В Новосибирской области главу поселка заподозрили в халатности из-за исполнения контракта по программе «Чистая вода». В отношении него возбудили уголовное дело. Выполняет контракт скандальная организация «Спецтрансстрой». Некоторые эксперты считают, что из-за этой компании буксуют основные стройплощадки, а организацию давно уже пора проверить компетентным правоохранительным органам.
Сроки сдачи трех объектов по национальной программе «Чистая вода» в Новосибирской области откладывают на конец 2024 года. Комплексы сооружений очистки подземных вод жители Ордынки, Татарска и Коченево не дождутся к сроку.
В Коченево подрядчик должен был сдать объект еще 31 декабря 2023 года за 603 миллиона рублей. Пока строители получили аванс в 416 миллионов рублей. Комплекс готов на 90 %. Сроки сдачи запланировали на сентябрь, но по факту движения работ сдача может сместиться на конец года.
В Ордынке строители обещали сдать комплекс водоочистки в мае 2023 года. Цена контракта составила 370 миллионов рублей, а аванс 261 миллион рублей. Сейчас готовность только 75 %, а сдать объект должны к октябрю, но власти надеются, что это произойдет хотя бы к началу 2025 года.
В Татарске планировали закончить комплекс очистки подземных вод 1 апреля этого года. Цена контракта 989 миллионов рублей, а аванс 597 миллионов рублей. Объект готов только на 96 %. Срок сдачи перенесен на конец 2024 года.
Реализацию всех этих контрактов провалил подрядчик ООО «Спецтрансстрой». Ранее суд оштрафовал гендиректора ООО Сергея Арапова на 8,9 миллиона рублей за нарушение сроков исполнения контракта по программе «Чистая вода».
В марте 2022 года администрация рабочего поселка Коченево и ООО «СпецТрансСтрой» заключили госконтракт на строительство объектов водоочистки и водоподготовки на двух площадках – улице Лермонтова и улице Южная. Первая площадка (улица Лермонтова) заработала только в конце декабря 2023, вторая – не заработала до настоящего времени.
Сергей Арапов обжаловал постановление мирового судьи и направил апелляционную жалобу в Коченевский районный суд.
«Спецтрансстрой» «отжал» крупнейшие подряды на воду?
Руководитель новосибирского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Сергей Аверьяскин считает, что СпецТрансСтрой ведет непорядочную игру и забирает все крупные подряды. Контракты же якобы специально подгоняют под крупного игрока, чтобы только он смог победить на госторгах.
– Мы видим, что происходит на рынке в части реализации многомиллионных объектов, которые ведет один и тот же подрядчик. Он ведет самые крупные объекты. Как он появился, как ему все прощают – вопрос для службы федеральной безопасности. Это они должны заниматься этим вопросом […]. «Спецтрансстрой» валит все проекты по программе «Чистая вода» – это факт. Я уже не говорю про другие проекты. Если сюда залезут правоохранительные органы, то им будет чем заняться. Ничего хорошего, где работает эта контора – не будет, – рассказал Сибкрай.ru Сергей Аверьяскин.
12 августа стало известно, что из-за «Чистой воды» глава Коченево Анатолий Пригода стал фигурантом уголовного дела. Его подозревают в халатности (ч.1.1 ст. 293 УК РФ).
Администрации «Спецтрансстрой» предоставил независимую гарантию от банка «Левобережный». Банк гарантировал исполнение контракта. Анатолий Пригода, считают следователи, был обязан обратиться в банк и потребовать гарантированную выплату, когда подрядчик забросил стройку. Ущерб составил 42 миллиона рублей.
При этом представители «Спецтрансстрой» пока не попали под уголовное дело. Как уточнили Сибкрай.ru в СУ СКР по региону, в рамках расследования в отношении Пригоды будет дана оценка действиям подрядчика.
