Научное будущее Новосибирской области оказалось под большим ударом – существующий «математический» потенциал исчерпывается, а новых резервов может не оказаться. Математика теряет свою привлекательность у школьников. Не хватает в регионе и тех, кто может привить детям любовь к царице наук. В итоге под угрозой не только будущее новосибирского Академгородка, но и важные для страны отрасли.
Советская математика занимала одно из ведущих мест не только в стране, но и в мире. Благодаря достижениям математиков во многом удалось совершить индустриализацию, совершить прорыв в космонавтике, в оборонной промышленности, создать ядерный щит. Успех российской математики закладывался в системе обучения. Молодые российские математики успешно выступали на международных олимпиадах, занимали призовые места. Сегодня без математики о технологическом прорыве и суверенной экономике можно забыть.
Тем более, это важно для Новосибирска, где сконцентрирован «математический» потенциал. Сама идея создания новосибирского Академгородка принадлежит группе советских ученых во главе с физиком и математиком Михаилом Лаврентьевым. Если не будет притока специалистов из школ и вузов, то существование тех же НГУ, НГТУ, и тем более «Скифа» окажется под большим вопросом.
Чему учат в школах и вузах
Сейчас самое время заговорить о математике, как о национальной идее. А возможно, даже забить в колокола – в Новосибирской области с каждым годом снижается количество знающих математику и качество ее преподавания. Недавно стало известно, что треть новосибирских выпускников девятых классов сдала ОГЭ по математике на двойку.
В министерстве образования Новосибирской области на запрос Сибкрай.ru сообщили, что в государственной итоговой аттестации по математике участвовали 30 092 школьников (в 2022 году – 27 738 человек). Средний балл в 2023 году составил 3,04 (в 2022 году – 3,2). Двойки получили 10 405 человек (34,58 %), в 2022 году 7 535 (27,18 %). Пятерки – 2 446 человек (8,13 %), в 2022 году – 2 476 (8,93 %).
В образовательных организациях Новосибирской области на сегодняшний день 2 028 учителей математики. В образовательных организациях высшего образования, где есть высшая математика, преподавателей по этому предмету 140 человек. Всего в регионе насчитывается 14 727 учителей-предметников (для сравнения – в 2018 году их было 15 206, в 2013 году – 8 370).
На 1 января 2023 года в новосибирских общеобразовательных организациях было около 788 вакансий – 3 % от общего числа педагогов в регионе. Особая потребность в кадрах наблюдается в Новосибирске – 26,5 % от общего количества вакансий, в Новосибирском районе – 8,4 %, в Искитиме – 5,5%. По данным регионального Минобра, большее число вакансий в этих муниципалитетах фиксируется из-за ввода новых мест в школах и детских садах, большой проектной мощности образовательных организаций. Среди учителей предметников в наибольшем дефиците: учителя математики – 16,1 % от общего количества вакансий, учителя русского языка и литературы – 14,3 %, учителя иностранного языка – 13,5 %.
По словам заместителя министра образования Новосибирской области Владимира Щукина, закрытие выявленной потребности в педагогических кадрах осуществляется за счет трудоустройства молодых специалистов, путем перераспределения нагрузки, внутреннего совместительства, трудовой миграции специалистов из ближайших субъектов Российской Федерации – за счет привлекательности места жительства и строительства новых жилых комплексов, а также за счет реализации программы «Земский учитель».
Не дотягиваем до высшего, обойдемся средним
Недавно в Министерстве просвещения России заявили, что учителей-предметников для российских школ, возможно, будут готовить в колледжах. Сейчас в рамках среднего профессионального образования в России готовят лишь специалистов для детских садов и начальных школ.
В школах Новосибирской области на должностях педагогов-предметников в настоящее время работает более 20 % из числа учителей начальных классов выпуска 2022 года.
