3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>Новый учебный год обещает стать новым не только по названию и действительно готовит школам области серьезное обновление. С 1 сентября в регионе стартуют сразу четыре образовательных проекта. Одновременно солидные вливания из федерального и областного бюджетов позволят коренным образом модернизировать учебно-материальную базу учреждений и при этом почти на треть повысить зарплату педагогам.
Arial<#two#>>
4<#two#>>Деньги из двух карманов
3<#two#>>— Владимир Алексеевич, тот комплекс мер, который мы начинаем сейчас реализовывать, в какой степени это наша региональная инициатива и в какой — программа действий, спущенная сверху?
3<#two#>>— В настоящий момент мы участвуем в выполнении задачи, которая была сформулирована на уровне правительства страны: обеспечить следующий этап модернизации системы общего образования на территории области. По сути, процесс масштабных преобразований в этой сфере начался с принятием национального приоритетного проекта «Образование». Тогда на федеральном уровне были выделены достаточно большие ресурсы на укрепление учебно-материальной базы, на повышение квалификации педагогических кадров, на увеличение уровня оплаты труда. В результате за четыре года у нас зарплата в образовании выросла более чем в два раза.
Но потом случился кризис, все преобразования притормозились — и рост зарплаты, и вливания в учебно-материальную базу. И вот сейчас председатель правительства выступил с заявлением, что федеральный центр готов выделить средства, чтобы продолжить модернизацию системы образования. По всей видимости, новый этап будет рассчитан на три года — с нынешнего 2011-го и по 2013-й. Известен и масштаб вложений: в этом году — 20 миллиардов рублей, в следующем — 60, и наконец, в 2013-м — около 40 миллиардов.
Что касается нашей области, то сумма на этот год уже закреплена постановлением правительства: исходя из численности обучающихся и уровня бюджетной обеспеченности субъекта Федерации, мы должны получить из российской казны 380 миллионов 773 тысячи рублей. Чтобы эти средства пришли в регион, мы сделали все от нас зависящее — сформировали комплекс мероприятий на этот год, согласовали его с Минобразнауки РФ, после чего между министерством и правительством области было подписано соглашение. По условиям этого соглашения федеральный центр, со своей стороны, выделяет деньги для модернизации учебно-материальной базы и повышения квалификации педагогов, а регион должен такую же сумму ассигновать на увеличение заработной платы учителям.
Одна из озвученных премьером целей — как можно быстрее довести уровень оплаты труда педагогов до средних показателей в экономике либо поднять его не менее чем на 30 процентов. Это то, к чему мы давно стремились. Если в первом квартале средняя начисленная заработная плата в Новосибирской области составила 18 568 рублей, то у школьных педагогов — 14 763. Разрыв — примерно 25 процентов. И уже в сентябре этот разрыв мы должны преодолеть.
То, что мы начинаем реализовывать с 1 сентября (а на самом деле еще раньше — в июле, как только было подписано соглашение с Минобразнауки), называется Комплекс мер по модернизации общего образования. КММО. Пока что он детально разработан до конца 2011 года. Но уже сегодня понятно, что гораздо более серьезные финансовые вливания ожидаются в следующем году, а значит, этот комплекс мероприятий получит продолжение и развитие.
Однако надо помнить, что объем средств, на которые можно рассчитывать в будущем, зависит от того, как мы сумеем выполнить свои обязательства в настоящем. Так что, если мы хотим иметь поддержку федерального центра в 2012 году, нам придется хорошо поработать в 2011-м.
4<#two#>>Алгоритм качества
3<#two#>>— Те четыре проекта, которые и вошли, в частности, в комплекс мероприятий, наше собственное ноу-хау?
3<#two#>>— Да, эти проекты мы сами разработали и предложили Министерству образования и науки. Руководство страны дало очень внятную установку: обеспечить тесную взаимосвязь качества работы и оплаты труда. Сделать это можно по-разному. Мы решили действовать через проекты. Поэтому сразу хочу сказать: повышение зарплаты коснется всех учителей, но не всех одинаково. Для тех педагогических коллективов, которые захотят подключиться к проектам, предполагаются гранты и финансовые стимулы.
Собственно, ничего нового мы не предлагаем. Это принцип, который на федеральном уровне принято называть «финансирование в обмен на обязательства», и мы по нему уже работаем. Так, например, в прошлом году 19 школ области открыли у себя специализированные классы — именно на таких условиях. Во-первых, они получили увеличенный объем подушевого финансирования на учеников спецкласса. А во-вторых, каждому из этих учебных заведений был предоставлен грант — миллион рублей на оснащение.
