MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Проект нового закона об образовании с момента его первой публикации стал объектом серьезной критики и поводом для дискуссий. Причем не только в среде профессионального сообщества. Как и чему учить подрастающее поколение – тема, которая волнует каждого и касается всех.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Система образования в меняющемся мире – насколько она отвечает требованиями современности? Насколько будет адекватна запросам завтрашнего дня? Как должны строиться и регулироваться отношения между основными участниками образовательного процесса, включая родителей и детей? Ответы на эти и другие вопросы закладываются сегодня в Законе РФ «Об образовании».
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Закон, как и любой нормативный документ, может выполнять две основные функции: с одной стороны, фиксировать и упорядочивать имеющуюся практику отношений; с другой стороны, задавать образец (идеал), под который должна подстраиваться имеющаяся реальность. И в том и в другом случае проходит относительно немного времени и те, кого этот закон касается непосредственно, начинают замечать, что зафиксированная в нем норма начинает жить своей, отличной от реальных отношений жизнью. Есть, конечно. специальные институты, контролирующие органы, призванные соединить нормативную и живую реальность. Но усилия этих институтов могут лишь затормозить процесс. Чтобы быть инструментом управления процессами развития образования, законодательство должно обновляться. Другими словами, изменения обусловлены объективными обстоятельствами самой жизни.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Она меняется и меняется достаточно динамично: старые, ставшие уже привычными процессы начинают давать непредсказуемые эффекты или протекать с совершенно иной скоростью, появляются новые реалии, возникают новые отношения. И норма, которая в свое время была эффективным инструментом, поддерживающим функционирование системы на определенном приемлемом уровне, перестает работать, становится не просто анахронизмом, а палкой в колесе развития.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>И первое, что, по сути, предлагает новый законопроект, — интеграция и систематизация многочисленных нормативно-правовых документов, поправок и изменений, которыми «оброс» прежний законодательный акт за годы своего существования. В итоге получился единый, большой, интегральный закон, который включает в себя все уровни образования.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Прежний документ был принят в 90-е годы, когда мы жили совсем в другой стране. За 15 лет изменились экономические отношения, изменился рынок труда, известный путь развития прошли и общее образование, и высшая школа. Авторы закона как раз и попытались учесть эти новые реалии.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>И в основном, нужно признать, попытка удалась.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Взять, например, двухступенчатую систему высшего образования. Характерные особенности англо-американской модели профессионального образования с выделением двух ступеней — бакалавриата и магистратуры стали фактически общемировым трендом, который невозможно игнорировать. Или, скажем, форма ЕГЭ для выпускников школы — сегодня эта норма присутствует как составная часть единого закона, а не в качестве поправок или дополнительных нормативных документов, как это было последние три года.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Плох или хорош ЕГЭ — вопрос отдельный. Думаю, если сегодня мы можем подойти с общим мерилом к качеству подготовки выпускников в разных образовательных учреждениях, в разных городах и селах — это уже хорошо. Понятно, что сами контрольно-измерительные материалы еще предстоит совершенствовать, и этим будет заниматься экспертное сообщество. В любом случае ЕГЭ сегодня — данность, и эту ситуацию фиксирует законопроект об образовании.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Одно из новых положений: в качестве отдельного уровня образования рассматривается дошкольная ступень. Действительно, известная сложность программы начальной школы требует, чтобы ребенок приходил в первый класс уже с некой минимальной готовностью к освоению школьной программы. А это ставит новые задачи перед ДОУ. Де-юре они являются образовательными учреждениями, а де-факто финансирование идет только на уход и содержание. И это противоречие необходимо устранить.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Для полноценного развития малышу мало быть накормленным, ухоженным и иметь произвольно выбранный набор игрушек. Нужны программы, обеспечивающие получение ребенком нового опыта, развитие его способностей, формирование мотивации познания и продуктивной деятельности. Это должно быть зафиксировано на законодательном уровне, для того чтобы появилась возможность изыскивать и направлять средства на эти цели. Нормативную базу для этого и создает новый закон.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Много споров вызвал отказ от признания начального профессионального образования как отдельного уровня. Эта норма ставит в двусмысленное положение практически всю сеть функционирующих ныне профессиональных училищ. Критики говорят: а насколько это целесообразно? А не уничтожим ли мы тем самым систему подготовки рабочих кадров? Ничего подобного. Да, начальное профобразование исчезает как уровень, но соответствующие программы подготовки остаются. И никто не мешает реализовывать эти программы в техникумах, на предприятиях и даже в общеобразовательных школах. Для действующих производств это особенно важно: завод сможет обучать будущих сотрудников на том самом оборудовании, на котором им потом предстоит работать.