Лента новостей

Все новости

Популярное

За что наказали главу Колывани - подробности от прокурора

 

Суд признал главу муниципального образования виновным в совершении 11 преступлений, предусмотренных частью 1 ст. 293 Уголовного кодекса РФ — халатность. В связи с истечением срока давности областной суд освободил В.В. Халина от наказания за ряд совершенных им преступлений и назначил окончательное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, лишив его права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления в течение двух лет. Не дожидаясь вступления приговора районного суда в силу, 22 декабря 2008 года В.В. Халин сложил с себя полномочия главы рабочего поселка Колывань. Уголовное дело в отношении главы поселковой администрации было возбуждено в октябре 2007 года по результатам прокурорской проверки исполнения законов при реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Напомню, что одним из направлений приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» является помощь государства в обеспечении жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, занятых в сельском хозяйстве, либо в социальной сфере и проживающих в сельской местности. В соответствии с Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года» и Постановлением Правительства России №250 от 28.04.06 года, государство взяло на себя финансирование значительной части расходов на приобретение или строительство жилых помещений в сельской местности. В отличие от, к примеру, льготных кредитов, эти средства, во-первых, не нужно было возвращать, а, во-вторых, можно было быстро и легко получить. Программа оказания господдержки, стартовавшая весной 2006 года, получила довольно широкую известность благодаря освещению в прессе, в том числе и местной, в ней приняли участие 55 жителей района, которым из федерального бюджета на приобретение или строительство жилья было выделено в общей сложности свыше восьми миллионов рублей. В ноябре 2006 года прибывший из областного центра ревизор-инспектор Контрольно-счетной палаты Новосибирской области проверил ход реализации программы в р.п. Колывань: обоснованность предоставления субсидий, целевое использование средств, направленных на обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, даже провел анализ стоимости строящегося жилья. Согласно акту проверки от 28.11.06 года ни по одному из этих пунктов нарушений обнаружено не было. К началу 2007 года большинство участников программы реально получили выделенные им деньги: от 90 до 250 тысяч рублей. Казалось бы, задача, поставленная Президентом, выполняется, средства освоены, жилищные условия сельчан улучшаются - нацпроект заработал. Не тут-то было. Когда за проверку реализации программы обеспечения граждан, молодых семей и молодых специалистов на селе взялись прокуратура и милиция, стали появляться вопросы. Взять хотя бы упомянутый акт контрольно-счетной палаты. В этот серьезный документ с подписями инспектора КСП области Ю.Г. Тутова, главы района А.Ю. Панина, главы МО р.п. Колывань В.В. Халина вкралась странная, на первый взгляд, ошибка. Адреса, по которым двое руководителей одного из сельскохозяйственных акционерных обществ района возводили себе новое жилье, на что и получили от государства 288 тысяч рублей, были указаны неверно. Строго говоря, улицы и номера домов соответствовали действительности, что же касается населенного пункта, то вместо р.п. Колывань в акте проверки был указан соседний Большой Оёш. Что характерно, сами получатели субсидий зачастую не делали тайны из того, что они строят себе дома в Колывани, указывали правильный адрес строительных площадок во всех документах, которые представляли в районную и поселковую администрацию. Несмотря на это, Большой Оёш, как оказалось, был указан и в итоговом Списке участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов по Колыванскому району, и в Сводном списке получателей господдержки по области, и даже в свидетельстве о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденном Департаментом агропромышленного комплекса Новосибирской области. Более тщательная проверка показала, что в подавляющем большинстве случаев, когда жилье строилось или приобреталось в р.п. Колывань, в документах о предоставлении государственной поддержки (справки, списки, утвержденные заместителем главы района, сводные списки по области, свидетельства о получении государственной поддержки и т.