Проект спецклассов оказался вполне успешным, и в этом году будет масштабирован: к нему присоединяются еще 13 школ, причем часть из них — в районах области. В целом количество специализированных классов достигнет шестидесяти.
Это был первый наш опыт, который, собственно, и показал нам, в какую сторону двигаться, как выстраивать систему стимулов для повышения качества образования. Так что мы сегодня можем говорить не о четырех, а о пяти проектах, один из которых в области уже успешно действует, а остальные запускаются в августе-сентябре.
3<#two#>>— Участники инициативы, связанной со спецклассами, уже определены. Но остается еще четыре проекта, в которых педагогические коллективы могут попробовать свои силы и реализовать свои амбиции. Что это за проекты и какие требования они предъявляют к школам?
3<#two#>>— Один из них — «Внедрение модели управления качеством образования в общеобразовательном учреждении». Всем известна система стандартов ISO 9000. Родилась она из понимания, что качеством, как и другими показателями, можно управлять. Успешное управление опирается на понятные, описанные, выверенные технологии. Если сравнивать педагогический коллектив с оркестром, где каждый — творческая личность со своим инструментом и своей партитурой, то для того, чтобы все инструменты зазвучали как единое целое, нужен дирижер. В нашем случае — менеджер, директор, руководитель, который знает все управленческие алгоритмы.
Например, можно ли обеспечить рост качества обучения, если школа не имеет программы собственного развития? В моем понимании — нет. Это значит, люди действуют стихийно, живут одним днем и никаких задач на перспективу перед собой не ставят. И даже если занимаются обновлением учебно-материальной базы, то при этом у них страдают другие направления — скажем, работа по повышению квалификации кадров. Поэтому первое требование для управления качеством — школа должна иметь программу развития.
Второй момент. Может ли работать эффективно и качественно учреждение, которое использует архаические методы управления? Если руководитель в принятии важнейших решений не опирается на позицию родителей и игнорирует мнение педагогического коллектива? Если в школе не реализуются методы общественно-государственного управления? Конечно, ни о какой эффективности в этом случае говорить нельзя.
Пойдем дальше. Может ли обеспечить управление качеством школа, где не выстроена система повышения квалификации и переподготовки специалистов? Тоже нет. И так далее, и тому подобное. Эти «слагаемые качества» можно перечислять и дальше. Помимо этого мы «вшиваем» в проект также требование гармоничности педагогического состава учреждения. Ведь коллектив способен нормально развиваться и двигаться вперед, когда в нем есть и люди с опытом, и молодые сотрудники — носители новых знаний и свежих подходов.
Как видите, я не открываю здесь Америк, я называю вещи простые и всем известные. Но взятые в комплексе, они шаг за шагом работают на повышение качества образования. И смонтировав эти отдельные элементы в общую систему, мы как раз и получим действенные технологии управления.
3<#two#>>— Сколько образовательных учреждений сможет принять участие в этом проекте?
3<#two#>>— По нашим подсчетам, около шестидесяти. Причем по мере отработки технологий мы будем его масштабировать, а в идеале постараемся добиться, чтобы каждая школа работала по этой модели.
4<#two#>>Направления на выбор
3<#two#>>— Второй проект, который мы хотели бы предложить, связан с реализацией идеи «Сетевой школы» и рассчитан в основном на сельскую территорию. Ведь как бы мы ни старались, обеспечить высокий уровень обучения в малокомплектных учебных заведениях довольно сложно. Здесь нам должны помочь инфокоммуникационные технологии.
Что такое сетевая школа? Это некий кластер, в центре которого находится базовое учреждение с высоким уровнем оснащенности и возможностями взаимодействия в электронной сети с периферийными школами. И педагоги этого базового учреждения должны уметь не только проводить уроки в классе, но и работать на удалении, в дистанционном режиме — как индивидуально с каждым учеником, так и в формате интернет-конференций.
Конечно, это потребует и другого уровня компьютерной грамотности от учителей и учащихся, и другого уровня компьютерной оснащенности в сельской глубинке. Так что сейчас мы наметили себе в качестве одной из ближайших целей внедрение модели «Один ученик — один компьютер» — особенно в начальной школе и особенно в сельской местности.
Проектом «Сетевая школа» мы планируем охватить примерно семь зон и около 40 школ. Причем необязательно базовое образовательное учреждение должно находиться в райцентре. Это может быть и хорошо оснащенная школа в крупном селе.
Следующий наш проект — развитие инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями. Это одна из современных практик обучения таких ребятишек. Мы уже подключились к федеральной программе дистанционного образования детей-инвалидов. Сегодня 165 школьников в самых отдаленных районах области имеют возможность, сидя у себя за домашним компьютером, пользоваться образовательными ресурсами и общаться с педагогами по Интернету. С нового учебного года таких ребят станет еще больше.