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Раздел закона, связанный с общим образованием, особой критике не подвергался. Правда, есть еще один нормативный акт, вокруг которого сегодня ломаются копья. Это федеральный государственный стандарт старшей школы. Ситуация здесь примерно такая же, как с законом: как только речь зашла о принятии новых стандартов, это сразу вызвало весьма неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Начальная школа ФГОС приняла, апробировала, и первый опыт оказался вполне успешным. Ребятишки, которые обучались по программам, созданным на основе нового стандарта, показали неплохие результаты. Ведь чем отличается новый ФГОС от старого? Переносом акцента с так называемого знаниевого подхода на деятельностный.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>До недавнего времени школа старалась вложить в голову ребенка как можно больше знаний, добиться их адекватного воспроизведения, сформировать некие базовые инструментальные навыки чтения и письма. А в результате мы получили непланируемый эффект — «функциональную неграмотность», или, говоря иными словами, формальную грамотность. Выражается она в том, что ребенок при довольно развитом навыке чтения с трудом понимает смысл прочитанного и в лучшем случае может механически воспроизвести текст. Естественно, что использовать таким образом выработанный навык в реальных, проблемных или практикоориентированных ситуациях ребенок не в состоянии. Теперь мы говорим: пусть знаний будет меньше, но школьник должен уметь ими оперировать, применять их на практике. Поэтому особое внимание уделяется навыкам использования информации и проектным видам работ.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Понятно, откуда взялся этот подход. Время, отводимое на занятия, ограничено, и успеть «нафаршировать» мозги школьника всеми формулами, датами и правилами, которые кажутся любому профессионалу-предметнику крайне важными, просто невозможно. И приходится выбирать: будет ребенок зазубривать всю эту кучу формул либо формул станет меньше, зато он научится их использовать в разных ситуациях.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Этот деятельностный подход, апробированный в начальной школе, нашел отражение и в госстандарте для средней школы. И собственно, не сам подход вызвал неприятие и критику, а та свобода, которую теперь предлагается давать старшекласснику при выборе предметов. Министерство решило внедрить у нас модель, в которой учащийся сам определяет свою образовательную траекторию: что он хочет изучать в старших классах — физику и математику или историю и литературу.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>При этом разработчики нового стандарта взяли на себя смелость четко определить, какие дисциплины будут считаться обязательными, — что и вызвало самую острую дискуссию. Но критики либо не пытались понять логики этого предложения, либо представляли ее в весьма искаженном виде. Ведь если мы снимем все ограничения и предложим учащимся свободный выбор, какие предметы окажутся в аутсайдерах? Правильно, ОБЖ и физкультура. Чтобы этого не произошло, их и сделали обязательными. А большинством педагогического сообщества это было воспринято так, будто ОБЖ и физкультура теперь считаются самыми важными. Отсюда и язвительные высказывания, что, мол, мы собираемся выпускать «здоровых, патриотичных, но тупых».
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Как бы то ни было, возможность выбора собственной образовательной траектории для старшеклассника — это, на мой взгляд, правильное решение. Понятно, что любой выбор сопряжен с риском. Один неверный шаг — и время назад уже не вернешь. Сделав свой выбор на ранних ступенях развития, человек становится заложником этого выбора на годы вперед. Но нельзя же вечно охранять ребенка от жизни и решать все за него. Рано или поздно человек должен брать на себя ответственность за свое будущее.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Еще одно возражение против нового ФГОС: якобы, оставляя старшекласснику для изучения лишь несколько предметов, мы ограничиваем молодому человеку доступ к знаниям. И это возражение тоже не вполне состоятельно. Во-первых, объем государственного финансирования стандарта не уменьшается, соответственно объем образовательной программы, выраженный в количестве часов, сохраняется. Во-вторых, школа в современном мире отнюдь не является единственным источником информации. В эпоху Интернета думать так было бы просто смешно. Сейчас в сетях можно найти огромное количество самых разных образовательных ресурсов, в том числе бесплатных.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Так что для человека увлеченного я не вижу здесь никаких ограничений. За исключением, может быть, единственного — доступа к ресурсам. И вот это как раз уже в наших силах — обеспечить ему такой доступ. Мы должны создать условия, чтобы ребенок имел возможность обратиться не только к конкретному педагогу или школьной библиотеке, но ко всему, что есть в образовательном пространстве — области, страны и даже мира.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Именно в этом я вижу нашу ключевую задачу.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Важный, на мой взгляд, момент, который тесно связан как с критикой стандарта, так и с критикой закона. Якобы образование должно стать платным. Про объемы финансирования образовательных программ в соответствии со стандартом я уже сказал. Что же касается проекта нового закона «Об образовании», то и здесь позиция разработчиков носит сходный характер — законопроект не только не уменьшает гарантии прав на образование, но некоторым образом их увеличивает: принцип общедоступности (отсутствие конкурсных испытаний) распространяется в нем и на среднее профессиональное образование.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Закон сохраняет возможности получения дошкольного и общего образования в семейной форме, а на муниципалитеты возлагается обязанность организовать оказание родителям, выбравшим такую форму обучения, методическую и консультативную помощь.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Подводя некоторый итог, я хотел бы сказать, что в спорах по поводу закона, как мне кажется, больше эмоционального, чем рационального. Просто в обществе есть некое смутное недовольство, ощущение неблагополучия в системе образования вообще, и это может проявляться по-разному — потоком жалоб на работу конкретного учителя или критикой в адрес нового закона.