д.) фигурировали Большой Оёш или Подгорное. Эта загадочная закономерность объяснилась просто. В 2006 году в соответствии с Постановлением Правительства №250, субсидии выдавались на строительство или приобретения жилья только в сельской местности. В этом же Постановлении для ясности было расшифровано, что следует понимать под сельской местностью: «сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории в пределах муниципального района». Таким образом, райцентр, имеющий в соответствии с Уставом муниципального образования и Законом Новосибирской области статус городского поселения, не попадал под действие программы, и жители Колывани были не вправе претендовать на безвозмездное получение бюджетных средств. Следовательно, те, кто их все-таки получил, сделали это с нарушением закона. Почему это стало возможным, в каком месте система взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления дала сбой, где не сработали защитные механизмы? На первом этапе гражданин, желающий получить субсидию, обращался в администрацию района с заявлением и пакетом документов, которые должны были подтвердить его соответствие требованиям программы: нуждаемость в улучшении жилищных условий, занятость заявителя на предприятиях АПК или в социальной сфере и, конечно же, то, что он проживает в сельской местности. Обязанность по проверке полноты представленных документов, правильности их заполнения и достоверности указанных в них сведений возлагалась на органы местного самоуправления (районную администрацию). Такая проверка должна была стать первым и достаточно надежным препятствием для включения в программу господдержки лиц, не отвечающих указанным выше предъявляемым требованиям, а заодно и страховкой от непреднамеренных ошибок. Но уже на этом, самом первом, этапе система не сработала, — споткнулась о человеческий фактор. Как выяснилось при прокурорской проверке, далеко не все получатели государственной поддержки действительно нуждались в улучшении жилищных условий. В заявлениях соответствующая графа зачастую заполнялась без указания реквизитов документа, подтверждающего данное обстоятельство, или не заполнялась вообще. Многие граждане приложили выписки из постановлений органов местного самоуправления, оригиналы к которым, — это тоже выяснила прокуратура, — никогда не существовали. Их так и не удалось найти: ни в поселковой администрации, ни в архиве, ни в журналах учета очередников. Не придавалось большого значения и месту работы получателей бюджетных денег. Несмотря на то, что господдержка предусматривалась только для работников организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы, в списки ее получателей попали работники администрации района, сотрудники правоохранительных органов, продавцы, предприниматели и прочие. Проживание гражданина в городском поселении — р.п. Колывань - тоже не становилось препятствием для включения в список получателей государственной поддержки. «Неправильные» адреса волшебным образом исправлялись на нужные, причем зачастую без какого-либо вмешательства самих заявителей. Эту ответственную, но опасную работу взяли на себя несколько работников администрации района. Местные чиновники не только формировали списки на основе полученных от граждан заявлений и документов, но и при «необходимости» вносили в него сведения, заведомо не соответствующие действительности. Формально решение о предоставлении средств государственной поддержки принимал Департамент АПК Новосибирской области, но в подавляющем большинстве случаев областные чиновники принимали свое решение исключительно на основании списка, поступившего из районной администрации. Так и получилось, что по Колыванскому району около половины свидетельств на получение субсидий были выданы незаконно. Впрочем, органы государственной власти предусмотрели еще один механизм, который должен был предотвратить незаконное получение бюджетных средств, выделенных на реализацию нацпроекта. В соответствии с Постановлением Правительства РФ и соглашениями, которые Департамент АПК области заключал с администрациями поселений, гражданин, получивший государственную поддержку, мог снять деньги с «блокированного» банковского счета только с личного разрешения главы местной администрации. И только на основании документов, подтверждающих расходование средств в соответствии с условиями Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Иными словами, реально получить деньги можно было только после приобретения или постройки жилья. Или — обманув главу поселковой администрации, на которого была возложена обязанность проконтролировать расходование бюджетных средств. Или — рассчитывая на то, что никто ничего проверять не будет. Справедливости ради надо сказать, что немало жителей района добросовестно выполнили условия программы предоставления государственной поддержки. Но нашлись и те, кто, заведомо зная о невозможности получить бюджетные средства законно, пошли на преступление. Так, за мошенничество (хищение путем обмана средств, предназначенных на реализацию приоритетного национального проекта) к уголовной ответственности привлечены жители р.п.Колывань Н.Ю. Кулешова, О.В. Ермолович и другие. В связи с истечением срока давности от уголовной ответственности за мошенничество освобождены Ю.А. Гессель и Е.