Согласно изменениям в федеральном законодательстве, полномочия в сфере управления системой оказания медицинской помощи могут быть переданы муниципалитетами на уровень субъекта федерации. Правительство Новосибирской области внесло в Законодательное собрание три закона, легитимирующие изменения в сфере перераспределения полномочий, которые уже приняты в первом чтении. О том, что за всем этим стоит, корреспонденту Сибкрай.ru рассказала министр здравоохранения Новосибирской области Ольга Кравченко.
- Ольга Васильевна, что означает – передать полномочия на уровень субъекта федерации? О каких полномочиях идет речь и как это отразится на организации системы оказания медицинской помощи в будущем?
- Для того, чтобы оценить изменения в будущем, я бы предложила пока остаться «в настоящем», поговорить о том, как построено здравоохранение сейчас, и почему нас не устраивает нынешняя управленческая модель. Не секрет, что все районные центральные больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты находятся в ведении глав муниципальных образований, а финансируются из областного бюджета. Никаких полномочий по их координации, администрированию органы областной власти не имеют. При этом полномочия областных властей даже по контролю за эффективным расходованием средств весьма ограничены. Глава района сам назначает на должность главного врача, формирует заявку на приобретение медицинского оборудования, сам определяет программу развития здравоохранения на своей территории.
- И чем такое положение дел не устраивает сейчас?
- Представьте себе, что все районные больницы подают заявки на однотипное оборудование, например, детский бронхоскоп. В каждой из них он будет использоваться процентов на 20, а деньги-то, и немалые, вложены. Есть факты, когда купленное современное оборудование вообще не используется, потому что в конкретной больнице просто нет специалистов. И так по любой позиции – район, где проживает ограниченное количество жителей, не может обеспечить эффективную загрузку современного, высокотехнологичного и дорогостоящего оборудования. Для тех времен, когда лечили только с помощью аспирина и скальпеля, нынешняя структура была оптимальной. Но сейчас пациент, независимо от места проживания, требует и имеет право на то, чтобы ему оказывали медицинскую помощь с использованием самых современных технологий. Каждая ЦРБ, претендуя на многопрофильность, вынуждена воспроизводить модель маленькой областной клинической больницы, где лечат все. Но так не получается и не получится. В противном случае, каждую ЦРБ мы должны будем оснастить, например, томографами, высококвалифицированными специалистами абсолютно всех специальностей. Это невозможно даже в городе.
Другая проблема. Если человек захочет пролечиться в ЦРБ соседнего района, где, например, есть квалифицированные кардиологи и техническое оснащение, а в его больнице их нет, то он не сможет этого сделать. Потому что деньги на его лечение, как бы, «привязаны» к той территории, где он проживает.
Да и вообще ситуация абсурдна, когда областной бюджет несет все расходы, но областная власть по существу, бесправна. Главного врача назначает глава района. И, что скрывать, на эти посты зачастую отбираются люди, не по профессиональным критериям.
- Получается, что в области есть широкая сеть медицинских учреждений, но говорить о том, что существует система здравоохранения, не приходится? Да и этилечебные учреждения живут по своим собственным законам, плохо координируя свою деятельность с другими институтами?
- Получается так. Поэтому модернизация, переоснащение лечебной базы без кардинальных изменений в системе управления невозможна. Это будет неэффективное расходование средств. Что мы предлагаем? Давайте начнем с простых примеров. Например, в какой-то ЦРБ есть прекрасный кардиолог, почему он не может обслуживать жителей сразу нескольких районов? Зачем нам в каждой ЦРБ открывать кардиологические отделения, ценой в десятки миллионов рублей, тем более, что они не будут полностью загружены? Другое дело, сохранить в каждой больнице общетерапевтическое отделение, а вот для оказания специализированной, высокотехнологичной помощи сконцентрировать ресурсы на нескольких площадках. Но при этом обеспечить транспортную доступность для пациентов.
