Пока на заседании архитектурно- градостроительного совета были рассмотрены и одобрены лишь предпроектные варианты конструкции и сопутствующей ей транспортной схемы, что позволяет принять решение об обосновании инвестиций в этот проект.
Предварительные работы проводило омское предприятие НПО «Мостовик». Его главный архитектор Александр Гаценко представил на рассмотрение членов совета два варианта собственно мостовой конструкции и несколько версий выполнения сопутствующих транспортных развязок на правом и левом берегах. Мост с условным названием «Центральный» расположится между коммунальным и Димитровским мостами, в непосредственной близости от железнодорожного. По словам Александра Гаценко, компания в ходе работ просчитала перегрузку существующих мостов (значение превышает норму в 1,5-2 раза) и сделала поправку на дальнейший рост количества автомобилей.
Протяженность конструкции от Южной площади до площади Труда составит 5,1 км, длина моста непосредственно над рекой – 850 метров, ширина – шесть полос. Возможен вариант с путями для скоростного трамвая – в этом случае мост будет на девять метров шире и на 4 млрд рублей дороже.
Из десяти рассмотренных вариантов конструкции моста разработчики выбрали два: вантовый и балочно-подпружный. Первый, по словам Александра Гаценко, будет напоминать коммунальный мост. Вантовый удобнее, кроме того, он представит собой более интересное визуальное решение, особенно для левого берега, где пейзаж украшают в основном дымящие трубы ТЭЦ и заводов, однако обойдется этот вариант в 1,5 – 1,6 раза дороже. Длина пролета вантового моста составит 353 метра. Поскольку мост пройдет над пойменной территорией Оби на высоте 9-10 метров, пространство под эстакадой проектировщики предлагают использовать под парковки.
Сложные многоуровневые транспортные развязки с практически непрерывным движением (по всей протяженности предусмотрено всего два светофора: у выезда с площади Труда на улицу Станиславского и на Ипподромской магистрали) должны позволить без проблем попасть на мост с любой прилегающей улицы.
Проектировщики предложили несколько вариантов решения транспортного узла на Южной площади и площади Труда.
– Развязка на Южной площади очень сложная, – отметил Александр Гаценко. – К ней подходит пять магистралей: Красный проспект, Большевистская, Фабричная, Зыряновская и Каменская магистраль. Мы предлагаем ее рассматривать в комплексе с развязкой Каменская магистраль – Зыряновская.
Совместно с развязкой на площади Труда этот комплекс должен работать как один транспортный узел.
На левом берегу предлагается «завязать» на мост улицы Подгорная, Широкая, Ватутина, Станционная, площадь Энергетиков и площадь Труда с выездом на улицу Станиславского. Работы предлагается проводить в две очереди.
Александр Гаценко сделал особый акцент на том, что историческая часть набережной, где расположен парк «Городское начало» и памятник Александру III, не будет затронута в ходе строительства. Несмотря на такое заявление, большая часть прозвучавших в ходе обсуждения вопросов касалась именно этой территории. Мэр Владимир Городецкий поинтересовался, каким образом удастся сохранить парк нетронутым. Александр Гаценко ответил, что технологически эстакады будут выполняться способом надвижки, что позволит не перекрывать движение и не задевать окружающую территорию, а продуманные детали конструкций, в конечном счете, позволят сделать этот комплекс еще более привлекательным.
Кроме того, члены совета усомнились в том, что после реализации проекта парк останется в пешеходной доступности – этот вопрос проектировщикам предложили продумать дополнительно.
Возник также вопрос, сможет ли вантовый мост выдерживать мощную ветровую нагрузку. Александр Гаценко успокоил собравшихся:
– Мы строили мост на остров Русский, где пролет составляет 1100 метров, а ветер достигает 30 метров в секунду, но ничего, справились. И здесь все просчитаем.
Во мнениях, какой именно вариант предпочесть, члены совета разошлись. Архитектор Игорь Поповский выступил за более эффектное вантовое строение, так как рядом находятся простые утилитарные мосты. Его коллега Михаил Ельский, возразил, что рядом с железнодорожным мостом ставить вантовый нецелесообразно, и предложил остановиться на варианте балочно-подпружного моста. Однако окончательное решение о конструкции оставили на следующие этапы обсуждения, когда проект будет рассматриваться более конкретно.
– Мы пока находимся на стадии обоснования инвестиций, – заметил заместитель начальника Главного управления благоустройства и озеленения мэрии Борис Губер. – Проект сделан на высоком уровне. Нам сейчас главное – определить положение всех сооружений, утвердить и резервировать землю под мост и развязки. Надо одобрить обоснование инвестиций и выделять землю.
Первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов поддержал это предложение, добавив:
– Главное, что мы видим сегодня то решение, которое долгое время сами не находили, особенно в левобережье.
Мэр Новосибирска Владимир Городецкий подвел итог обсуждению:
– Принципиально важно, что мы не останавливаемся поисках оптимальных решений по организации дорожно-транспортной структуры города. Этап, который сегодня выполняет омский институт НПО «Мостовик», помогает понять, какие варианты строительства этого перехода между правым и левым берегом в центре города будут наиболее эффективны. Я рад, что все члены градостроительного совета одобрили эту профессиональную работу. Какой именно вариант конструкции будет избран, решать не сейчас. С одной стороны, вантовый мост с пилоном – это архитектурное украшение города. Лично мне с визуальной точки зрения больше импонирует такой вариант. С другой стороны, если специалисты считают, что появление такой доминанты в этом месте может немного принизить историческую роль железнодорожного моста, с которого начался наш город, к их словам тоже нельзя не прислушаться. Оба варианта будут рассматриваться дальше. Совершенно точно, что мы не посягнем на концепцию парка «Городское начало», и я рад, что разработчики проекта на самом первом этапе предусматривают ведение работ так, чтобы не затронуть эту территорию.
Главное, что мы нашли принципиальное решение по труднейшему транспортному узлу – развязке по площади Труда в Ленинском районе. Проектировщики предложили очень интересные и эффективные варианты. Поэтому сегодня нам уже можно принимать решение о резервировании земель под строительство. Говорить об экономической стороне пока рано даже приблизительно. Ясно лишь, что этот мост будет дешевле строящегося сейчас Оловозаводского: во-первых, само пролетное строение над рекой 850 метров, а там 2600 метров, кроме того, третьему мосту сопутствует большое количество объектов, подлежащих сносу, здесь же их гораздо меньше.
Мэр добавил, что обсуждение будет продолжено в первой половине 2013 года, когда разработчик представит обоснование инвестиций, и уже можно будет приступать к предпроектным и проектным работам.
– В 2014 году будет сдан Оловозаводской мост, и мы уже к этому времени должны быть готовы к следующему старту, следующему объекту, – резюмировал он.