Все больше людей сталкивается с телефонным мошенничеством, а сами жулики изобретают новые методы обмана доверчивых граждан. Несмотря на ушлость современных преступников, полиция регулярно накрывает криминальные call-центры и пачками отправляет аферистов в СИЗО. А мы рассказываем, как на самом деле устроен преступный бизнес.
Недавно в Новосибирске завершилось расследование уголовного дела одного из самых крупнейших call-центров страны. Мошенники располагались в пяти офисах, которые регулярно меняли.
«Было изъято 250 мобильных телефонов, 370 банковских карт, большое количество ноутбуков, компьютеров. И у каждого сотрудника – оператора – были данные граждан, распечатанные фамилия, имя, отчество, мобильный телефон. И они осуществляли прозвон», – рассказал КП-Новосибирск заместитель начальника ГУ МВД России по Новосибирской области Дмитрий Ходаков.
Откуда же у мошенников целый список номеров и имен граждан? Как правило, преступники выкупают или крадут базы данных у сервисов и банков. Также личные данные россиян можно купить у сетевых магазинов, управляющих компаний, мобильных операторов. Этим и промышлял крупнейший мошеннический офис, жертвами которого стали 276 человек. Фигуранты дела – 14 сотрудников.
И это не один преступный call-центр в Новосибирске. Сейчас под уголовной статьей находятся еще 29 человек уже из другой преступной компании.
«Лицо, которое организовало эту схему мошенничества, снимало ряд обычных квартир. Дается объявление, что требуются операторы. Как правило, приходят граждане в возрасте от 18 до 25 лет. Как правило, студенты, которым дается инструкция, что они должны делать, и список», – поясняет Дмитрий Ходаков.
Инструкция, как правило, содержит набор фраз, которыми должны руководствоваться мошенники. В ней же указаны реплики, которые может услышать оператор от жертвы. Соответственно, для каждого высказывания составлен алгоритм последующих действий.
Для убедительности преступники во время звонка пользуются компьютерной программой, которая имитирует звуки банка. Также используется сервис, подделывающий номера: при звонке мошенника на телефоне второго абонента высвечивается номер реального банка.
«Доходит до того, что есть зеркальные номера. Могут позвонить потерпевшему как будто с моего рабочего номера. Если потерпевший перезвонит, он, понятно, попадет на мой номер телефона. Но злоумышленником может использоваться также и ваш телефон. Специальную программу, которую используют через интернет, мы пока отследить не можем», – делится Ходаков.
Но последнее и самое лучшее ноу-хау телефонных разводил – это роботизированные помощники. Теперь жертвы мошенников получают звонки от автоответчиков – им абоненты верят гораздо чаще, чем живому человеческому голосу. Офисы мошенников все больше оснащаются новыми технологиями, а схемы обмана становятся более хитрыми. От их действий пострадали уже тысячи людей.
Все больше людей сталкивается с телефонным мошенничеством, а сами жулики изобретают новые методы обмана доверчивых граждан. Несмотря на ушлость современных преступников, полиция регулярно накрывает криминальные call-центры и пачками отправляет аферистов в СИЗО. А мы рассказываем, как на самом деле устроен преступный бизнес.Новосибирские полицейские накрыли несколько криминальных call-центров
 Алина Гурицкая
Фото: КП-Новосибирск
Недавно в Новосибирске завершилось расследование уголовного дела одного из самых крупнейших call-центров страны. Мошенники располагались в пяти офисах, которые регулярно меняли.
«Было изъято 250 мобильных телефонов, 370 банковских карт, большое количество ноутбуков, компьютеров. И у каждого сотрудника – оператора – были данные граждан, распечатанные фамилия, имя, отчество, мобильный телефон. И они осуществляли прозвон», – рассказал КП-Новосибирск заместитель начальника ГУ МВД России по Новосибирской области Дмитрий Ходаков.
Откуда же у мошенников целый список номеров и имен граждан? Как правило, преступники выкупают или крадут базы данных у сервисов и банков. Также личные данные россиян можно купить у сетевых магазинов, управляющих компаний, мобильных операторов. Этим и промышлял крупнейший мошеннический офис, жертвами которого стали 276 человек. Фигуранты дела – 14 сотрудников.
И это не один преступный call-центр в Новосибирске. Сейчас под уголовной статьей находятся еще 29 человек уже из другой преступной компании.
«Лицо, которое организовало эту схему мошенничества, снимало ряд обычных квартир. Дается объявление, что требуются операторы. Как правило, приходят граждане в возрасте от 18 до 25 лет. Как правило, студенты, которым дается инструкция, что они должны делать, и список», – поясняет Дмитрий Ходаков.
Инструкция, как правило, содержит набор фраз, которыми должны руководствоваться мошенники. В ней же указаны реплики, которые может услышать оператор от жертвы. Соответственно, для каждого высказывания составлен алгоритм последующих действий.
Для убедительности преступники во время звонка пользуются компьютерной программой, которая имитирует звуки банка. Также используется сервис, подделывающий номера: при звонке мошенника на телефоне второго абонента высвечивается номер реального банка.
«Доходит до того, что есть зеркальные номера. Могут позвонить потерпевшему как будто с моего рабочего номера. Если потерпевший перезвонит, он, понятно, попадет на мой номер телефона. Но злоумышленником может использоваться также и ваш телефон. Специальную программу, которую используют через интернет, мы пока отследить не можем», – делится Ходаков.
Но последнее и самое лучшее ноу-хау телефонных разводил – это роботизированные помощники. Теперь жертвы мошенников получают звонки от автоответчиков – им абоненты верят гораздо чаще, чем живому человеческому голосу. Офисы мошенников все больше оснащаются новыми технологиями, а схемы обмана становятся более хитрыми. От их действий пострадали уже тысячи людей.