Мы предлагаем разделить огромную территорию области на 4 такие площадки. Северо-восток: крупный межрайонный медицинский центр мы предлагаем разместить вТогучине. К сожалению, в Болотном недостаточная материально-техническая база, имеющихсямощностей мало, чтобы стать центром. Юго-восток: это будет два-три района. Может быть,Черепаново станет центром. Там прекрасные условия, но нужно усилить кадровый потенциал. В Искитиме планируем разместить гемодиализный центр. В Бердске – серьезную онкологическую службу.
Юго-запад и север будут концентрироваться в несколькихмежрайонных центрах. Планируем мини-областную больницу сделать в Куйбышеве: кроме других профилей разместим онкологический, наркологический центр. Есть планы создатьсосудистый центр в Татарске для больных инсультом этой зоны. В Карасуке скорее всего будем делать травмотологический центр для пострадавших в ДТП. Очень может быть, что там появятся элементы сосудистого центра, совершенно точно -родильный дом второго уровня. Сейчас сосудистые центры запускаем в Новосибирске, Тогучине и в Татарске. Вторую группу сосудистых центров разместим с региональным отделением в облбольнице.
- То есть, речь идет о том, чтобы для оказания узкоспециализированной высокотехнологичной помощи создавать специальные межрайонные центры, а что будет с остальными ЦРБ? Не будут ли жители этих районов ущемлены?
- Ни в коем случае. Центральные районные больницы будут оснащены всем необходимым для оказания первичной медико-санитарной помощи.Там обязательно будет экстренная хирургия, терапия, детство, родовспоможение, другие необходимые для территории виды помощи.Более сложные виды помощи будут оказываться в межрайонных специализированных центрах, оснащенных оборудованием экстракласса. И государству и пациенту выгоднее, чтобы его доставили своевременно к хорошим специалистам, где ему окажут грамотную помощь, чем оставлять его в своей «родной» больнице, где нет нужных специалистов и необходимого оборудования. А тем и другим оснастить абсолютно все лечебные учреждения, повторяю, невозможно.
- Оснастить межрайонные центры высокотехнологичным оборудованием – полдела, как говорится, были бы деньги. А как «заманить» туда профессионалов? Да еще сделать так, чтобы они не отставали от жизни потом, а повышали бы свою квалификацию, может быть, даже конкурировали бы с городскими специализированными отделениями.
- Будемобеспечивать медицинских работников жильем, детскими садами. Но, я бы предложила забыть о разделении на город и село. Неважно, где расположено лечебное учреждение. Главное, чтобы в любом ЛПУ любой человек получил необходимую помощь. Что касается Вашего вопроса, то губернатор сказал примерно следующее: деньги на модернизацию мы найдем, но вы должны предложить такую систему, чтобы они были израсходованы эффективно, а главное, чтобы медицинская помощь стала доступной, реальной, высокотехнологичной. Поэтому, нынешние изменения направлены на то, чтобы, наконец-то затраченные на здоровье деньги обернулись реальным здоровьем. Это же человеческие жизни, судьбы.
- Не боитесь ответственности за столькардинальные перемены?
- Я думаю так: к этой идеологии, а речь идет не просто о каких-то локальных переменах, а о новой идеологии,мы рано или поздно все равно бы пришли. И неважно, кто бы возглавлял министерство. Это - логика жизни, понятная любому специалисту. А насчет ответственности… Знаете, вся моя жизнь – это череда непростых решений и ответственности. Но в этой ситуации мы действуем осторожно и на основании расчета. Я не случайно употребляла слово «планируем». Да, идеология нам понятна. Но вот механизмы реализации программы будем еще много раз обсуждать с профессиональным сообществом. Даже вопросы о размещении межрайонных центров – все будем обсуждать и анализировать. При этом, если Вы заметили, мы не бросаемся как в омут, и не собираемся рубить шашками. Во всяком случае, передачу полномочий от городского округа Новосибирска мы отложили на год. Давайте сначала отработаем, получим опыт, сделаем выводы, а потом будем внедрять управленческие модели в Новосибирске.