Ю. Рябухина, которые подозревались в том, что для получения бюджетных средств представили в поселковую администрацию подложные документы о том, что якобы приобретают жилье в сельской местности. А еще более десятка жителей Колывани, не имевших права на получение субсидий на строительство жилья, никого обманывать не стали. Они просто представили в поселковую администрацию необходимые документы и получили деньги. При этом никого из местных чиновников не смутило, что бюджетные средства были выделены на строительство жилья в деревнях, а фактически использовались на стройках в районном центре, — то есть не по целевому назначению. Документы никто не проверял. Вынося В.В. Халину приговор, суд указал, что он, зная о своей обязанности обеспечить эффективное и целевое расходование средств, выделенных для оказания государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в сельской местности, имея реальную возможность исполнить эту обязанность путем проверки представленных ему документов и отказа в выдаче разрешения на перечисление денежных средств с «блокированного» счета, вследствие ненадлежащего отношения к службе, без проверки соблюдения условий расходования средств федерального бюджета, незаконно подписал и выдал такое разрешение. И так - одиннадцать раз. В результате действий В.В. Халина, выразившихся в неисполнении своих обязанностей по обеспечению эффективного и целевого расходования средств федерального бюджета, направленных на оказание государственной поддержки, и незаконной выдаче получателям государственной поддержки разрешений на перечисление денежных средств, Российской Федерации был причинен ущерб в размере 1 865 000 рублей. В целях возврата незаконно полученных бюджетных средств прокуратурой района в суды направлено свыше 20 исковых заявлений на общую сумму более трех с половиной миллионов рублей, большинство из которых к настоящему времени рассмотрены и удовлетворены. За различные преступления, совершенные в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», к уголовной ответственности привлечено 10 граждан и должностных лиц органов местного самоуправления. Однако говорить о полном устранении нарушений закона пока преждевременно. Продолжается предварительное следствие и судебное разбирательство по уголовным делам в отношении должностных лиц администрации района, готовятся новые иски о взыскании незаконно полученных субсидий на строительство жилья в сумме почти миллион рублей. Надзор за исполнением законов при реализации приоритетных национальных проектов остается одним из главных направлений деятельности прокуратуры. А. ВОЙТОВ. Прокурор района, младший советник юстиции.
Суд признал главу муниципального образования виновным в совершении 11 преступлений, предусмотренных частью 1 ст. 293 Уголовного кодекса РФ — халатность. В связи с истечением срока давности областной суд освободил В.В. Халина от наказания за ряд совершенных им преступлений и назначил окончательное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, лишив его права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления в течение двух лет. Не дожидаясь вступления приговора районного суда в силу, 22 декабря 2008 года В.В. Халин сложил с себя полномочия главы рабочего поселка Колывань. Уголовное дело в отношении главы поселковой администрации было возбуждено в октябре 2007 года по результатам прокурорской проверки исполнения законов при реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Напомню, что одним из направлений приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» является помощь государства в обеспечении жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, занятых в сельском хозяйстве, либо в социальной сфере и проживающих в сельской местности. В соответствии с Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года» и Постановлением Правительства России №250 от 28.04.06 года, государство взяло на себя финансирование значительной части расходов на приобретение или строительство жилых помещений в сельской местности. В отличие от, к примеру, льготных кредитов, эти средства, во-первых, не нужно было возвращать, а, во-вторых, можно было быстро и легко получить. Программа оказания господдержки, стартовавшая весной 2006 года, получила довольно широкую известность благодаря освещению в прессе, в том числе и местной, в ней приняли участие 55 жителей района, которым из федерального бюджета на приобретение или строительство жилья было выделено в общей сложности свыше восьми миллионов рублей. В ноябре 2006 года прибывший из областного центра ревизор-инспектор Контрольно-счетной палаты Новосибирской области проверил ход реализации программы в р.