«Этот факт указывает на две проблемы – большой дефицит учителей-предметников с высшим образованием и необходимость актуализации ФГОС СПО на уровне РФ, который позволил бы выпускать учителей начальных классов с дополнительной подготовкой, – уточнили в министерстве. – Федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей (выступило с инициативой по разработке и внедрению образовательной программы педагогической специальности «Преподавание в основной школе» с квалификацией «учитель основного общего образования». До этого подготовка в учреждениях СПО педагогической направленности велась строго в рамках действующих стандартов, которые не предполагают подготовку учителей для уровня основной и средней школы. В настоящее время разработана, утверждена и принята к реализации Дорожная карта по включению в перечень специальностей СПО педагогической специальности 44.02.07 «Преподавание в основной школе». При успешной реализации дорожной карты и разработки всех необходимых документов уже с 1 сентября 2024 года педагогические колледжи смогут осуществить набор абитуриентов для освоения новой специальности».
Эксперты пока не берутся прогнозировать, как это может сказаться на уровне образования, а также насколько старая школа математики выдержит это испытание. Однако очевидно, что уже сегодня уровень подготовки будущих математиков, которые так необходимы Новосибирску и стране (тут можно говорить и о специалистах оборонного комплекса страны) уже не тот, который хотелось бы видеть и специалистам, и работодателям.
За ученого двух неученых дают
В начале июля 2023 года эксперты онлайн-сервиса по поиску работы hh.ru выяснили, каких специалистов чаще всего при трудоустройстве спрашивают об их образовании. Так, 44 % соискателей постоянно сталкиваются с вопросом об образовании при трудоустройстве, еще 17 % признались, что такие вопросы потенциальные работодатели им задавали, но такое случалось нечасто, а 25 % сообщили, что их либо никогда не спрашивали об образовании, либо редко.
«Отношение и требования рынка труда к образованию на фоне растущего дефицита кадров, действительно, меняется. Аналитика показывает снижение доли вакансий с требованием обязательного высшего образования – в 2022 году таких было лишь 11 %. Это объясняется тем, что работодатели в условиях сужающегося выбора кандидатов смотрят не на диплом, а на реальные навыки и знания соискателей. С другой стороны, мы входим в эпоху long-life learning, которая меняет концепцию образования, в принципе. Учиться теперь нужно постоянно, так как знания быстро девальвируются. Появляются новые технологии, которых не было раньше, и которым не могли научить в вузе, пример тому – чат GPT, который активно используют в работе некоторые компании, – отмечает директор hh.ru Сибирь Екатерина Дегтярева. – Какие знания и навыки будут нужны специалистам через пять лет – никто сейчас не скажет точно. Хорошее образование в наше время – это, прежде всего, получение хорошей «базы». Для ИТ-специалистов или экономистов, к примеру, это будет математика. А дальше знания нужно будет апгрейдить, в зависимости от того, что нужно рынку труда и в какой профессии будет интересно развиваться самому соискателю».
Кроме того, служба исследований hh.ru провела опрос о школьном образовании среди самих новосибирцев. Жители региона оценили качество школьного образования ниже всех в стране.
«Опрошенные соискатели из Новосибирской области в среднем оценивают свое школьное образование на 3,6 балла из пяти (в целом по России – на 3,8 балла). Причем, чем старше соискатели, тем эта оценка выше, например, опрошенные от 55 лет и старше оценивают свое школьное образование на 4,4 балла, а самые молодые (18 – 24 года) – уже только на 3,6 баллов», – уточнили специалисты.
В целом оценку «отлично» школьному образованию поставили 26 % опрошенных из Новосибирской области (в общем по стране отличную оценку поставили 30 %). Оценку «хорошо» своему школьному образованию дали 31 % (36 % по стране), «удовлетворительно» – 29 % (23 % по стране). Еще 14 % оценили полученное образование на 2 балла или ниже.
Среди предметов наиболее высокую оценку со стороны соискателей получило качество преподавания в школе русского языка и литературы (4,2 балла из 5), а также математики (3,9 балла из 5). Наиболее низкая удовлетворенность – уровнем преподавания иностранного языка и химии (по 3,3 балла).
Результаты неутешительные, но предсказуемые. Неудивительно, что люди старшего возраста высоко оценивают уровень школьного образования, ведь большинство их них учились еще по программе, разработанной в СССР. Потом начались многочисленные реформы, и с подачи тех же экономистов система образования постепенно пришла к тому, что мы имеем – увеличение числа «двоечников» на экзаменах по математике, нехватка педагогов-предметников и потеря интереса к «царице наук» в целом. И это в то время, когда именно математика может стать той национальной идеей, без которой о технологическом прорыве и суверенной экономике можно забыть.