«Спецтрансстрой» – компания с «прославившимся» названием
Компанию «Спецтрансстрой» до недавнего времени учреждало скандальное муниципальное предприятие «Метро Мир». «Спецтрансстрой» – подрядчик многих крупных проектов в Новосибирской области. В том числе по возведению станции метро «Спортивная», которую не удается ввести в эксплуатацию уже несколько лет. Тяжело подрядчику дается и ремонт Октябрьского моста в Новосибирске. Мэрия Новосибирска обещает расторгнуть с ООО контракт в одностороннем порядке. С подрядчика требуют вернуть аванс в размере 1,259 миллиарда рублей. Сейчас компания находится в списке недобросовестных подрядчиков и не может участвовать в госторгах два года.
Но виновными становятся чиновники
При этом исполнители госконтрактов не становятся главными персонажами уголовные дел. Проект «Чистая вода» проводится под руководством МинЖКХ и силовики продолжают ловить чиновников министерства на халатности или взяточничестве.
Суд признал бывшего заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Владимира Нормайкина виновным в получении и даче взяток. В 2020 году, считают следователи, за взятку в размере два миллиона рублей он способствовал тому, чтобы «нужная» подрядная организация соответствовала условиям конкурса на строительство водозаборных скважин и станции водоподготовки в Карасуке. После чего с данной организацией был заключен договор. Тогда самым крупным подрядчиком по воде в Карасуке стало ООО «Бурсиб-Н».
Также фигурантом уголовного дела стал уже бывший министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис Архипов. Однако проходит он по другому делу. Архипов под арестом по подозрению в злоупотреблении и превышении должностных полномочий.
Программа «Чистая вода» на грани провала?
По итогам 2022 года работы в полном объеме выполнены на 37 объектах из 55. Согласно отчету МинЖКХ за 2023 год, был сдан 41 новый объект из 45 планируемых. Произошло это из-за нарушения сроков контракта, которые поздно заключили. Возникли трудности и сложности в ходе работ. Производительность труда оказалась низкой, а качество проектно-сметных документаций неудовлетворительным. Также в 2023 году на программу заложили финансирование в 4,3 миллиарда рублей, но по факту потратили только 1,1 миллиарда рублей (27,2% от плана). Часть объектов была переходящей с 2021 и 2022 годов.
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку по «Чистой воде» и пришла к аналогичным министерству выводам. Так, в 2022 году по ряду объектов договоры муниципалитеты подписывали более чем через 200 дней после того, как МинЖКХ выделяло субсидию для муниципалитета. В КСП отмечают, что это повышает риск несвоевременного выполнения работ.
Также, как оказалось, выделенные МинЖКХ средства муниципалитеты не могут грамотно потратить на «Чистую воду». В результате местные власти сокращали финансирование программы.
Примечательно, что по строительству водоочистительного комплекса в Коченево руководитель «Спецтрансстрой» Сергей Арапов указывал, что во время исполнения контракта пришлось его менять, что повлекло за собой увеличение сроков строительства. На согласование новых данных ушло около года. С учетом времени, прошедшего от разработки ПСД до производства работ, некоторые поставщики перестали выпускать необходимое оборудование, возникали затруднения в изыскании предусмотренных материалов.
Почему новосибирцев не могут обеспечить водой
Депутаты Заксобрания Новосибирской области множество раз обсуждали проблему с реализацией программы «Чистая вода» и видят несколько проблем.
– Сложно найти проектировщиков и подрядчиков у нас в области. О проектировщиках мы говорили с ректором строительного университета. Их чуть ли не со второго курса забирают и садят на зарплаты, а потом они расходятся в частные проектные организации, – рассказывает депутат Заксобрания Дмитрий Козловский.
А парламентарий Игорь Умербаев считает, что проблема в несовершенном 44 федеральном законе, по которому недобросовестные подрядчики могут сбивать цену на госконтракт, а после требовать повышенной выплаты, чтобы закончить объект.
– Эту проблему как-то пытаются решать. Порой нарушая закон и попадая под ответственность. Не всегда если человек привлекается, то он хочет наживаться, похитить и украсть. Благими намерениями дорога вымощена не в Рай. Если бы все были добросовестными, то 44 закон работал бы изумительно, – комментирует Игорь Умербаев.