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Ну как это так — всю жизнь начальное профессиональное образование было, а теперь не будет? Нехорошо, непривычно, неправильно… Но ведь далеко не все, от чего мы отказываемся, достойно сожаления. Ведь, если верить версии происхождения человека от приматов, когда-то у наших предков был хвост, но сегодня мы о нем не плачем. Любую норму закона надо рассматривать с точки зрения ее актуальности — работает нормативный механизм или нет и можно ли этот работающий механизм сделать лучше.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Мало кто знает, но на самом деле идея создания нового, интегрального закона, который объединял бы все уровни образования, была сформулирована на одном из заседаний Российского союза ректоров еще года три назад. Прежний закон просуществовал много лет, и за это время в него было внесено огромное количество поправок и изменений. Такие поправки затыкают законодательные дыры, но могут вступать в противоречие с остальными положениями. Это похоже на старый дом, который потерял функциональность и оброс многочисленными пристройками, — переделывать его уже не имеет смысла, лучше, сохранив идею, построить новый.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Поэтому предложение написать что-то вроде Кодекса об образовании было воспринято моими коллегами с энтузиазмом. Однако, когда этим пришлось заняться вплотную, выяснилось, насколько сложная перед нами стоит задача. Как непросто объединить в одно целое законы об общем и о высшем профессиональном образовании, положение «О вузе» — и создать интегральный документ…
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>С точно такой же проблемой столкнулись и те, кто чуть позже взялся писать новый законопроект «Об образовании» — уже не в инициативном порядке, а по постановлению правительства. И первый вариант получился, надо сказать, весьма неудачным и справедливо был подвергнут острой критике. Причем дело не только в содержательных несуразицах, которых хватало, самое главное — он был чересчур объемным и излишне детализированным.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Нынешний вариант законопроекта учитывает большую часть критических замечаний и с точки зрения концепции, мне кажется, вполне отвечает требованиям времени. Начнем с того, что он уже не пытается прописать все подробности существования образовательных учреждений, не ставит жестких ограничений и оставляет пространство для развития. Это своего рода «Конституция образования РФ», она задает общие положения, в рамках которых система сможет в дальнейшем не только успешно действовать, но и динамично меняться.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Во-первых, на мой взгляд, совершенно справедливо решили отказаться от такого уровня образования, как начальное профессиональное. Это вовсе не значит, что рабочую профессию теперь негде будет получить. Исчезает только ПТУ как форма образовательного учреждения. Что взамен? Во-первых, техникумы берут на себя обе ступени обучения — и квалифицированных рабочих, и специалистов среднего звена. Во-вторых, расширяются возможности по подготовке кадров у работодателя. Помните, когда-то на заводах были ученики? Сегодня эта практика вновь становится актуальной. И наконец, в-третьих, рабочую профессию можно будет в ряде случаев получить в школе — на третьей ступени общего образования.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Надо понимать, что сегодня производство уже не то, что было тридцать лет назад, — технологии совсем иные. И там, где раньше стояло триста станков и на каждом работал мастер — золотые руки, сейчас задействовано два-три обрабатывающих центра с программным управлением, и здесь уже умельцы с золотыми руками не нужны, а нужен технолог, а то и инженер. Поэтому требования к рабочим профессиям сегодня совсем другие, и прежние ПТУ этим требованиям уже не отвечают. А значит, подготовку на уровне начального профобразования действительно пора менять.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Новый закон кладет конец дискуссии вокруг названий высших учебных заведений. В документе нет таких понятий, как академия и институт. Есть университеты, есть исследовательские университеты, и есть — как особый статус — федеральные университеты. Изначально таких «статусных» университетов предполагалось сделать семь — по количеству округов, потом добавились еще два — на Камчатке и в Калининграде, сейчас речь идет о Северокавказском федеральном университете. Точно так же станет больше и исследовательских университетов. Не исключаю, что еще через несколько лет возникнет необходимость в новых статусах и появятся, например, региональные университеты — закон предоставляет такую возможность.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Новый документ отражает новые реалии. Так, среди привычных уже форм обучения — очной, очно-заочной, экстерната и так далее — появляется еще одна, дистанционная. Помните ту скандальную историю, о которой много писали СМИ, когда в одной из областей детей из удаленных сел учили по Интернету? Учителя давали им задания, устраивали проверочные работы — все через электронную связь. Когда стали известны подробности, разгорелся скандал: мол, это незаконно, аттестаты засчитать нельзя! Хотя ребятишки на экзаменах продемонстрировали вполне приличный уровень подготовки.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Сейчас дистанционная форма становится полноправным способом обучения наряду со всеми другими — и для вузов, и для школ. Правда, на мой взгляд, первое образование в том же НГТУ не стоит получать исключительно по Интернету. Как бы то ни было, ничто не заменит непосредственного общения студента и педагога, и уровень профессиональных знаний должен быть тщательно проконтролирован. Общеобразовательные, гуманитарные предметы — историю, философию, социологию — можно, пожалуй, изучать и дистанционно. Но когда речь идет о технических дисциплинах, тут я сторонник очных форм обучения.