Постоянные срывы госконтрактов по благоустройству и невозможность договориться с бизнесом. До такого состояния дошел Новосибирск в 2023 году. В мэрии кивают на федеральный закон, мол, он позволяет недобросовестным подрядчикам перехватывать контракты. Но закон действует не один год, а коллапс наступил только сейчас.
Федеральный закон № 44 (44-ФЗ) регулирует отношения между заказчиком (государством) и бизнесом. Нормативный акт контролирует практически все взаимодействия с коммерсантами и является камнем преткновения в вопросе: «Почему у нас плохие дороги, парки, оборудование и многое другое». Но в этом году сорванных проектов по строительству парков стало неожиданно больше, чем в 2022 году.
– Я с 2017 года являюсь куратором проекта «Городская среда». За весь период реализации сбоев в работе никогда не было. Все парки и скверы, благоустраиваемые на территории города Новосибирска, мы сдавали в срок и с хорошим качеством. Все вопросы, которые возникали, решались оперативно, – прокомментировал ситуацию Сибкрай.ru председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству горсовета Новосибирска Игорь Кудин.
Мы белые и пушистые, а вы виноваты
Прокуратура Новосибирска уже внесла представление мэру Анатолию Локтю за срыв сроков сдачи Первомайского сквера после реконструкции. Вообще для города это не редкость, когда бизнесмены и чиновники не могут найти общий язык, но в этом году ситуация вышла на новый уровень. В борьбе за «продукт» и «выручку» власти однозначно готовы обвинять коммерсантов.
– Конкурс у нас выигрывает тот, кто дал самую низшую цену. Самая низшая цена – это часто бывают, как сказать корректно, не самые социально ответственные бизнесмены, которые часто заходят на торги, не имея никаких оборотных средств и ресурсов, потом ищут субподрядчиков, – объяснила вице-мэр Новосибирска Анна Терешкова.
Есть ли смысл заместителю мэра Новосибирска Анатолия Локтя прямо обвинять одну из сторон? Да, ведь она руководит департаментом культуры, спорта и молодежной политики мэрии. Подведомственные ей организации делали заказы на госзакупках: Горзеленхоз и Дирекция городских парков. С ними и были заключены контракты, но бизнесмены не смогли вовремя сдать им парк «Каменка», Первомайский сквер, завершить реконструкцию площади у цирка, Монастырский сквер, сквер «Радуга».
Никогда такого не было, и вот опять
Повторим, срыв сроков сдачи объектов в Новосибирске, к сожалению, не редкость. Одну из причин называли ранее – некомпетентность разработчиков технической документации со стороны заказчика, откровенно некачественная, халтурная проектно-сметная документация. К примеру, реконструкцию площади Калинина перенесли на 2024 год, хотя проект представили в 2021 году. Проектно-сметную документацию пришлось переделывать уже в процессе работы.
Еще случай – контрольно-счетная палата (КСП) нашла множество изменений в проектно-сметной документации МП «МЕТРО МиР» при строительстве объектов для нового ЛДС. По мнению КСП, при определении начальной стоимости работ заказчик использовал неодобренную госэкспертизой проектно-сметную документацию.
В апреле 2022 года власти должны были сдать проектно-сметную документацию и начать работу по установке стелы «Город трудовой доблести». Курировала проект опять-таки Анна Терешкова. До этого сроки так же переносили несколько раз. В итоге властям все же удалось сдержать слово по последней дате – 3 ноября 2022 года.
Порой случается так, что заказчик и подрядчик откровенно игнорируют проектно-сметную документацию в надежде на то, что «проскочат». Но когда в процесс сдачи объекта вмешиваются внешние проверяющие органы, сговор заказчика и подрядчика выходит боком.