Также депутат отметил, что проектно-сметная документация и работы порой идут отдельно друг от друга. По разным причинам ПСД разрабатывается некачественно. В отдельных случаях не проводятся геологические исследования и даже выезды на места. При использовании таких проектов вскрываются множественные недостатки и скрытые работы, которые не прописаны в плане. Документы приходится переделывать продолжительное время.
– Да, экспертизу проходят, но она исследует «точечные моменты». Как щупом. В одном, другом месте проверили, а потом оказывается, что не во всех местах нормально. Почему так? У нас если не утеряно, то уменьшено количество проектировщиков с хорошим образованием и опытом работ, – подчеркивает Игорь Умербаев.
Депутат не исключает и того, что подрядчик может взять несколько крупных контрактов и перебрасывать силы от одного объекта на другой, ведя стройку с большими паузами. Отметим, что представитель коченевской администрации заявлял, что сроки строительства водоочистных сооружений сорвал «Спецтрансстрой» из-за того, что исполнительную документацию подрядчик оформил не вовремя. Была неоднократная замена подрядчиком комплектующих, компонентов строительных конструкций и оборудования, материалов, изменение технологии строительства без предварительного внесения изменений в проектную документацию.
– Решать все в каждом случае нужно индивидуально, – комментирует ситуацию с программой «Чистая вода» Игорь Умербаев.
Депутат Заскобрания Яков Новоселов считает, что проблема частично в планировании. Несмотря на выделение крупных сумм муниципалитетам, освоить они их должным образом не могут. Народный избранник предлагает создать главное унитарное предприятие, которое самостоятельно будет заниматься вопросом строительства.
Напомним, что в 2019 году в программу «Чистая вода» включили строительство объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в Барабинске, Карасуке, Каргате, Оби, Татарске, Тогучине, Коченево, Краснозерском, Маслянино, Ордынском, Сузуне, Венгеровском сельсовете, Кыштовском сельсовете, Усть-Таркском сельсовете. Также предусмотрели работу в Куйбышеве, Черепановском районе, Купино, Колыване, Каргате, Барабинске.
На момент разработки программы отсутствовали системы централизованного водоснабжения на территории 15 муниципальных образований Новосибирской области.
Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения Новосибирской области в 2018 году составила 86,69%, городского населения – 92,96%.
Средняя доля проб питьевой воды, не соответствующих установленным требованиям по санитарно-химическим показателям, в источниках водоснабжения составляла 36,97%, в водопроводной сети - 38,97%, по микробиологическим показателям в источниках водоснабжения - 3,5%, в водопроводной сети - 4,01%.
Средний показатель по физическому износу составлял на сетях водоснабжения - 65,07%, объектах водозабора - 70,71%, объектах водоподготовки - 17,45%, водонасосных объектах - 56,69%.
Власти поставили задачу до 2024 года повысить показатели по обеспеченности качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения Новосибирской области. Не менее 91,8% для сельского, городского населения - не менее 99%.
При этом по данным самого министерства ЖКХ число происшествий, повлекших временную остановку подачи воды на сетях водоснабжения, с 2020 по 2022 годы увеличилось соответственно с 90 до 96 случаев. Ликвидацию аварий приходится финансировать из резервного фонда, а их количество и сумма средств из резервного фонда кратно растут.
В результате программу «Чистая вода» продлили до 2026 года. Однако при этом строительство комплексов окончательно запланировали в Барабинске, Каргате и Чанах.
Окончание реализации программы стало серьезным вызовом для новосибирских властей – еще предстоит найти в регионе таких подрядчиков, которые способны качественно и добросовестно создать объекты, и, если потребуется, завершить те, на которых работы прекратились. Между тем, до сих пор в области находят населенные пункты, в которых проблема обеспечения чистой водой сохраняется. Так, в Коченевском районе, выяснила прокуратура, жителям по трубам подавали воду с концентрацией мышьяка в четыре раза выше нормы.