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Новый закон расширяет круг организаций, имеющих право заниматься образовательной деятельностью. В этот круг теперь включаются и научные организации. В принципе, де-факто эта практика у нас давно существовала, и студенты НГТУ на старших курсах проходили обучение в институтах СО РАН. А теперь ИЯФ или Институт лазерной физики уже официально будут иметь право готовить магистров по своим специальностям.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Еще один интересный момент: новый закон дает возможность негосударственным вузам участвовать в реализации госзаказа. Иными словами, в коммерческих университетах могут появиться бюджетные места. Правда, на мой взгляд, погоды в сфере образовательных услуг это не сделает, поскольку наши коллеги в негосударственных вузах работают в области экономики, юриспруденции и гуманитарных дисциплин, а мест на эти специальности выделяется крайне мало.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Новый закон заставляет иначе отнестись к льготам при поступлении. До сих пор льготник, даже получив минимум баллов, имел все преимущества перед другими абитуриентами. Грубо говоря, льгота превращалась в право не учиться. Вузу ставили своего рода ультиматум: ребенок ничего не знает, но вы должны его выучить на профессионального инженера. Задача, по сути, не решаемая!
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Теперь решение предлагает новый законопроект. В нем прописано право льготника получить дополнительно «входные» знания. Если абитуриент инвалид или сирота и по каким-то причинам не мог усвоить программу — пожалуйста, у него есть возможность за счет государства пройти курсы довузовской подготовки. И поступить на первый курс с нормальными знаниями.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Как это будет выглядеть на практике? Пока не знаю. Возможно, мы откроем для таких ребятишек подготовительное отделение — чтобы иметь возможность их доучить в течение года. У нас, кстати, подобный опыт есть: в свое время мы так готовили к поступлению в НГТУ выпускников техникумов, давая им возможность в течение семестра «вспомнить» подзабытые со школы математику и физику. В любом случае позиция по поводу льготников в законе обозначена четко: с одной стороны, мы не ущемляем их преимущественного права на образование, с другой — не превращаем обучение в профанацию.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Еще одна любопытная вещь: впервые определяется размер стипендий, выплачиваемых за счет федерального бюджета. Академическая стипендия должна составлять не менее трети МРОТ для студентов учреждений среднего профобразования, не менее половины МРОТ — для студентов вузов, для аспирантов и ординаторов — в размере МРОТ. Причем если раньше в среднем профессиональном образовательном учреждении стипендии давали только тем ребятам, кто учится без троек, а остальным — как придется, по возможности, то теперь деньги от государства будут получать все — вне зависимости от успехов в учебе.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Нюанс, который может доставить неудобства родителям, зато не оставляет лазеек для коррупции: устанавливается запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность в отношении лиц, обучающихся в данной организации. Иными словами, учитель не может заниматься со своим учеником после уроков репетиторством, а преподаватель вуза — подтягивать своего студента за отдельную плату. В принципе, мотив авторов закона понятен. Нередки случаи, когда педагог ставит половине потока двойки, а затем требует, чтобы к нему приходили заниматься за деньги. Это, собственно, одна из форм вымогательства взятки. Но ведь часто бывает и так, что учитель честно помогает ребенку подтянуть нелюбимый предмет. И я не вижу ничего плохого в том, что эти услуги оплачиваются. Однако теперь новый закон такой возможности детям и их родителям больше не дает.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>И наконец, хотелось бы отметить еще одну интересную вещь, которую предлагает законопроект. Это возможность сетевого взаимодействия для вузов и получения двух дипломов для студентов. В принципе, некоторые университеты уже пошли по этому пути. Таким образом, например, сейчас создается Университет Шанхайской организации сотрудничества (в котором мы, кстати, принимаем участие).
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>3<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>Представьте, что два вуза, российский и, скажем, китайский, готовят специалистов по близким программам. Но в одном сильнее преподаются, к примеру, нанотехнологии, а в другом — FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"; mso-ansi-language: EN-US<#two#> lang=<#two#>EN-US<#two#>>ITFONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>. Ректоры этих университетов согласовывают программы и определяют, кто из преподавателей какие темы читает, а студенты имеют возможность пройти курс и получить второй диплом за границей.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>У НГТУ, кстати, уже есть такой опыт: мы сотрудничали одно время с Харбинским политехническим университетом — готовили специалистов по международному менеджменту. Наши ребята изучали китайскую экономику, китайские студенты — российскую. На мой взгляд, это очень интересная и современная форма межвузовского сотрудничества и хорошо, что новый законопроект вводит ее в нормативно-правовое поле.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Проект нового закона об образовании с момента его первой публикации стал объектом серьезной критики и поводом для дискуссий. Причем не только в среде профессионального сообщества. Как и чему учить подрастающее поколение – тема, которая волнует каждого и касается всех.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Система образования в меняющемся мире – насколько она отвечает требованиями современности? Насколько будет адекватна запросам завтрашнего дня? Как должны строиться и регулироваться отношения между основными участниками образовательного процесса, включая родителей и детей? Ответы на эти и другие вопросы закладываются сегодня в Законе РФ «Об образовании».