Но инклюзивное образование предлагает иное решение той же проблемы. Инклюзия означает, что дети с ограниченными возможностями занимаются не дистанционно, не в специальных школах, а вместе с обычными ребятишками в обычных классах. И в принципе, стихийно этот процесс у нас уже начался — поскольку сами родители все менее охотно идут на интернатное содержание детей. И сейчас мы готовы эту позицию всячески поддерживать и поощрять.
Понятно, что есть случаи, когда невозможно обеспечить инклюзивно качественную работу с такими ребятишками, поэтому спецшколы как были, так и останутся, и мы их будем развивать. Но если ребенок в силах учиться в обычной школе — давайте дадим ему такую возможность. Думаю, что около 45 учебных заведений мы к этому проекту сумеем подключить.
И наконец, четвертую нашу инициативу мы назвали «Школа как центр физической культуры и здорового образа жизни». Дело в том, что сегодня двигательная активность школьников объективно очень низка — примерно треть от нормы. Плюс к тому использование новых инфокоммуникативных технологий еще ее уменьшает. Как исправить эту ситуацию?
Мы хотим, чтобы наши школы попробовали выстроить новую модель формирования физической культуры. Есть научные разработки, которые сделаны в нашем педуниверситете, есть специалисты, готовые нам помочь поэкспериментировать в этом направлении. Причем не хотелось бы терять мотивацию ребятишек к занятиям — ведь гонять мячик интереснее, чем выполнять специально разработанные упражнения. Но игровые виды спорта в том объеме, в каком они даются на уроках физкультуры, по мнению специалистов, не ведут ни к укреплению здоровья, ни к повышению физической выносливости. А значит, с методикой занятий нам предстоит еще разбираться.
В итоге нам бы хотелось, чтобы школа была местом, где действительно формируется такое понятие, как физическая культура. Потому что помимо знаний по математике, химии и литературе школа должна давать еще и знания о том, что собой представляет человеческое тело, почему и как о нем надо заботиться. Это и входит в понятие физической культуры.
4<#two#>>Масштабно, системно, в сжатые сроки
3<#two#>>— Сколько проектов может выбрать для себя образовательное учреждение?
3<#two#>>— Мы решили, что жадничать не надо, и ограничили возможности школы участием не более чем в двух. Потому что выполнение каждого из них требует определенной концентрации сил — иначе это получится просто профанация.
3<#two#>>— Как школы будут отчитываться о результатах реализации проектов? Кто и по каким критериям станет оценивать их работу?
3<#two#>>— По каждому из проектов будет организован мониторинг. Министерство, конечно, за всем следить не сможет, да это и не входит в наши задачи. Задача у нас другая — создать условия для реализации этих инициатив. А дальше — в системе образования области имеются учреждения, которые близки по содержанию работы тому или иному проекту и смогут их курировать.
Например, Институт развития образования, на наш взгляд, должен взять на себя мониторинг, методологическую и организационную поддержку проекта, связанного с управлением качеством. Центр информационных технологий может отслеживать выполнение проекта «Сетевая школа». Есть учреждения и специалисты, готовые сопровождать и оценивать работу с инклюзивным образованием и формированием физической культуры.
3<#two#>>— Как встретило ваши инициативы педагогическое сообщество?
3<#two#>>— С пониманием. На коллегии было признано, что все проекты актуальны, что каждый из них поможет получить полезный опыт, который позволит и дальше модернизировать систему общего образования.
Ведь надо сознавать: все эти проекты, хоть и масштабные, носят пока пилотный характер. А значит, требуют от участников творческого, креативного похода. Поэтому многое будет зависеть от их способности к сотрудничеству, к коммуникации, к постоянному обмену опытом и информацией.
И здесь уместны разные формы совместной работы: круглые столы, семинары, конференции, мастер-классы… И конечно — сетевое взаимодействие. Чтобы у нас по каждому проекту был организован своего рода сетевой клуб, где педагоги могли бы обсуждать свои проблемы и достижения, чтобы в итоге по каждому проекту у нас была сформирована целая команда экспертов, которая будет дальше продвигать, развивать и тиражировать этот опыт.
Кстати, такая идея тоже не нова — и родилась она в процесс реализации проекта специализированных классов, когда участники поняли, что им просто необходима подобная виртуальная площадка для совместной работы.
3<#two#>>— Содержательная сторона проектов до школ уже доведена?
3<#two#>>— Все материалы можно найти на нашем сайте. Методическая работа проходила в течение августа — семинары, совещания, отбор участников, подготовительная работа с каждым. Ведь мало задумать проект, надо им еще и грамотно управлять.