Так, мэр Новосибирска Анатолий Локоть подтвердил подмену эскалаторов на метростанции метро «Спортивная» – вместо предусмотренных документацией застройщик установил другие модели. Проблему вскрыли в Ростехнадзоре. Новое оборудование не соответствуют изначально согласованному проекту. Из-за замены пришлось переделывать ПСД – поэтому станция стоит готовая, но ввести ее невозможно.
Доторговаться подрядчик и заказчик могут до такой степени, что поставщик не просто сэкономит на всем, а открыто проигнорирует все правила. Пример – ремонт на улице Ельцовской в Центральном округе Новосибирска от ИП Гасанова, который в прошлом году приобрел скандальную известность, благодаря принципиальной позиции депутата Заксобрания Константина Антонова.
Подрядчик внаглую проигнорировал требования контракта и элементарные строительные нормы. Начал мышковать с заменой материалов, грубо нарушать технологию. В результате мэрия вынуждена была расторгнуть с ИП Гасановым контракт и заново объявить конкурс. А ведь «предприниматель» выиграл этот контракт лишь потому, что скинул почти 30 % от первоначальной цены. Скорее всего, он рассчитывал, что заказчик-мэрия, как обычно, примет у него объект, вне зависимости от качества работ.
Участники торгов отмечают – вокруг мэрии сложился пул очень недобросовестных компаний-подрядчиков, которых прикрывают ответственные люди в городской администрации. Косвенное доказательство этому – тот же ИП Гасанов, который не попал в «черный список» недобросовестных поставщиков, а в этом году преспокойно выиграл новые подряды. Значит, проблема не в «плохом» законе?
В бизнес дороги открыты всем: и с главного, и с чёрного входа
Кстати, насчет «черного списка». Наказание есть – реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В него попадают те, кто не выполняет условия контракта. Наказание – штраф от 0,5 % до 30 % от суммы договора, в некоторых случаях сумма санкций доходит до 45%. Еще подрядчик на два года потеряет возможность работать на платформе госзакупок. По сути, узкоспециализированный бизнес – дорожники, подрядчики по благоустройству и другие – оказывается отрезан от одного из основных источников доходов.
– Многие организации у нас работают только с государственными закупками. Ограничение – это похороны бизнеса. В реестр вносятся ИНН компании, директора, учредителей и менее 25 % тех, у кого есть доля бизнеса. Если у учредителей есть другие юридические лица, то там, где они собственники, то же не могут участвовать в торгах. Если это сеть предприятий, собственник один, одно попадает в реестр, то и все автоматически не смогут принимать участие в торгах, – пояснила Сибкрай.ru руководитель учебного центра сопровождения бизнеса Светлана Новикова.
Однако, по мнению председателя комиссии по контролю за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения и члена комиссии по городскому хозяйству горсовета Андрея Гудовского, обойти реестр недобросовестных поставщиков – не проблема для опытных бизнесменов.
– Недобросовестных подрядчиков вносят в соответствующий реестр, но только они потом на следующий день открывают новое предприятие, опять выходят на аукцион, но под другим названием. Это не такая большая проблема открыть ООО или ИП, учитывая, что уставной капитал 10 тысяч рублей. Если они поставят абсолютно новых людей с другими фамилиями, то к делу мы это не пришьем, – пояснил депутат.
Светлана Новикова также считает, что лазейки есть в любом законе и избежать наказания можно в зависимости от ситуации.
И как бы не мучились с плохим поставщиком власти, занести его в черный список с одного росчерка пера они не могут. Заказчик должен написать претензию исполнителю, принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и только потом подать сведения в антимонопольную службу. После решение принимает ФАС. В то же время поставщик услуги может обратиться в суд и выиграть дело, так как не были учтены определенные факторы, пояснила руководитель учебного центр сопровождения бизнеса Светлана Новикова.
Председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству горсовета Игорь Кудин приводит пример подбора подрядчика: условно если конкурс провели в мае, и кто-то из недобросовестных выиграл, а потом отказался от победы, то это уже июль. Стройка даже не началась. Найти нового коммерсанта с возможностями получится к октябрю. Но строительный сезон к этому моменту закончится.