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Закон, как и любой нормативный документ, может выполнять две основные функции: с одной стороны, фиксировать и упорядочивать имеющуюся практику отношений; с другой стороны, задавать образец (идеал), под который должна подстраиваться имеющаяся реальность. И в том и в другом случае проходит относительно немного времени и те, кого этот закон касается непосредственно, начинают замечать, что зафиксированная в нем норма начинает жить своей, отличной от реальных отношений жизнью. Есть, конечно. специальные институты, контролирующие органы, призванные соединить нормативную и живую реальность. Но усилия этих институтов могут лишь затормозить процесс. Чтобы быть инструментом управления процессами развития образования, законодательство должно обновляться. Другими словами, изменения обусловлены объективными обстоятельствами самой жизни.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Она меняется и меняется достаточно динамично: старые, ставшие уже привычными процессы начинают давать непредсказуемые эффекты или протекать с совершенно иной скоростью, появляются новые реалии, возникают новые отношения. И норма, которая в свое время была эффективным инструментом, поддерживающим функционирование системы на определенном приемлемом уровне, перестает работать, становится не просто анахронизмом, а палкой в колесе развития.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>И первое, что, по сути, предлагает новый законопроект, — интеграция и систематизация многочисленных нормативно-правовых документов, поправок и изменений, которыми «оброс» прежний законодательный акт за годы своего существования. В итоге получился единый, большой, интегральный закон, который включает в себя все уровни образования.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Прежний документ был принят в 90-е годы, когда мы жили совсем в другой стране. За 15 лет изменились экономические отношения, изменился рынок труда, известный путь развития прошли и общее образование, и высшая школа. Авторы закона как раз и попытались учесть эти новые реалии.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>И в основном, нужно признать, попытка удалась.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Взять, например, двухступенчатую систему высшего образования. Характерные особенности англо-американской модели профессионального образования с выделением двух ступеней — бакалавриата и магистратуры стали фактически общемировым трендом, который невозможно игнорировать. Или, скажем, форма ЕГЭ для выпускников школы — сегодня эта норма присутствует как составная часть единого закона, а не в качестве поправок или дополнительных нормативных документов, как это было последние три года.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Плох или хорош ЕГЭ — вопрос отдельный. Думаю, если сегодня мы можем подойти с общим мерилом к качеству подготовки выпускников в разных образовательных учреждениях, в разных городах и селах — это уже хорошо. Понятно, что сами контрольно-измерительные материалы еще предстоит совершенствовать, и этим будет заниматься экспертное сообщество. В любом случае ЕГЭ сегодня — данность, и эту ситуацию фиксирует законопроект об образовании.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Одно из новых положений: в качестве отдельного уровня образования рассматривается дошкольная ступень. Действительно, известная сложность программы начальной школы требует, чтобы ребенок приходил в первый класс уже с некой минимальной готовностью к освоению школьной программы. А это ставит новые задачи перед ДОУ. Де-юре они являются образовательными учреждениями, а де-факто финансирование идет только на уход и содержание. И это противоречие необходимо устранить.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Для полноценного развития малышу мало быть накормленным, ухоженным и иметь произвольно выбранный набор игрушек. Нужны программы, обеспечивающие получение ребенком нового опыта, развитие его способностей, формирование мотивации познания и продуктивной деятельности. Это должно быть зафиксировано на законодательном уровне, для того чтобы появилась возможность изыскивать и направлять средства на эти цели. Нормативную базу для этого и создает новый закон.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Много споров вызвал отказ от признания начального профессионального образования как отдельного уровня. Эта норма ставит в двусмысленное положение практически всю сеть функционирующих ныне профессиональных училищ. Критики говорят: а насколько это целесообразно? А не уничтожим ли мы тем самым систему подготовки рабочих кадров? Ничего подобного. Да, начальное профобразование исчезает как уровень, но соответствующие программы подготовки остаются. И никто не мешает реализовывать эти программы в техникумах, на предприятиях и даже в общеобразовательных школах. Для действующих производств это особенно важно: завод сможет обучать будущих сотрудников на том самом оборудовании, на котором им потом предстоит работать.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Раздел закона, связанный с общим образованием, особой критике не подвергался. Правда, есть еще один нормативный акт, вокруг которого сегодня ломаются копья. Это федеральный государственный стандарт старшей школы. Ситуация здесь примерно такая же, как с законом: как только речь зашла о принятии новых стандартов, это сразу вызвало весьма неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Начальная школа ФГОС приняла, апробировала, и первый опыт оказался вполне успешным. Ребятишки, которые обучались по программам, созданным на основе нового стандарта, показали неплохие результаты. Ведь чем отличается новый ФГОС от старого? Переносом акцента с так называемого знаниевого подхода на деятельностный.