3<#two#>>— И все это, получается, в исключительно сжатые сроки. В июле вы сформировали пакет проектов и получили добро коллегии, в августе проделали всю подготовительную работу, а в сентябре проекты уже должны стартовать.
3<#two#>>— Таковы были условия соглашения с Министерством образования и науки. На сентябрь намечено повышение заработной платы, и мы не могли пропустить этот шанс. Если бы мы не предложили наш комплекс мер, то пришлось бы просто проиндексировать всем зарплату. А теперь мы часть денег сможем выдать в виде грантов.
Что касается укрепления материально-технической базы, приведения в порядок зданий и помещений, то это мероприятия плановые и не привязаны к участию школы в проектах. Хотя понятно, что в том случае, когда для реализации проекта образовательному учреждению понадобятся дополнительные ресурсы, мы постараемся ему в этом помочь.
4<#two#>>Новые окна, целые крыши
3<#two#>>— Говоря о модернизации учебно-материальной базы — на что пойдут федеральные деньги, те самые 380 миллионов, которые нам обещаны на этот год?
3<#two#>>— И не только федеральные, поскольку по условиям соглашения с Минобразнауки областной бюджет в этих расходах тоже участвует. Так что в целом ассигнования превышают 400 миллионов рублей.
В 2011 году в сфере обновления учебно-материальной базы образовательных учреждений у нас предусмотрены достаточно крупные мероприятия. Так, например, получил продолжение проект «Школьное окно», начатый год назад. Напомню, что в прошлом году нам удалось полностью заменить окна в 159 школах. Это дало большой эффект с точки зрения повышения комфортности пребывания в этих учреждениях, изменения уровня освещенности и даже экономии расходов на отопление.
В этом году мы планируем поставить новые пластиковые окна в 129 школах, общий объем выделенных на эти цели средств — порядка 200 миллионов рублей. Но замена оконных блоков — только начало. Впереди — целый ряд проектов по модернизации школьных зданий.
Сейчас мы в пилотном режиме запускаем проект комплексного ремонта спортивных залов. Для начала — в 12 школах, а со следующего года этот проект наберет обороты, и мы сможем в год приводить в порядок 100 спортзалов. Каких-то умопомрачительных денег это не потребует: по нашим оценкам, ремонт одного спортзала обойдется примерно в 600 тысяч рублей — с помощью федерального бюджета мы такие траты осилим.
Следующий пункт в плане модернизации зданий — школьные крыши. Целый ряд образовательных учреждений у нас сегодня имеют проблемы с кровлей. Общий масштаб предстоящих работ уже оценен: нужно заменить и отремонтировать почти миллион квадратных метров. Каждый квадратный метр в зависимости от конструкции кровли обойдется в сумму от тысячи до 1 400 рублей. Но эти работы у нас намечены уже на следующий год.
В рамках национального приоритетного проекта «Образование» в нашей области было достаточно много сделано для оснащения школ. Практически во всех учреждениях заменена мебель — либо полностью, либо большей частью; поставлено новое оборудование — компьютеры, интерактивные доски. Единственное, что не удалось, — это отремонтировать сами здания. И сейчас у нас наконец появляется возможность заняться решением этой проблемы. Впрочем, работа по дальнейшему оснащению школ сложным оборудованием тоже будет продолжена.
3<#two#>>— Владимир Алексеевич, а как бы вы сформулировали задачи педагога на современном этапе? Что делать, чтобы быть адекватным требованиям времени, требованиям модернизации, чтобы не отставать от жизни и от своих учеников?
3<#two#>>— Самосовершенствоваться. Наша задача как министерства — создать для этого условия. Но одних условий мало. Есть известное выражение: привести коня к водопою сможет даже ребенок, но заставить коня пить не сможет никто. Так и здесь: мы готовы создать условия для развития педагога, для повышения его квалификации, для приращения его знаний и компетенций, но если у человека нет внутренней мотивации для самосовершенствования, то ничего не получится. Никакая модернизация образования невозможна, если сам учитель не будет в этом заинтересован.
Ведь учитель — главное действующее лицо образовательного процесса. Какие бы высокие технологии мы ни применяли, какое бы оборудование ни использовали, все равно в конечном итоге один на один с ребенком остается педагог. Они могут общаться между собой по проводам, но все равно это будет общение на уровне «личность — личность».
Вообще, процесс формирования человека — это в большой степени результат межличностного взаимодействия. От одной личности к другой транслируются знания, опыт, жизненные ценности. И как бы далеко ни зашел научно-технический прогресс, никогда мы не сможем создать систему образования, в которой бы главная роль не принадлежала личности педагога.