п. Колывань: обоснованность предоставления субсидий, целевое использование средств, направленных на обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, даже провел анализ стоимости строящегося жилья. Согласно акту проверки от 28.11.06 года ни по одному из этих пунктов нарушений обнаружено не было. К началу 2007 года большинство участников программы реально получили выделенные им деньги: от 90 до 250 тысяч рублей. Казалось бы, задача, поставленная Президентом, выполняется, средства освоены, жилищные условия сельчан улучшаются - нацпроект заработал. Не тут-то было. Когда за проверку реализации программы обеспечения граждан, молодых семей и молодых специалистов на селе взялись прокуратура и милиция, стали появляться вопросы. Взять хотя бы упомянутый акт контрольно-счетной палаты. В этот серьезный документ с подписями инспектора КСП области Ю.Г. Тутова, главы района А.Ю. Панина, главы МО р.п. Колывань В.В. Халина вкралась странная, на первый взгляд, ошибка. Адреса, по которым двое руководителей одного из сельскохозяйственных акционерных обществ района возводили себе новое жилье, на что и получили от государства 288 тысяч рублей, были указаны неверно. Строго говоря, улицы и номера домов соответствовали действительности, что же касается населенного пункта, то вместо р.п. Колывань в акте проверки был указан соседний Большой Оёш. Что характерно, сами получатели субсидий зачастую не делали тайны из того, что они строят себе дома в Колывани, указывали правильный адрес строительных площадок во всех документах, которые представляли в районную и поселковую администрацию. Несмотря на это, Большой Оёш, как оказалось, был указан и в итоговом Списке участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов по Колыванскому району, и в Сводном списке получателей господдержки по области, и даже в свидетельстве о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденном Департаментом агропромышленного комплекса Новосибирской области. Более тщательная проверка показала, что в подавляющем большинстве случаев, когда жилье строилось или приобреталось в р.п. Колывань, в документах о предоставлении государственной поддержки (справки, списки, утвержденные заместителем главы района, сводные списки по области, свидетельства о получении государственной поддержки и т.д.) фигурировали Большой Оёш или Подгорное. Эта загадочная закономерность объяснилась просто. В 2006 году в соответствии с Постановлением Правительства №250, субсидии выдавались на строительство или приобретения жилья только в сельской местности. В этом же Постановлении для ясности было расшифровано, что следует понимать под сельской местностью: «сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории в пределах муниципального района». Таким образом, райцентр, имеющий в соответствии с Уставом муниципального образования и Законом Новосибирской области статус городского поселения, не попадал под действие программы, и жители Колывани были не вправе претендовать на безвозмездное получение бюджетных средств. Следовательно, те, кто их все-таки получил, сделали это с нарушением закона. Почему это стало возможным, в каком месте система взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления дала сбой, где не сработали защитные механизмы? На первом этапе гражданин, желающий получить субсидию, обращался в администрацию района с заявлением и пакетом документов, которые должны были подтвердить его соответствие требованиям программы: нуждаемость в улучшении жилищных условий, занятость заявителя на предприятиях АПК или в социальной сфере и, конечно же, то, что он проживает в сельской местности. Обязанность по проверке полноты представленных документов, правильности их заполнения и достоверности указанных в них сведений возлагалась на органы местного самоуправления (районную администрацию). Такая проверка должна была стать первым и достаточно надежным препятствием для включения в программу господдержки лиц, не отвечающих указанным выше предъявляемым требованиям, а заодно и страховкой от непреднамеренных ошибок. Но уже на этом, самом первом, этапе система не сработала, — споткнулась о человеческий фактор. Как выяснилось при прокурорской проверке, далеко не все получатели государственной поддержки действительно нуждались в улучшении жилищных условий. В заявлениях соответствующая графа зачастую заполнялась без указания реквизитов документа, подтверждающего данное обстоятельство, или не заполнялась вообще. Многие граждане приложили выписки из постановлений органов местного самоуправления, оригиналы к которым, — это тоже выяснила прокуратура, — никогда не существовали. Их так и не удалось найти: ни в поселковой администрации, ни в архиве, ни в журналах учета очередников. Не придавалось большого значения и месту работы получателей бюджетных денег. Несмотря на то, что господдержка предусматривалась только для работников организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы, в списки ее получателей попали работники администрации района, сотрудники правоохранительных органов, продавцы, предприниматели и прочие. Проживание гражданина в городском поселении — р.