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>До недавнего времени школа старалась вложить в голову ребенка как можно больше знаний, добиться их адекватного воспроизведения, сформировать некие базовые инструментальные навыки чтения и письма. А в результате мы получили непланируемый эффект — «функциональную неграмотность», или, говоря иными словами, формальную грамотность. Выражается она в том, что ребенок при довольно развитом навыке чтения с трудом понимает смысл прочитанного и в лучшем случае может механически воспроизвести текст. Естественно, что использовать таким образом выработанный навык в реальных, проблемных или практикоориентированных ситуациях ребенок не в состоянии. Теперь мы говорим: пусть знаний будет меньше, но школьник должен уметь ими оперировать, применять их на практике. Поэтому особое внимание уделяется навыкам использования информации и проектным видам работ.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Понятно, откуда взялся этот подход. Время, отводимое на занятия, ограничено, и успеть «нафаршировать» мозги школьника всеми формулами, датами и правилами, которые кажутся любому профессионалу-предметнику крайне важными, просто невозможно. И приходится выбирать: будет ребенок зазубривать всю эту кучу формул либо формул станет меньше, зато он научится их использовать в разных ситуациях.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Этот деятельностный подход, апробированный в начальной школе, нашел отражение и в госстандарте для средней школы. И собственно, не сам подход вызвал неприятие и критику, а та свобода, которую теперь предлагается давать старшекласснику при выборе предметов. Министерство решило внедрить у нас модель, в которой учащийся сам определяет свою образовательную траекторию: что он хочет изучать в старших классах — физику и математику или историю и литературу.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>При этом разработчики нового стандарта взяли на себя смелость четко определить, какие дисциплины будут считаться обязательными, — что и вызвало самую острую дискуссию. Но критики либо не пытались понять логики этого предложения, либо представляли ее в весьма искаженном виде. Ведь если мы снимем все ограничения и предложим учащимся свободный выбор, какие предметы окажутся в аутсайдерах? Правильно, ОБЖ и физкультура. Чтобы этого не произошло, их и сделали обязательными. А большинством педагогического сообщества это было воспринято так, будто ОБЖ и физкультура теперь считаются самыми важными. Отсюда и язвительные высказывания, что, мол, мы собираемся выпускать «здоровых, патриотичных, но тупых».
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Как бы то ни было, возможность выбора собственной образовательной траектории для старшеклассника — это, на мой взгляд, правильное решение. Понятно, что любой выбор сопряжен с риском. Один неверный шаг — и время назад уже не вернешь. Сделав свой выбор на ранних ступенях развития, человек становится заложником этого выбора на годы вперед. Но нельзя же вечно охранять ребенка от жизни и решать все за него. Рано или поздно человек должен брать на себя ответственность за свое будущее.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Еще одно возражение против нового ФГОС: якобы, оставляя старшекласснику для изучения лишь несколько предметов, мы ограничиваем молодому человеку доступ к знаниям. И это возражение тоже не вполне состоятельно. Во-первых, объем государственного финансирования стандарта не уменьшается, соответственно объем образовательной программы, выраженный в количестве часов, сохраняется. Во-вторых, школа в современном мире отнюдь не является единственным источником информации. В эпоху Интернета думать так было бы просто смешно. Сейчас в сетях можно найти огромное количество самых разных образовательных ресурсов, в том числе бесплатных.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Так что для человека увлеченного я не вижу здесь никаких ограничений. За исключением, может быть, единственного — доступа к ресурсам. И вот это как раз уже в наших силах — обеспечить ему такой доступ. Мы должны создать условия, чтобы ребенок имел возможность обратиться не только к конкретному педагогу или школьной библиотеке, но ко всему, что есть в образовательном пространстве — области, страны и даже мира.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Именно в этом я вижу нашу ключевую задачу.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Важный, на мой взгляд, момент, который тесно связан как с критикой стандарта, так и с критикой закона. Якобы образование должно стать платным. Про объемы финансирования образовательных программ в соответствии со стандартом я уже сказал. Что же касается проекта нового закона «Об образовании», то и здесь позиция разработчиков носит сходный характер — законопроект не только не уменьшает гарантии прав на образование, но некоторым образом их увеличивает: принцип общедоступности (отсутствие конкурсных испытаний) распространяется в нем и на среднее профессиональное образование.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Закон сохраняет возможности получения дошкольного и общего образования в семейной форме, а на муниципалитеты возлагается обязанность организовать оказание родителям, выбравшим такую форму обучения, методическую и консультативную помощь.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Подводя некоторый итог, я хотел бы сказать, что в спорах по поводу закона, как мне кажется, больше эмоционального, чем рационального. Просто в обществе есть некое смутное недовольство, ощущение неблагополучия в системе образования вообще, и это может проявляться по-разному — потоком жалоб на работу конкретного учителя или критикой в адрес нового закона.