Но все-таки это федеральная проблема, кроющаяся в законе 44-ФЗ. Страдают от этого все регионы России, ведь 44-ФЗ создан чтобы бороться с коррупцией, уровнять людей. Получается, что попасть на розыгрыш государственного тендера может абсолютно любой предприниматель.
Несмотря на это, эксперты видят два противоречия в 44-ФЗ: демпинг и технические задания.
Системная и убивающая конкуренция: демпинг
Демпинг – продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинг ведут для проникновения или укрепления на новом рынке, вытеснения конкурентов.
– Вопрос демпинга в этом году на повестке поднимался трижды или четырежды, – рассказал Сибкрай.ru эксперт бюро расследований «Народного Фронта» Александр Стефанов. – Демпинг приводит к серьезным проблемам по целому ряду сфер. На общественном совете в УФАС обсуждался вопрос демпинга в сфере образования, в том числе повышение квалификации медперсонала, сфере охраны, сфере строительного контроля. Демпинг по этим направлениям критичный и зачастую приводит к серьезным экономическим и социальным проблемам. Эта тенденция затрагивает и сферу благоустройства в том числе. Бывало так, что цена контракта уходила в отрицательные значения. То есть подрядчик еще и приплачивал, чтобы работать по договору. Звучит парадоксально, но закон это позволяет.
Почему предприниматели не уходят с площадки после того, как цена опустилась ниже себестоимости? По мнению эксперта, коммерсанты видят для себя окно возможностей в нечеткости условий контрактов или в отсутствии контроля. Бизнесмены хотят сэкономить, и в таком случае неизвестно, сколько прослужит объект закупки – будет ли он стоять после конца гарантийного срока.
– По итогу демпинг, как правило, выливается в большие затраты со стороны заказчика при эксплуатации, – уточнил Александр Стефанов.
Пример критического вытеснения конкурентов – ИП Гасанов. Предприниматель очень часто выигрывает по цене. Так, в августе стало известно, что бизнесмен сторговал 29 527 006 рублей до 24 064 509 рублей большой подряд по обустройству дворовых территорий многоквартирных домов. ИП Гасанов чуть ли не главный поставщик услуг для департамента энергетики и ЖКХ Новосибирска. Во что это выливается? В отвратительное качество ремонта.
Однако не везде игроки пытаются снизить ценник до критического уровня. Александр Стефанов заметил закономерность – в разных сферах закупок разные типы поведения. С одним заказчиком подрядчики готовы торговаться до самой низкой цены, а где-то коммерсанты стараются не сильно опускать цену.
По документам построят дворец, но по факту получится сарай: технические задания
Вторая сторона проблемы: неточные задания от заказчика – мэрии или ее структурного подразделения. Как поясняет Александр Стефанов, там, где нет четких критериев приемки, графиков, исполнитель считает, что может «оптимизировать» траты. К примеру, вместо качественного изделия или материала, использовать дешевый аналог с более низкими качественными характеристиками, может не привлекать квалифицированный персонал, не использовать дорогостоящее оборудование. Прослужит в итоге объект меньше, но требование контракта формально будет исполнено. Однако проблема даже не в этом. По мнению Александра Стефанова, четко прописанные условия и детальная оценка каждого этапа дали бы заказчикам понимание всех рисков на самых ранних стадиях, и как следствие возможность своевременно повлиять на ход работ.
Существуют проблемы с документами и на этапе торгов. По закону контрактная система работает на профессиональной основе, с привлечением квалифицированных специалистов. Работники должны иметь высшее образование. Но, как пишет кандидат экономических наук Ольга Глеба в статье «Проблемы функционирования контрактной системы в России», профессия сотрудника контрактной службы в сфере закупок – непрестижная. Платят мало, интереса нет. Эта проблема системная по всей России.