Научное будущее Новосибирской области оказалось под большим ударом – существующий «математический» потенциал исчерпывается, а новых резервов может не оказаться. Математика теряет свою привлекательность у школьников. Не хватает в регионе и тех, кто может привить детям любовь к царице наук. В итоге под угрозой не только будущее новосибирского Академгородка, но и важные для страны отрасли.
Советская математика занимала одно из ведущих мест не только в стране, но и в мире. Благодаря достижениям математиков во многом удалось совершить индустриализацию, совершить прорыв в космонавтике, в оборонной промышленности, создать ядерный щит. Успех российской математики закладывался в системе обучения. Молодые российские математики успешно выступали на международных олимпиадах, занимали призовые места. Сегодня без математики о технологическом прорыве и суверенной экономике можно забыть.
Тем более, это важно для Новосибирска, где сконцентрирован «математический» потенциал. Сама идея создания новосибирского Академгородка принадлежит группе советских ученых во главе с физиком и математиком Михаилом Лаврентьевым. Если не будет притока специалистов из школ и вузов, то существование тех же НГУ, НГТУ, и тем более «Скифа» окажется под большим вопросом.
Чему учат в школах и вузах
Сейчас самое время заговорить о математике, как о национальной идее. А возможно, даже забить в колокола – в Новосибирской области с каждым годом снижается количество знающих математику и качество ее преподавания. Недавно стало известно, что треть новосибирских выпускников девятых классов сдала ОГЭ по математике на двойку.
В министерстве образования Новосибирской области на запрос Сибкрай.ru сообщили, что в государственной итоговой аттестации по математике участвовали 30 092 школьников (в 2022 году – 27 738 человек). Средний балл в 2023 году составил 3,04 (в 2022 году – 3,2). Двойки получили 10 405 человек (34,58 %), в 2022 году 7 535 (27,18 %). Пятерки – 2 446 человек (8,13 %), в 2022 году – 2 476 (8,93 %).
В образовательных организациях Новосибирской области на сегодняшний день 2 028 учителей математики. В образовательных организациях высшего образования, где есть высшая математика, преподавателей по этому предмету 140 человек. Всего в регионе насчитывается 14 727 учителей-предметников (для сравнения – в 2018 году их было 15 206, в 2013 году – 8 370).
На 1 января 2023 года в новосибирских общеобразовательных организациях было около 788 вакансий – 3 % от общего числа педагогов в регионе. Особая потребность в кадрах наблюдается в Новосибирске – 26,5 % от общего количества вакансий, в Новосибирском районе – 8,4 %, в Искитиме – 5,5%. По данным регионального Минобра, большее число вакансий в этих муниципалитетах фиксируется из-за ввода новых мест в школах и детских садах, большой проектной мощности образовательных организаций. Среди учителей предметников в наибольшем дефиците: учителя математики – 16,1 % от общего количества вакансий, учителя русского языка и литературы – 14,3 %, учителя иностранного языка – 13,5 %.
По словам заместителя министра образования Новосибирской области Владимира Щукина, закрытие выявленной потребности в педагогических кадрах осуществляется за счет трудоустройства молодых специалистов, путем перераспределения нагрузки, внутреннего совместительства, трудовой миграции специалистов из ближайших субъектов Российской Федерации – за счет привлекательности места жительства и строительства новых жилых комплексов, а также за счет реализации программы «Земский учитель».
Не дотягиваем до высшего, обойдемся средним
Недавно в Министерстве просвещения России заявили, что учителей-предметников для российских школ, возможно, будут готовить в колледжах. Сейчас в рамках среднего профессионального образования в России готовят лишь специалистов для детских садов и начальных школ.
В школах Новосибирской области на должностях педагогов-предметников в настоящее время работает более 20 % из числа учителей начальных классов выпуска 2022 года.