Фото "Советская Сибирь"
Согласно изменениям в федеральном законодательстве, полномочия в сфере управления системой оказания медицинской помощи могут быть переданы муниципалитетами на уровень субъекта федерации. Правительство Новосибирской области внесло в Законодательное собрание три закона, легитимирующие изменения в сфере перераспределения полномочий, которые уже приняты в первом чтении. О том, что за всем этим стоит, корреспонденту Сибкрай.ru рассказала министр здравоохранения Новосибирской области Ольга Кравченко.
- Ольга Васильевна, что означает – передать полномочия на уровень субъекта федерации? О каких полномочиях идет речь и как это отразится на организации системы оказания медицинской помощи в будущем?
- Для того, чтобы оценить изменения в будущем, я бы предложила пока остаться «в настоящем», поговорить о том, как построено здравоохранение сейчас, и почему нас не устраивает нынешняя управленческая модель. Не секрет, что все районные центральные больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты находятся в ведении глав муниципальных образований, а финансируются из областного бюджета. Никаких полномочий по их координации, администрированию органы областной власти не имеют. При этом полномочия областных властей даже по контролю за эффективным расходованием средств весьма ограничены. Глава района сам назначает на должность главного врача, формирует заявку на приобретение медицинского оборудования, сам определяет программу развития здравоохранения на своей территории.
- И чем такое положение дел не устраивает сейчас?
- Представьте себе, что все районные больницы подают заявки на однотипное оборудование, например, детский бронхоскоп. В каждой из них он будет использоваться процентов на 20, а деньги-то, и немалые, вложены. Есть факты, когда купленное современное оборудование вообще не используется, потому что в конкретной больнице просто нет специалистов. И так по любой позиции – район, где проживает ограниченное количество жителей, не может обеспечить эффективную загрузку современного, высокотехнологичного и дорогостоящего оборудования. Для тех времен, когда лечили только с помощью аспирина и скальпеля, нынешняя структура была оптимальной. Но сейчас пациент, независимо от места проживания, требует и имеет право на то, чтобы ему оказывали медицинскую помощь с использованием самых современных технологий. Каждая ЦРБ, претендуя на многопрофильность, вынуждена воспроизводить модель маленькой областной клинической больницы, где лечат все. Но так не получается и не получится. В противном случае, каждую ЦРБ мы должны будем оснастить, например, томографами, высококвалифицированными специалистами абсолютно всех специальностей. Это невозможно даже в городе.
Другая проблема. Если человек захочет пролечиться в ЦРБ соседнего района, где, например, есть квалифицированные кардиологи и техническое оснащение, а в его больнице их нет, то он не сможет этого сделать. Потому что деньги на его лечение, как бы, «привязаны» к той территории, где он проживает.
Да и вообще ситуация абсурдна, когда областной бюджет несет все расходы, но областная власть по существу, бесправна. Главного врача назначает глава района. И, что скрывать, на эти посты зачастую отбираются люди, не по профессиональным критериям.
- Получается, что в области есть широкая сеть медицинских учреждений, но говорить о том, что существует система здравоохранения, не приходится? Да и этилечебные учреждения живут по своим собственным законам, плохо координируя свою деятельность с другими институтами?
- Получается так. Поэтому модернизация, переоснащение лечебной базы без кардинальных изменений в системе управления невозможна. Это будет неэффективное расходование средств. Что мы предлагаем? Давайте начнем с простых примеров. Например, в какой-то ЦРБ есть прекрасный кардиолог, почему он не может обслуживать жителей сразу нескольких районов? Зачем нам в каждой ЦРБ открывать кардиологические отделения, ценой в десятки миллионов рублей, тем более, что они не будут полностью загружены? Другое дело, сохранить в каждой больнице общетерапевтическое отделение, а вот для оказания специализированной, высокотехнологичной помощи сконцентрировать ресурсы на нескольких площадках. Но при этом обеспечить транспортную доступность для пациентов.