В качестве широких примеров проблем с документацией ранее перечисленные случаи: перенос реконструкции площади Калинина на 2024 год с готовым в 2021 году проектом; множественные изменения в проектно-сметной документации МП «МЕТРО МиР» при строительстве объектов у ЛДС; перенос открытия стелы «Город трудовой доблести»; подмена эскалаторов на станции метро «Спортивная».
Исключение из правил
Допустим, мы закроем глаза на некомпетентность составителей проектно-сметных документаций. Что нам может помочь? Это нестоимостные критерии – качества компании: опыт, оборудование, персонал. Но и тут все не так просто.
– При госзаказе, на конкурсе, нестоимостные критерии как правило составляют 40 % влияния на выбор исполнителя, 60 % – это цена. Однако и в случае конкурса, нестоимостные критерии могут быть довольно субъективные. Комиссия, которая их устанавливает, делает это условно на свой вкус. Это, к сожалению, не всегда может быть гарантом того, что пройдет тот, кто к этой работе подходит лучше других, – объяснил Сибкрай.ru Александр Стефанов.
Так или иначе, нестоимостные критерии – не панацея. Их можно ввести только при конкурсе, на аукционе они запрещены. Более того, нестоимостные критерии в какой-то степени противоречат закону 44-ФЗ. Во главу угла становится конкуренция, а ее по факту ограничивают.
– Да, критерии есть, но не все критерии будет принимать антимонопольная служба. Критерии – это ограничение конкуренции, а это волнует УФАС, – комментирует предложение Андрей Гудовский.
Гигантские суммы, но скромные возможности
Федеральный закон не поменяешь просто так. Приходится работать с тем, что есть, а есть у нас вполне конкретный случай – несколько сорванных крупных проектов у Горзеленхоза и Дирекции городских парков, которые входят в комитет по озеленению. Подразделение создали в 2018 году, оно вошло в департамент культуры, спорта и молодежной политики, который возглавляет Анна Терешкова.
Тогда мэр Анатолий Локоть заявлял, что «нельзя делить вопрос на зоны ответственности, в этом мы убедились на опыте». Администрации надоела чехарда с заказчиками. К примеру, строительством какого-либо парка мог заниматься департамент транспорта или ЖКХ.
Новая структура получилась огромной, однако освоить гигантские потоки денег оказалось сложно. Проекты тяжелые, приходится заказывать их у сторонних подрядчиков и, видимо, базы грамотных инженеров пока нет. В то же время есть пример департамента ЖКХ – организация сама зачастую разрабатывает документы или отправляет какую-то часть на аутсорсинг.
В одной из сфер мы уже допрыгались – дорожной. Порой объекты требуют нового ремонта сразу после окончания гарантии. Это чуть ли не норма для сибиряков. Даже в таких случаях проще довести до конца контракт, а потом отправить поставщика в «черный список».
А что мы имеем в итоге в Новосибирске?
Вопрос прежде всего в качестве управления заказчика. Огромный департамент с серьезными проектами не имеет возможности обуздать «стихию» инженерии и растить свои кадры. Приходится находить сотрудников на стороне. В результате проектировщики дают мэрии не совсем то, что им нужно, а ловкие коммерсанты готовы использовать дыры и неточности на свое, но не общественное благо.
С контролем на каждом этапе работ тоже беда – если бы были бы возможности, то ушлых бизнесменов осаживали бы на ранних этапах строительства.
Не стоит забывать и про пул «присосавшихся» к бюджету предпринимателей в отдельных сферах. В Новосибирске это уже приводило к катастрофическим последствиям.
Перейдя на рыночные рельсы в 1990-х годах, муниципалитеты должны были «выращивать» прослойку бизнесменов – учить и воспитывать, давать возможности, создавать взаимовыгодные проекты. Прошло более 20 лет, а разговоры о культуре бизнеса так и ведутся. Есть даже скромные попытки что-то сделать на взаимовыгодных условиях, но на фоне всей ситуации выглядит это как исключение из правил.