«Этот факт указывает на две проблемы – большой дефицит учителей-предметников с высшим образованием и необходимость актуализации ФГОС СПО на уровне РФ, который позволил бы выпускать учителей начальных классов с дополнительной подготовкой, – уточнили в министерстве. – Федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей (выступило с инициативой по разработке и внедрению образовательной программы педагогической специальности «Преподавание в основной школе» с квалификацией «учитель основного общего образования». До этого подготовка в учреждениях СПО педагогической направленности велась строго в рамках действующих стандартов, которые не предполагают подготовку учителей для уровня основной и средней школы. В настоящее время разработана, утверждена и принята к реализации Дорожная карта по включению в перечень специальностей СПО педагогической специальности 44.02.07 «Преподавание в основной школе». При успешной реализации дорожной карты и разработки всех необходимых документов уже с 1 сентября 2024 года педагогические колледжи смогут осуществить набор абитуриентов для освоения новой специальности».
Эксперты пока не берутся прогнозировать, как это может сказаться на уровне образования, а также насколько старая школа математики выдержит это испытание. Однако очевидно, что уже сегодня уровень подготовки будущих математиков, которые так необходимы Новосибирску и стране (тут можно говорить и о специалистах оборонного комплекса страны) уже не тот, который хотелось бы видеть и специалистам, и работодателям.
За ученого двух неученых дают
В начале июля 2023 года эксперты онлайн-сервиса по поиску работы hh.ru выяснили, каких специалистов чаще всего при трудоустройстве спрашивают об их образовании. Так, 44 % соискателей постоянно сталкиваются с вопросом об образовании при трудоустройстве, еще 17 % признались, что такие вопросы потенциальные работодатели им задавали, но такое случалось нечасто, а 25 % сообщили, что их либо никогда не спрашивали об образовании, либо редко.
«Отношение и требования рынка труда к образованию на фоне растущего дефицита кадров, действительно, меняется. Аналитика показывает снижение доли вакансий с требованием обязательного высшего образования – в 2022 году таких было лишь 11 %. Это объясняется тем, что работодатели в условиях сужающегося выбора кандидатов смотрят не на диплом, а на реальные навыки и знания соискателей. С другой стороны, мы входим в эпоху long-life learning, которая меняет концепцию образования, в принципе. Учиться теперь нужно постоянно, так как знания быстро девальвируются. Появляются новые технологии, которых не было раньше, и которым не могли научить в вузе, пример тому – чат GPT, который активно используют в работе некоторые компании, – отмечает директор hh.ru Сибирь Екатерина Дегтярева. – Какие знания и навыки будут нужны специалистам через пять лет – никто сейчас не скажет точно. Хорошее образование в наше время – это, прежде всего, получение хорошей «базы». Для ИТ-специалистов или экономистов, к примеру, это будет математика. А дальше знания нужно будет апгрейдить, в зависимости от того, что нужно рынку труда и в какой профессии будет интересно развиваться самому соискателю».
Кроме того, служба исследований hh.ru провела опрос о школьном образовании среди самих новосибирцев. Жители региона оценили качество школьного образования ниже всех в стране.
«Опрошенные соискатели из Новосибирской области в среднем оценивают свое школьное образование на 3,6 балла из пяти (в целом по России – на 3,8 балла). Причем, чем старше соискатели, тем эта оценка выше, например, опрошенные от 55 лет и старше оценивают свое школьное образование на 4,4 балла, а самые молодые (18 – 24 года) – уже только на 3,6 баллов», – уточнили специалисты.
В целом оценку «отлично» школьному образованию поставили 26 % опрошенных из Новосибирской области (в общем по стране отличную оценку поставили 30 %). Оценку «хорошо» своему школьному образованию дали 31 % (36 % по стране), «удовлетворительно» – 29 % (23 % по стране). Еще 14 % оценили полученное образование на 2 балла или ниже.
Среди предметов наиболее высокую оценку со стороны соискателей получило качество преподавания в школе русского языка и литературы (4,2 балла из 5), а также математики (3,9 балла из 5). Наиболее низкая удовлетворенность – уровнем преподавания иностранного языка и химии (по 3,3 балла).
Результаты неутешительные, но предсказуемые. Неудивительно, что люди старшего возраста высоко оценивают уровень школьного образования, ведь большинство их них учились еще по программе, разработанной в СССР. Потом начались многочисленные реформы, и с подачи тех же экономистов система образования постепенно пришла к тому, что мы имеем – увеличение числа «двоечников» на экзаменах по математике, нехватка педагогов-предметников и потеря интереса к «царице наук» в целом. И это в то время, когда именно математика может стать той национальной идеей, без которой о технологическом прорыве и суверенной экономике можно забыть.