В Новосибирской области главу поселка заподозрили в халатности из-за исполнения контракта по программе «Чистая вода». В отношении него возбудили уголовное дело. Выполняет контракт скандальная организация «Спецтрансстрой». Некоторые эксперты считают, что из-за этой компании буксуют основные стройплощадки, а организацию давно уже пора проверить компетентным правоохранительным органам.
Сроки сдачи трех объектов по национальной программе «Чистая вода» в Новосибирской области откладывают на конец 2024 года. Комплексы сооружений очистки подземных вод жители Ордынки, Татарска и Коченево не дождутся к сроку.
В Коченево подрядчик должен был сдать объект еще 31 декабря 2023 года за 603 миллиона рублей. Пока строители получили аванс в 416 миллионов рублей. Комплекс готов на 90 %. Сроки сдачи запланировали на сентябрь, но по факту движения работ сдача может сместиться на конец года.
В Ордынке строители обещали сдать комплекс водоочистки в мае 2023 года. Цена контракта составила 370 миллионов рублей, а аванс 261 миллион рублей. Сейчас готовность только 75 %, а сдать объект должны к октябрю, но власти надеются, что это произойдет хотя бы к началу 2025 года.
В Татарске планировали закончить комплекс очистки подземных вод 1 апреля этого года. Цена контракта 989 миллионов рублей, а аванс 597 миллионов рублей. Объект готов только на 96 %. Срок сдачи перенесен на конец 2024 года.
Реализацию всех этих контрактов провалил подрядчик ООО «Спецтрансстрой». Ранее суд оштрафовал гендиректора ООО Сергея Арапова на 8,9 миллиона рублей за нарушение сроков исполнения контракта по программе «Чистая вода».
В марте 2022 года администрация рабочего поселка Коченево и ООО «СпецТрансСтрой» заключили госконтракт на строительство объектов водоочистки и водоподготовки на двух площадках – улице Лермонтова и улице Южная. Первая площадка (улица Лермонтова) заработала только в конце декабря 2023, вторая – не заработала до настоящего времени.
Сергей Арапов обжаловал постановление мирового судьи и направил апелляционную жалобу в Коченевский районный суд.
«Спецтрансстрой» «отжал» крупнейшие подряды на воду?
Руководитель новосибирского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Сергей Аверьяскин считает, что СпецТрансСтрой ведет непорядочную игру и забирает все крупные подряды. Контракты же якобы специально подгоняют под крупного игрока, чтобы только он смог победить на госторгах.
– Мы видим, что происходит на рынке в части реализации многомиллионных объектов, которые ведет один и тот же подрядчик. Он ведет самые крупные объекты. Как он появился, как ему все прощают – вопрос для службы федеральной безопасности. Это они должны заниматься этим вопросом […]. «Спецтрансстрой» валит все проекты по программе «Чистая вода» – это факт. Я уже не говорю про другие проекты. Если сюда залезут правоохранительные органы, то им будет чем заняться. Ничего хорошего, где работает эта контора – не будет, – рассказал Сибкрай.ru Сергей Аверьяскин.
12 августа стало известно, что из-за «Чистой воды» глава Коченево Анатолий Пригода стал фигурантом уголовного дела. Его подозревают в халатности (ч.1.1 ст. 293 УК РФ).
Администрации «Спецтрансстрой» предоставил независимую гарантию от банка «Левобережный». Банк гарантировал исполнение контракта. Анатолий Пригода, считают следователи, был обязан обратиться в банк и потребовать гарантированную выплату, когда подрядчик забросил стройку. Ущерб составил 42 миллиона рублей.
При этом представители «Спецтрансстрой» пока не попали под уголовное дело. Как уточнили Сибкрай.ru в СУ СКР по региону, в рамках расследования в отношении Пригоды будет дана оценка действиям подрядчика.