Постоянные срывы госконтрактов по благоустройству и невозможность договориться с бизнесом. До такого состояния дошел Новосибирск в 2023 году. В мэрии кивают на федеральный закон, мол, он позволяет недобросовестным подрядчикам перехватывать контракты. Но закон действует не один год, а коллапс наступил только сейчас.
Федеральный закон № 44 (44-ФЗ) регулирует отношения между заказчиком (государством) и бизнесом. Нормативный акт контролирует практически все взаимодействия с коммерсантами и является камнем преткновения в вопросе: «Почему у нас плохие дороги, парки, оборудование и многое другое». Но в этом году сорванных проектов по строительству парков стало неожиданно больше, чем в 2022 году.
– Я с 2017 года являюсь куратором проекта «Городская среда». За весь период реализации сбоев в работе никогда не было. Все парки и скверы, благоустраиваемые на территории города Новосибирска, мы сдавали в срок и с хорошим качеством. Все вопросы, которые возникали, решались оперативно, – прокомментировал ситуацию Сибкрай.ru председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству горсовета Новосибирска Игорь Кудин.
Мы белые и пушистые, а вы виноваты
Прокуратура Новосибирска уже внесла представление мэру Анатолию Локтю за срыв сроков сдачи Первомайского сквера после реконструкции. Вообще для города это не редкость, когда бизнесмены и чиновники не могут найти общий язык, но в этом году ситуация вышла на новый уровень. В борьбе за «продукт» и «выручку» власти однозначно готовы обвинять коммерсантов.
– Конкурс у нас выигрывает тот, кто дал самую низшую цену. Самая низшая цена – это часто бывают, как сказать корректно, не самые социально ответственные бизнесмены, которые часто заходят на торги, не имея никаких оборотных средств и ресурсов, потом ищут субподрядчиков, – объяснила вице-мэр Новосибирска Анна Терешкова.
Есть ли смысл заместителю мэра Новосибирска Анатолия Локтя прямо обвинять одну из сторон? Да, ведь она руководит департаментом культуры, спорта и молодежной политики мэрии. Подведомственные ей организации делали заказы на госзакупках: Горзеленхоз и Дирекция городских парков. С ними и были заключены контракты, но бизнесмены не смогли вовремя сдать им парк «Каменка», Первомайский сквер, завершить реконструкцию площади у цирка, Монастырский сквер, сквер «Радуга».
Никогда такого не было, и вот опять
Повторим, срыв сроков сдачи объектов в Новосибирске, к сожалению, не редкость. Одну из причин называли ранее – некомпетентность разработчиков технической документации со стороны заказчика, откровенно некачественная, халтурная проектно-сметная документация. К примеру, реконструкцию площади Калинина перенесли на 2024 год, хотя проект представили в 2021 году. Проектно-сметную документацию пришлось переделывать уже в процессе работы.
Еще случай – контрольно-счетная палата (КСП) нашла множество изменений в проектно-сметной документации МП «МЕТРО МиР» при строительстве объектов для нового ЛДС. По мнению КСП, при определении начальной стоимости работ заказчик использовал неодобренную госэкспертизой проектно-сметную документацию.
В апреле 2022 года власти должны были сдать проектно-сметную документацию и начать работу по установке стелы «Город трудовой доблести». Курировала проект опять-таки Анна Терешкова. До этого сроки так же переносили несколько раз. В итоге властям все же удалось сдержать слово по последней дате – 3 ноября 2022 года.
Порой случается так, что заказчик и подрядчик откровенно игнорируют проектно-сметную документацию в надежде на то, что «проскочат». Но когда в процесс сдачи объекта вмешиваются внешние проверяющие органы, сговор заказчика и подрядчика выходит боком.