п. Колывань - тоже не становилось препятствием для включения в список получателей государственной поддержки. «Неправильные» адреса волшебным образом исправлялись на нужные, причем зачастую без какого-либо вмешательства самих заявителей. Эту ответственную, но опасную работу взяли на себя несколько работников администрации района. Местные чиновники не только формировали списки на основе полученных от граждан заявлений и документов, но и при «необходимости» вносили в него сведения, заведомо не соответствующие действительности. Формально решение о предоставлении средств государственной поддержки принимал Департамент АПК Новосибирской области, но в подавляющем большинстве случаев областные чиновники принимали свое решение исключительно на основании списка, поступившего из районной администрации. Так и получилось, что по Колыванскому району около половины свидетельств на получение субсидий были выданы незаконно. Впрочем, органы государственной власти предусмотрели еще один механизм, который должен был предотвратить незаконное получение бюджетных средств, выделенных на реализацию нацпроекта. В соответствии с Постановлением Правительства РФ и соглашениями, которые Департамент АПК области заключал с администрациями поселений, гражданин, получивший государственную поддержку, мог снять деньги с «блокированного» банковского счета только с личного разрешения главы местной администрации. И только на основании документов, подтверждающих расходование средств в соответствии с условиями Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Иными словами, реально получить деньги можно было только после приобретения или постройки жилья. Или — обманув главу поселковой администрации, на которого была возложена обязанность проконтролировать расходование бюджетных средств. Или — рассчитывая на то, что никто ничего проверять не будет. Справедливости ради надо сказать, что немало жителей района добросовестно выполнили условия программы предоставления государственной поддержки. Но нашлись и те, кто, заведомо зная о невозможности получить бюджетные средства законно, пошли на преступление. Так, за мошенничество (хищение путем обмана средств, предназначенных на реализацию приоритетного национального проекта) к уголовной ответственности привлечены жители р.п.Колывань Н.Ю. Кулешова, О.В. Ермолович и другие. В связи с истечением срока давности от уголовной ответственности за мошенничество освобождены Ю.А. Гессель и Е.Ю. Рябухина, которые подозревались в том, что для получения бюджетных средств представили в поселковую администрацию подложные документы о том, что якобы приобретают жилье в сельской местности. А еще более десятка жителей Колывани, не имевших права на получение субсидий на строительство жилья, никого обманывать не стали. Они просто представили в поселковую администрацию необходимые документы и получили деньги. При этом никого из местных чиновников не смутило, что бюджетные средства были выделены на строительство жилья в деревнях, а фактически использовались на стройках в районном центре, — то есть не по целевому назначению. Документы никто не проверял. Вынося В.В. Халину приговор, суд указал, что он, зная о своей обязанности обеспечить эффективное и целевое расходование средств, выделенных для оказания государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в сельской местности, имея реальную возможность исполнить эту обязанность путем проверки представленных ему документов и отказа в выдаче разрешения на перечисление денежных средств с «блокированного» счета, вследствие ненадлежащего отношения к службе, без проверки соблюдения условий расходования средств федерального бюджета, незаконно подписал и выдал такое разрешение. И так - одиннадцать раз. В результате действий В.В. Халина, выразившихся в неисполнении своих обязанностей по обеспечению эффективного и целевого расходования средств федерального бюджета, направленных на оказание государственной поддержки, и незаконной выдаче получателям государственной поддержки разрешений на перечисление денежных средств, Российской Федерации был причинен ущерб в размере 1 865 000 рублей. В целях возврата незаконно полученных бюджетных средств прокуратурой района в суды направлено свыше 20 исковых заявлений на общую сумму более трех с половиной миллионов рублей, большинство из которых к настоящему времени рассмотрены и удовлетворены. За различные преступления, совершенные в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», к уголовной ответственности привлечено 10 граждан и должностных лиц органов местного самоуправления. Однако говорить о полном устранении нарушений закона пока преждевременно. Продолжается предварительное следствие и судебное разбирательство по уголовным делам в отношении должностных лиц администрации района, готовятся новые иски о взыскании незаконно полученных субсидий на строительство жилья в сумме почти миллион рублей. Надзор за исполнением законов при реализации приоритетных национальных проектов остается одним из главных направлений деятельности прокуратуры. А. ВОЙТОВ. Прокурор района, младший советник юстиции.