения транспорта и пешеходов, с размещением необходимого количества парковок и т.д. Проектировщику, работающему над конкретным объектом, необходимо иметь проектный материал комплексного взгляда на крупный фрагмент исторического центра, ему недосуг заниматься такими вещами, это должно быть сделано заранее и предписано в архитектурно-планировочном задании. Это так просто – от общего к частному.

- Что для этого требуется?

- К этим рекомендациям отнеслись неоднозначно. Многие мои коллеги посчитали, что им не нужны никакие указания, они сами все знают. Некоторые вообще уверены – всё, что у нас сегодня происходит в центре города – это хорошо. На градостроительный Совет эти рекомендации не выносили, не знаю почему. По идее, как я уже говорил, вторым шагом после разработки и согласования рекомендаций должно стать создание архитектурно-пространственной модели (макета) и ее рассмотрение и утверждение на всех уровнях. Такая модель могла бы стать основой для формулировки требований со стороны мэрии и органов охраны историко-культурного наследия при решении локальных задач реконструкции или нового строительства в исторической зоне центра нашего города.

- То есть в принципе строить в историческом центре города можно?

- Конечно! Строительство нельзя прекращать. Но все нужно делать грамотно. И не заглядывать в рот «денежным мешкам», а предлагать им ясные и приемлемые для города градостроительные программы. А если ориентироваться в дальнейшем на существующую практику градостроительной реконструкции исторического центра, то лучше, конечно, ничего не строить и не реконструировать. Накопление ошибок чревато для имиджа города и его дальнейшей судьбы очень печальными последствиями.