Так, мэр Новосибирска Анатолий Локоть подтвердил подмену эскалаторов на метростанции метро «Спортивная» – вместо предусмотренных документацией застройщик установил другие модели. Проблему вскрыли в Ростехнадзоре. Новое оборудование не соответствуют изначально согласованному проекту. Из-за замены пришлось переделывать ПСД – поэтому станция стоит готовая, но ввести ее невозможно.
Доторговаться подрядчик и заказчик могут до такой степени, что поставщик не просто сэкономит на всем, а открыто проигнорирует все правила. Пример – ремонт на улице Ельцовской в Центральном округе Новосибирска от ИП Гасанова, который в прошлом году приобрел скандальную известность, благодаря принципиальной позиции депутата Заксобрания Константина Антонова.
Подрядчик внаглую проигнорировал требования контракта и элементарные строительные нормы. Начал мышковать с заменой материалов, грубо нарушать технологию. В результате мэрия вынуждена была расторгнуть с ИП Гасановым контракт и заново объявить конкурс. А ведь «предприниматель» выиграл этот контракт лишь потому, что скинул почти 30 % от первоначальной цены. Скорее всего, он рассчитывал, что заказчик-мэрия, как обычно, примет у него объект, вне зависимости от качества работ.
Участники торгов отмечают – вокруг мэрии сложился пул очень недобросовестных компаний-подрядчиков, которых прикрывают ответственные люди в городской администрации. Косвенное доказательство этому – тот же ИП Гасанов, который не попал в «черный список» недобросовестных поставщиков, а в этом году преспокойно выиграл новые подряды. Значит, проблема не в «плохом» законе?
В бизнес дороги открыты всем: и с главного, и с чёрного входа
Кстати, насчет «черного списка». Наказание есть – реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В него попадают те, кто не выполняет условия контракта. Наказание – штраф от 0,5 % до 30 % от суммы договора, в некоторых случаях сумма санкций доходит до 45%. Еще подрядчик на два года потеряет возможность работать на платформе госзакупок. По сути, узкоспециализированный бизнес – дорожники, подрядчики по благоустройству и другие – оказывается отрезан от одного из основных источников доходов.
– Многие организации у нас работают только с государственными закупками. Ограничение – это похороны бизнеса. В реестр вносятся ИНН компании, директора, учредителей и менее 25 % тех, у кого есть доля бизнеса. Если у учредителей есть другие юридические лица, то там, где они собственники, то же не могут участвовать в торгах. Если это сеть предприятий, собственник один, одно попадает в реестр, то и все автоматически не смогут принимать участие в торгах, – пояснила Сибкрай.ru руководитель учебного центра сопровождения бизнеса Светлана Новикова.
Однако, по мнению председателя комиссии по контролю за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения и члена комиссии по городскому хозяйству горсовета Андрея Гудовского, обойти реестр недобросовестных поставщиков – не проблема для опытных бизнесменов.
– Недобросовестных подрядчиков вносят в соответствующий реестр, но только они потом на следующий день открывают новое предприятие, опять выходят на аукцион, но под другим названием. Это не такая большая проблема открыть ООО или ИП, учитывая, что уставной капитал 10 тысяч рублей. Если они поставят абсолютно новых людей с другими фамилиями, то к делу мы это не пришьем, – пояснил депутат.
Светлана Новикова также считает, что лазейки есть в любом законе и избежать наказания можно в зависимости от ситуации.
И как бы не мучились с плохим поставщиком власти, занести его в черный список с одного росчерка пера они не могут. Заказчик должен написать претензию исполнителю, принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и только потом подать сведения в антимонопольную службу. После решение принимает ФАС. В то же время поставщик услуги может обратиться в суд и выиграть дело, так как не были учтены определенные факторы, пояснила руководитель учебного центр сопровождения бизнеса Светлана Новикова.
Председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству горсовета Игорь Кудин приводит пример подбора подрядчика: условно если конкурс провели в мае, и кто-то из недобросовестных выиграл, а потом отказался от победы, то это уже июль. Стройка даже не началась. Найти нового коммерсанта с возможностями получится к октябрю. Но строительный сезон к этому моменту закончится.