Мы предлагаем разделить огромную территорию области на 4 такие площадки. Северо-восток: крупный межрайонный медицинский центр мы предлагаем разместить вТогучине. К сожалению, в Болотном недостаточная материально-техническая база, имеющихсямощностей мало, чтобы стать центром. Юго-восток: это будет два-три района. Может быть,Черепаново станет центром. Там прекрасные условия, но нужно усилить кадровый потенциал. В Искитиме планируем разместить гемодиализный центр. В Бердске – серьезную онкологическую службу.
Юго-запад и север будут концентрироваться в несколькихмежрайонных центрах. Планируем мини-областную больницу сделать в Куйбышеве: кроме других профилей разместим онкологический, наркологический центр. Есть планы создатьсосудистый центр в Татарске для больных инсультом этой зоны. В Карасуке скорее всего будем делать травмотологический центр для пострадавших в ДТП. Очень может быть, что там появятся элементы сосудистого центра, совершенно точно -родильный дом второго уровня. Сейчас сосудистые центры запускаем в Новосибирске, Тогучине и в Татарске. Вторую группу сосудистых центров разместим с региональным отделением в облбольнице.
- То есть, речь идет о том, чтобы для оказания узкоспециализированной высокотехнологичной помощи создавать специальные межрайонные центры, а что будет с остальными ЦРБ? Не будут ли жители этих районов ущемлены?
- Ни в коем случае. Центральные районные больницы будут оснащены всем необходимым для оказания первичной медико-санитарной помощи.Там обязательно будет экстренная хирургия, терапия, детство, родовспоможение, другие необходимые для территории виды помощи.Более сложные виды помощи будут оказываться в межрайонных специализированных центрах, оснащенных оборудованием экстракласса. И государству и пациенту выгоднее, чтобы его доставили своевременно к хорошим специалистам, где ему окажут грамотную помощь, чем оставлять его в своей «родной» больнице, где нет нужных специалистов и необходимого оборудования. А тем и другим оснастить абсолютно все лечебные учреждения, повторяю, невозможно.
- Оснастить межрайонные центры высокотехнологичным оборудованием – полдела, как говорится, были бы деньги. А как «заманить» туда профессионалов? Да еще сделать так, чтобы они не отставали от жизни потом, а повышали бы свою квалификацию, может быть, даже конкурировали бы с городскими специализированными отделениями.
- Будемобеспечивать медицинских работников жильем, детскими садами. Но, я бы предложила забыть о разделении на город и село. Неважно, где расположено лечебное учреждение. Главное, чтобы в любом ЛПУ любой человек получил необходимую помощь. Что касается Вашего вопроса, то губернатор сказал примерно следующее: деньги на модернизацию мы найдем, но вы должны предложить такую систему, чтобы они были израсходованы эффективно, а главное, чтобы медицинская помощь стала доступной, реальной, высокотехнологичной. Поэтому, нынешние изменения направлены на то, чтобы, наконец-то затраченные на здоровье деньги обернулись реальным здоровьем. Это же человеческие жизни, судьбы.
- Не боитесь ответственности за столькардинальные перемены?
- Я думаю так: к этой идеологии, а речь идет не просто о каких-то локальных переменах, а о новой идеологии,мы рано или поздно все равно бы пришли. И неважно, кто бы возглавлял министерство. Это - логика жизни, понятная любому специалисту. А насчет ответственности… Знаете, вся моя жизнь – это череда непростых решений и ответственности. Но в этой ситуации мы действуем осторожно и на основании расчета. Я не случайно употребляла слово «планируем». Да, идеология нам понятна. Но вот механизмы реализации программы будем еще много раз обсуждать с профессиональным сообществом. Даже вопросы о размещении межрайонных центров – все будем обсуждать и анализировать. При этом, если Вы заметили, мы не бросаемся как в омут, и не собираемся рубить шашками. Во всяком случае, передачу полномочий от городского округа Новосибирска мы отложили на год. Давайте сначала отработаем, получим опыт, сделаем выводы, а потом будем внедрять управленческие модели в Новосибирске.