«Спецтрансстрой» – компания с «прославившимся» названием
Компанию «Спецтрансстрой» до недавнего времени учреждало скандальное муниципальное предприятие «Метро Мир». «Спецтрансстрой» – подрядчик многих крупных проектов в Новосибирской области. В том числе по возведению станции метро «Спортивная», которую не удается ввести в эксплуатацию уже несколько лет. Тяжело подрядчику дается и ремонт Октябрьского моста в Новосибирске. Мэрия Новосибирска обещает расторгнуть с ООО контракт в одностороннем порядке. С подрядчика требуют вернуть аванс в размере 1,259 миллиарда рублей. Сейчас компания находится в списке недобросовестных подрядчиков и не может участвовать в госторгах два года.
Но виновными становятся чиновники
При этом исполнители госконтрактов не становятся главными персонажами уголовные дел. Проект «Чистая вода» проводится под руководством МинЖКХ и силовики продолжают ловить чиновников министерства на халатности или взяточничестве.
Суд признал бывшего заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Владимира Нормайкина виновным в получении и даче взяток. В 2020 году, считают следователи, за взятку в размере два миллиона рублей он способствовал тому, чтобы «нужная» подрядная организация соответствовала условиям конкурса на строительство водозаборных скважин и станции водоподготовки в Карасуке. После чего с данной организацией был заключен договор. Тогда самым крупным подрядчиком по воде в Карасуке стало ООО «Бурсиб-Н».
Также фигурантом уголовного дела стал уже бывший министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис Архипов. Однако проходит он по другому делу. Архипов под арестом по подозрению в злоупотреблении и превышении должностных полномочий.
Программа «Чистая вода» на грани провала?
По итогам 2022 года работы в полном объеме выполнены на 37 объектах из 55. Согласно отчету МинЖКХ за 2023 год, был сдан 41 новый объект из 45 планируемых. Произошло это из-за нарушения сроков контракта, которые поздно заключили. Возникли трудности и сложности в ходе работ. Производительность труда оказалась низкой, а качество проектно-сметных документаций неудовлетворительным. Также в 2023 году на программу заложили финансирование в 4,3 миллиарда рублей, но по факту потратили только 1,1 миллиарда рублей (27,2% от плана). Часть объектов была переходящей с 2021 и 2022 годов.
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку по «Чистой воде» и пришла к аналогичным министерству выводам. Так, в 2022 году по ряду объектов договоры муниципалитеты подписывали более чем через 200 дней после того, как МинЖКХ выделяло субсидию для муниципалитета. В КСП отмечают, что это повышает риск несвоевременного выполнения работ.
Также, как оказалось, выделенные МинЖКХ средства муниципалитеты не могут грамотно потратить на «Чистую воду». В результате местные власти сокращали финансирование программы.
Примечательно, что по строительству водоочистительного комплекса в Коченево руководитель «Спецтрансстрой» Сергей Арапов указывал, что во время исполнения контракта пришлось его менять, что повлекло за собой увеличение сроков строительства. На согласование новых данных ушло около года. С учетом времени, прошедшего от разработки ПСД до производства работ, некоторые поставщики перестали выпускать необходимое оборудование, возникали затруднения в изыскании предусмотренных материалов.
Почему новосибирцев не могут обеспечить водой
Депутаты Заксобрания Новосибирской области множество раз обсуждали проблему с реализацией программы «Чистая вода» и видят несколько проблем.
– Сложно найти проектировщиков и подрядчиков у нас в области. О проектировщиках мы говорили с ректором строительного университета. Их чуть ли не со второго курса забирают и садят на зарплаты, а потом они расходятся в частные проектные организации, – рассказывает депутат Заксобрания Дмитрий Козловский.
А парламентарий Игорь Умербаев считает, что проблема в несовершенном 44 федеральном законе, по которому недобросовестные подрядчики могут сбивать цену на госконтракт, а после требовать повышенной выплаты, чтобы закончить объект.
– Эту проблему как-то пытаются решать. Порой нарушая закон и попадая под ответственность. Не всегда если человек привлекается, то он хочет наживаться, похитить и украсть. Благими намерениями дорога вымощена не в Рай. Если бы все были добросовестными, то 44 закон работал бы изумительно, – комментирует Игорь Умербаев.