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Ну как это так — всю жизнь начальное профессиональное образование было, а теперь не будет? Нехорошо, непривычно, неправильно… Но ведь далеко не все, от чего мы отказываемся, достойно сожаления. Ведь, если верить версии происхождения человека от приматов, когда-то у наших предков был хвост, но сегодня мы о нем не плачем. Любую норму закона надо рассматривать с точки зрения ее актуальности — работает нормативный механизм или нет и можно ли этот работающий механизм сделать лучше.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Мало кто знает, но на самом деле идея создания нового, интегрального закона, который объединял бы все уровни образования, была сформулирована на одном из заседаний Российского союза ректоров еще года три назад. Прежний закон просуществовал много лет, и за это время в него было внесено огромное количество поправок и изменений. Такие поправки затыкают законодательные дыры, но могут вступать в противоречие с остальными положениями. Это похоже на старый дом, который потерял функциональность и оброс многочисленными пристройками, — переделывать его уже не имеет смысла, лучше, сохранив идею, построить новый.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Поэтому предложение написать что-то вроде Кодекса об образовании было воспринято моими коллегами с энтузиазмом. Однако, когда этим пришлось заняться вплотную, выяснилось, насколько сложная перед нами стоит задача. Как непросто объединить в одно целое законы об общем и о высшем профессиональном образовании, положение «О вузе» — и создать интегральный документ…
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>С точно такой же проблемой столкнулись и те, кто чуть позже взялся писать новый законопроект «Об образовании» — уже не в инициативном порядке, а по постановлению правительства. И первый вариант получился, надо сказать, весьма неудачным и справедливо был подвергнут острой критике. Причем дело не только в содержательных несуразицах, которых хватало, самое главное — он был чересчур объемным и излишне детализированным.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Нынешний вариант законопроекта учитывает большую часть критических замечаний и с точки зрения концепции, мне кажется, вполне отвечает требованиям времени. Начнем с того, что он уже не пытается прописать все подробности существования образовательных учреждений, не ставит жестких ограничений и оставляет пространство для развития. Это своего рода «Конституция образования РФ», она задает общие положения, в рамках которых система сможет в дальнейшем не только успешно действовать, но и динамично меняться.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Во-первых, на мой взгляд, совершенно справедливо решили отказаться от такого уровня образования, как начальное профессиональное. Это вовсе не значит, что рабочую профессию теперь негде будет получить. Исчезает только ПТУ как форма образовательного учреждения. Что взамен? Во-первых, техникумы берут на себя обе ступени обучения — и квалифицированных рабочих, и специалистов среднего звена. Во-вторых, расширяются возможности по подготовке кадров у работодателя. Помните, когда-то на заводах были ученики? Сегодня эта практика вновь становится актуальной. И наконец, в-третьих, рабочую профессию можно будет в ряде случаев получить в школе — на третьей ступени общего образования.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Надо понимать, что сегодня производство уже не то, что было тридцать лет назад, — технологии совсем иные. И там, где раньше стояло триста станков и на каждом работал мастер — золотые руки, сейчас задействовано два-три обрабатывающих центра с программным управлением, и здесь уже умельцы с золотыми руками не нужны, а нужен технолог, а то и инженер. Поэтому требования к рабочим профессиям сегодня совсем другие, и прежние ПТУ этим требованиям уже не отвечают. А значит, подготовку на уровне начального профобразования действительно пора менять.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Новый закон кладет конец дискуссии вокруг названий высших учебных заведений. В документе нет таких понятий, как академия и институт. Есть университеты, есть исследовательские университеты, и есть — как особый статус — федеральные университеты. Изначально таких «статусных» университетов предполагалось сделать семь — по количеству округов, потом добавились еще два — на Камчатке и в Калининграде, сейчас речь идет о Северокавказском федеральном университете. Точно так же станет больше и исследовательских университетов. Не исключаю, что еще через несколько лет возникнет необходимость в новых статусах и появятся, например, региональные университеты — закон предоставляет такую возможность.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Новый документ отражает новые реалии. Так, среди привычных уже форм обучения — очной, очно-заочной, экстерната и так далее — появляется еще одна, дистанционная. Помните ту скандальную историю, о которой много писали СМИ, когда в одной из областей детей из удаленных сел учили по Интернету? Учителя давали им задания, устраивали проверочные работы — все через электронную связь. Когда стали известны подробности, разгорелся скандал: мол, это незаконно, аттестаты засчитать нельзя! Хотя ребятишки на экзаменах продемонстрировали вполне приличный уровень подготовки.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Сейчас дистанционная форма становится полноправным способом обучения наряду со всеми другими — и для вузов, и для школ. Правда, на мой взгляд, первое образование в том же НГТУ не стоит получать исключительно по Интернету. Как бы то ни было, ничто не заменит непосредственного общения студента и педагога, и уровень профессиональных знаний должен быть тщательно проконтролирован. Общеобразовательные, гуманитарные предметы — историю, философию, социологию — можно, пожалуй, изучать и дистанционно. Но когда речь идет о технических дисциплинах, тут я сторонник очных форм обучения.