Но все-таки это федеральная проблема, кроющаяся в законе 44-ФЗ. Страдают от этого все регионы России, ведь 44-ФЗ создан чтобы бороться с коррупцией, уровнять людей. Получается, что попасть на розыгрыш государственного тендера может абсолютно любой предприниматель.
Несмотря на это, эксперты видят два противоречия в 44-ФЗ: демпинг и технические задания.
Системная и убивающая конкуренция: демпинг
Демпинг – продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинг ведут для проникновения или укрепления на новом рынке, вытеснения конкурентов.
– Вопрос демпинга в этом году на повестке поднимался трижды или четырежды, – рассказал Сибкрай.ru эксперт бюро расследований «Народного Фронта» Александр Стефанов. – Демпинг приводит к серьезным проблемам по целому ряду сфер. На общественном совете в УФАС обсуждался вопрос демпинга в сфере образования, в том числе повышение квалификации медперсонала, сфере охраны, сфере строительного контроля. Демпинг по этим направлениям критичный и зачастую приводит к серьезным экономическим и социальным проблемам. Эта тенденция затрагивает и сферу благоустройства в том числе. Бывало так, что цена контракта уходила в отрицательные значения. То есть подрядчик еще и приплачивал, чтобы работать по договору. Звучит парадоксально, но закон это позволяет.
Почему предприниматели не уходят с площадки после того, как цена опустилась ниже себестоимости? По мнению эксперта, коммерсанты видят для себя окно возможностей в нечеткости условий контрактов или в отсутствии контроля. Бизнесмены хотят сэкономить, и в таком случае неизвестно, сколько прослужит объект закупки – будет ли он стоять после конца гарантийного срока.
– По итогу демпинг, как правило, выливается в большие затраты со стороны заказчика при эксплуатации, – уточнил Александр Стефанов.
Пример критического вытеснения конкурентов – ИП Гасанов. Предприниматель очень часто выигрывает по цене. Так, в августе стало известно, что бизнесмен сторговал 29 527 006 рублей до 24 064 509 рублей большой подряд по обустройству дворовых территорий многоквартирных домов. ИП Гасанов чуть ли не главный поставщик услуг для департамента энергетики и ЖКХ Новосибирска. Во что это выливается? В отвратительное качество ремонта.
Однако не везде игроки пытаются снизить ценник до критического уровня. Александр Стефанов заметил закономерность – в разных сферах закупок разные типы поведения. С одним заказчиком подрядчики готовы торговаться до самой низкой цены, а где-то коммерсанты стараются не сильно опускать цену.
По документам построят дворец, но по факту получится сарай: технические задания
Вторая сторона проблемы: неточные задания от заказчика – мэрии или ее структурного подразделения. Как поясняет Александр Стефанов, там, где нет четких критериев приемки, графиков, исполнитель считает, что может «оптимизировать» траты. К примеру, вместо качественного изделия или материала, использовать дешевый аналог с более низкими качественными характеристиками, может не привлекать квалифицированный персонал, не использовать дорогостоящее оборудование. Прослужит в итоге объект меньше, но требование контракта формально будет исполнено. Однако проблема даже не в этом. По мнению Александра Стефанова, четко прописанные условия и детальная оценка каждого этапа дали бы заказчикам понимание всех рисков на самых ранних стадиях, и как следствие возможность своевременно повлиять на ход работ.
Существуют проблемы с документами и на этапе торгов. По закону контрактная система работает на профессиональной основе, с привлечением квалифицированных специалистов. Работники должны иметь высшее образование. Но, как пишет кандидат экономических наук Ольга Глеба в статье «Проблемы функционирования контрактной системы в России», профессия сотрудника контрактной службы в сфере закупок – непрестижная. Платят мало, интереса нет. Эта проблема системная по всей России.