Также депутат отметил, что проектно-сметная документация и работы порой идут отдельно друг от друга. По разным причинам ПСД разрабатывается некачественно. В отдельных случаях не проводятся геологические исследования и даже выезды на места. При использовании таких проектов вскрываются множественные недостатки и скрытые работы, которые не прописаны в плане. Документы приходится переделывать продолжительное время.
– Да, экспертизу проходят, но она исследует «точечные моменты». Как щупом. В одном, другом месте проверили, а потом оказывается, что не во всех местах нормально. Почему так? У нас если не утеряно, то уменьшено количество проектировщиков с хорошим образованием и опытом работ, – подчеркивает Игорь Умербаев.
Депутат не исключает и того, что подрядчик может взять несколько крупных контрактов и перебрасывать силы от одного объекта на другой, ведя стройку с большими паузами. Отметим, что представитель коченевской администрации заявлял, что сроки строительства водоочистных сооружений сорвал «Спецтрансстрой» из-за того, что исполнительную документацию подрядчик оформил не вовремя. Была неоднократная замена подрядчиком комплектующих, компонентов строительных конструкций и оборудования, материалов, изменение технологии строительства без предварительного внесения изменений в проектную документацию.
– Решать все в каждом случае нужно индивидуально, – комментирует ситуацию с программой «Чистая вода» Игорь Умербаев.
Депутат Заскобрания Яков Новоселов считает, что проблема частично в планировании. Несмотря на выделение крупных сумм муниципалитетам, освоить они их должным образом не могут. Народный избранник предлагает создать главное унитарное предприятие, которое самостоятельно будет заниматься вопросом строительства.
Напомним, что в 2019 году в программу «Чистая вода» включили строительство объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в Барабинске, Карасуке, Каргате, Оби, Татарске, Тогучине, Коченево, Краснозерском, Маслянино, Ордынском, Сузуне, Венгеровском сельсовете, Кыштовском сельсовете, Усть-Таркском сельсовете. Также предусмотрели работу в Куйбышеве, Черепановском районе, Купино, Колыване, Каргате, Барабинске.
На момент разработки программы отсутствовали системы централизованного водоснабжения на территории 15 муниципальных образований Новосибирской области.
Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения Новосибирской области в 2018 году составила 86,69%, городского населения – 92,96%.
Средняя доля проб питьевой воды, не соответствующих установленным требованиям по санитарно-химическим показателям, в источниках водоснабжения составляла 36,97%, в водопроводной сети - 38,97%, по микробиологическим показателям в источниках водоснабжения - 3,5%, в водопроводной сети - 4,01%.
Средний показатель по физическому износу составлял на сетях водоснабжения - 65,07%, объектах водозабора - 70,71%, объектах водоподготовки - 17,45%, водонасосных объектах - 56,69%.
Власти поставили задачу до 2024 года повысить показатели по обеспеченности качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения Новосибирской области. Не менее 91,8% для сельского, городского населения - не менее 99%.
При этом по данным самого министерства ЖКХ число происшествий, повлекших временную остановку подачи воды на сетях водоснабжения, с 2020 по 2022 годы увеличилось соответственно с 90 до 96 случаев. Ликвидацию аварий приходится финансировать из резервного фонда, а их количество и сумма средств из резервного фонда кратно растут.
В результате программу «Чистая вода» продлили до 2026 года. Однако при этом строительство комплексов окончательно запланировали в Барабинске, Каргате и Чанах.
Окончание реализации программы стало серьезным вызовом для новосибирских властей – еще предстоит найти в регионе таких подрядчиков, которые способны качественно и добросовестно создать объекты, и, если потребуется, завершить те, на которых работы прекратились. Между тем, до сих пор в области находят населенные пункты, в которых проблема обеспечения чистой водой сохраняется. Так, в Коченевском районе, выяснила прокуратура, жителям по трубам подавали воду с концентрацией мышьяка в четыре раза выше нормы.