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Новый закон расширяет круг организаций, имеющих право заниматься образовательной деятельностью. В этот круг теперь включаются и научные организации. В принципе, де-факто эта практика у нас давно существовала, и студенты НГТУ на старших курсах проходили обучение в институтах СО РАН. А теперь ИЯФ или Институт лазерной физики уже официально будут иметь право готовить магистров по своим специальностям.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Еще один интересный момент: новый закон дает возможность негосударственным вузам участвовать в реализации госзаказа. Иными словами, в коммерческих университетах могут появиться бюджетные места. Правда, на мой взгляд, погоды в сфере образовательных услуг это не сделает, поскольку наши коллеги в негосударственных вузах работают в области экономики, юриспруденции и гуманитарных дисциплин, а мест на эти специальности выделяется крайне мало.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Новый закон заставляет иначе отнестись к льготам при поступлении. До сих пор льготник, даже получив минимум баллов, имел все преимущества перед другими абитуриентами. Грубо говоря, льгота превращалась в право не учиться. Вузу ставили своего рода ультиматум: ребенок ничего не знает, но вы должны его выучить на профессионального инженера. Задача, по сути, не решаемая!
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Теперь решение предлагает новый законопроект. В нем прописано право льготника получить дополнительно «входные» знания. Если абитуриент инвалид или сирота и по каким-то причинам не мог усвоить программу — пожалуйста, у него есть возможность за счет государства пройти курсы довузовской подготовки. И поступить на первый курс с нормальными знаниями.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Как это будет выглядеть на практике? Пока не знаю. Возможно, мы откроем для таких ребятишек подготовительное отделение — чтобы иметь возможность их доучить в течение года. У нас, кстати, подобный опыт есть: в свое время мы так готовили к поступлению в НГТУ выпускников техникумов, давая им возможность в течение семестра «вспомнить» подзабытые со школы математику и физику. В любом случае позиция по поводу льготников в законе обозначена четко: с одной стороны, мы не ущемляем их преимущественного права на образование, с другой — не превращаем обучение в профанацию.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Еще одна любопытная вещь: впервые определяется размер стипендий, выплачиваемых за счет федерального бюджета. Академическая стипендия должна составлять не менее трети МРОТ для студентов учреждений среднего профобразования, не менее половины МРОТ — для студентов вузов, для аспирантов и ординаторов — в размере МРОТ. Причем если раньше в среднем профессиональном образовательном учреждении стипендии давали только тем ребятам, кто учится без троек, а остальным — как придется, по возможности, то теперь деньги от государства будут получать все — вне зависимости от успехов в учебе.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>Нюанс, который может доставить неудобства родителям, зато не оставляет лазеек для коррупции: устанавливается запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность в отношении лиц, обучающихся в данной организации. Иными словами, учитель не может заниматься со своим учеником после уроков репетиторством, а преподаватель вуза — подтягивать своего студента за отдельную плату. В принципе, мотив авторов закона понятен. Нередки случаи, когда педагог ставит половине потока двойки, а затем требует, чтобы к нему приходили заниматься за деньги. Это, собственно, одна из форм вымогательства взятки. Но ведь часто бывает и так, что учитель честно помогает ребенку подтянуть нелюбимый предмет. И я не вижу ничего плохого в том, что эти услуги оплачиваются. Однако теперь новый закон такой возможности детям и их родителям больше не дает.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>И наконец, хотелось бы отметить еще одну интересную вещь, которую предлагает законопроект. Это возможность сетевого взаимодействия для вузов и получения двух дипломов для студентов. В принципе, некоторые университеты уже пошли по этому пути. Таким образом, например, сейчас создается Университет Шанхайской организации сотрудничества (в котором мы, кстати, принимаем участие).
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>3<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>Представьте, что два вуза, российский и, скажем, китайский, готовят специалистов по близким программам. Но в одном сильнее преподаются, к примеру, нанотехнологии, а в другом — FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"; mso-ansi-language: EN-US<#two#> lang=<#two#>EN-US<#two#>>ITFONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>. Ректоры этих университетов согласовывают программы и определяют, кто из преподавателей какие темы читает, а студенты имеют возможность пройти курс и получить второй диплом за границей.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"<#two#>>3<#two#>>У НГТУ, кстати, уже есть такой опыт: мы сотрудничали одно время с Харбинским политехническим университетом — готовили специалистов по международному менеджменту. Наши ребята изучали китайскую экономику, китайские студенты — российскую. На мой взгляд, это очень интересная и современная форма межвузовского сотрудничества и хорошо, что новый законопроект вводит ее в нормативно-правовое поле.