В качестве широких примеров проблем с документацией ранее перечисленные случаи: перенос реконструкции площади Калинина на 2024 год с готовым в 2021 году проектом; множественные изменения в проектно-сметной документации МП «МЕТРО МиР» при строительстве объектов у ЛДС; перенос открытия стелы «Город трудовой доблести»; подмена эскалаторов на станции метро «Спортивная».
Исключение из правил
Допустим, мы закроем глаза на некомпетентность составителей проектно-сметных документаций. Что нам может помочь? Это нестоимостные критерии – качества компании: опыт, оборудование, персонал. Но и тут все не так просто.
– При госзаказе, на конкурсе, нестоимостные критерии как правило составляют 40 % влияния на выбор исполнителя, 60 % – это цена. Однако и в случае конкурса, нестоимостные критерии могут быть довольно субъективные. Комиссия, которая их устанавливает, делает это условно на свой вкус. Это, к сожалению, не всегда может быть гарантом того, что пройдет тот, кто к этой работе подходит лучше других, – объяснил Сибкрай.ru Александр Стефанов.
Так или иначе, нестоимостные критерии – не панацея. Их можно ввести только при конкурсе, на аукционе они запрещены. Более того, нестоимостные критерии в какой-то степени противоречат закону 44-ФЗ. Во главу угла становится конкуренция, а ее по факту ограничивают.
– Да, критерии есть, но не все критерии будет принимать антимонопольная служба. Критерии – это ограничение конкуренции, а это волнует УФАС, – комментирует предложение Андрей Гудовский.
Гигантские суммы, но скромные возможности
Федеральный закон не поменяешь просто так. Приходится работать с тем, что есть, а есть у нас вполне конкретный случай – несколько сорванных крупных проектов у Горзеленхоза и Дирекции городских парков, которые входят в комитет по озеленению. Подразделение создали в 2018 году, оно вошло в департамент культуры, спорта и молодежной политики, который возглавляет Анна Терешкова.
Тогда мэр Анатолий Локоть заявлял, что «нельзя делить вопрос на зоны ответственности, в этом мы убедились на опыте». Администрации надоела чехарда с заказчиками. К примеру, строительством какого-либо парка мог заниматься департамент транспорта или ЖКХ.
Новая структура получилась огромной, однако освоить гигантские потоки денег оказалось сложно. Проекты тяжелые, приходится заказывать их у сторонних подрядчиков и, видимо, базы грамотных инженеров пока нет. В то же время есть пример департамента ЖКХ – организация сама зачастую разрабатывает документы или отправляет какую-то часть на аутсорсинг.
В одной из сфер мы уже допрыгались – дорожной. Порой объекты требуют нового ремонта сразу после окончания гарантии. Это чуть ли не норма для сибиряков. Даже в таких случаях проще довести до конца контракт, а потом отправить поставщика в «черный список».
А что мы имеем в итоге в Новосибирске?
Вопрос прежде всего в качестве управления заказчика. Огромный департамент с серьезными проектами не имеет возможности обуздать «стихию» инженерии и растить свои кадры. Приходится находить сотрудников на стороне. В результате проектировщики дают мэрии не совсем то, что им нужно, а ловкие коммерсанты готовы использовать дыры и неточности на свое, но не общественное благо.
С контролем на каждом этапе работ тоже беда – если бы были бы возможности, то ушлых бизнесменов осаживали бы на ранних этапах строительства.
Не стоит забывать и про пул «присосавшихся» к бюджету предпринимателей в отдельных сферах. В Новосибирске это уже приводило к катастрофическим последствиям.
Перейдя на рыночные рельсы в 1990-х годах, муниципалитеты должны были «выращивать» прослойку бизнесменов – учить и воспитывать, давать возможности, создавать взаимовыгодные проекты. Прошло более 20 лет, а разговоры о культуре бизнеса так и ведутся. Есть даже скромные попытки что-то сделать на взаимовыгодных условиях, но на фоне всей ситуации выглядит это как исключение из правил.