LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Одним из примеров такой модернизации может служить открытие на базе трех училищ FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>начального профессионального образования №16, №56 и №47 нового учебного заведения более высокой, средней ступени образования – Бердского политехнического техникума. О новом учебном заведении, его перспективах и роли в долгосрочном развитии экономики города корреспонденту Сибкрай.FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> lang=<#two#>EN-US<#two#> new=<#two#><#two#>>ruFONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>> рассказал директор Юрий Бушуев.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt; tab-stops: 134.6pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>- Юрий Алексеевич, почему возникла идея объединения трех училищ в совершенно новую структуру профессионального образования?mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Приходится признать, что в последние годы профессиональное образование в стране пришло в тяжелое состояние, по рядку причин – отчасти потому, что и престиж рабочих профессий сегодня низок, и устарела материальная база учебных организаций. В лучшем случае сегодня материальная база используется неэффективно, лишь на 60 – 65%, а это означает, что приходится содержать помещения и целые здания, которые не задействованы в процессе обучения в полную силу. Поэтому давно уже родилась такая мысль, что необходимо оптимизировать учебные заведения профессионального образования с целью более эффективного использования площадей, оборудования и преподавательского состава.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Мы как раз одно из первых таких учебных заведений, которые пошли по пути реорганизации, слияния трех учреждений начального профессионального образования – училищ FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>№16, №56 и №47FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>. Смысл этого – в более эффективном использовании мощностей учебных учреждений за счет выведения из процесса неэффективно используемых помещений. Таким образом можно сэкономить средства на их содержание, и перебросить их на совершенствование материальной базы и повышение качества образования, открытие новых профессий, что в конечном итоге позволит повысить престиж профессионального образования в целом.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Отмечу, что в нашем техникуме будет две ступени образования – начальное и среднее профессиональное. Это позволяет выстроить более эффективную образовательную траекторию. Выпускник, закончивший определенную профессию ступени начального образования, имеет возможность либо пойти на производство, либо продолжить обучение и получить среднее профессионально-техническое образование.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Но и средней ступенью все не ограничивается. Мы ведем сейчас переговоры с Сибирским университетом потребительской кооперации и филиалом Томского политеха, чтобы наши выпускники ступени среднего профессионального образования пользовались льготами при поступлении в эти высшие учебные заведения, начиная обучение сразу со второго или третьего курса. Так наши выпускники смогут получать высшее профессиональное образование.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Также нельзя не отметить, что объединение трех училищ позволит более целенаправленно вести в Бердске профориентационную работу. Если ранее у каждого училища была задача перетянуть к себе выпускников школ, конкурируя друг с другом, теперь эта нездоровая конкуренция уйдет. Проще будет работать с органами образования, с учебными заведениями, школами и работодателями. Техникум, который готовит кадры по многим направлениям, является более мобильной структурой – в том числе и в открытии новых профессий в зависимости от потребностей бердских предприятий.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Каких специалистов готовили объединенные под эгидой политехнического техникума училища?
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Изначально они относились и тесно работали с базовыми предприятиями города. Скажем, профессиональное училище №56 было открыто на базе «Бердского химзавода». Для БЭМЗ («Бердского электромеханического завода») готовило кадры училище №47 (оно также поставляло выпускников на «ВЕГУ»). И училище №16 выпускало профессиональные кадры для строительной отрасли, там учили на каменщиков, отделочников, сварщиков. Также во всех этих учебных заведениях имелся и целый шлейф профессий сферы услуг – поваров, продавцов и так далее. Эти училища готовили кадры много лет, и даже с распадом базовых предприятий города и возникновением на их площадках мелких фирм, потребность в радиомонтажниках, электромонтерах, токарях, других специалистах, которые были востребованы на базовых предприятиях, сохранилась. Для «Сиббиофарма» и других химпредприятий продолжали готовить лаборантов-экологов, для мелких частных предприятий готовили строителей, радиомонтажников. Училища продолжали существовать, но не выстраивали многолетней политики подготовки кадров, не вникали в потребности города и его предприятий на долгосрочную перспективу. А сегодня мы как раз объединили их, сохранив те профессии, которые требуются городу, и добавили к ним новые.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Мы уже сегодня видим, что по определенным профессиям нет востребованности от предприятий и нет смысла их дальше готовить. А есть перспективные направления, которые определяются планом развития Бердска до 2020 года, например – развитие туристического бизнеса. Поскольку Бердск – рекреационная зона. Мы уже сегодня, когда объявили набор на профессию «туризм», увидели значительный интерес абитуриентов к этой профессии. Также, поскольку мы можем добавлять теперь к начальному образованию ступень среднего профессионального образования, мы добавили профессию «техника аналитического контроля качества химических соединений». Теперь тот же лаборант-эколог, проучившись у нас дополнительно еще год, уже может ее получить.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Еще мы добавили профессию «коммерция по отраслям» – это коммерсанты сферы услуг, более высокого уровня, чем простые продавцы. И, наконец, введена новая профессия «дизайнер» - на базе училища №56 много лет готовили «исполнителей художественных оформительских работ», и мы пошли дальше, опять же повысив ступень с начального образования до среднего.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>В перспективе мы думаем, что какие-то профессии, которые будут не востребованы, будут уходить, их место займут новые, которые требуются сегодня для экономики, с более высоким уровнем подготовки кадров. Помимо этого, мы готовы готовить кадры для предприятий любой направленности, которые будут открываться у нас, и инновационной в том числе. Здесь мы можем, как техникум, уже более эффективно сотрудничать с работодателями, изучая их потребности.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Как сейчас вы узнаете, каким профессиям следует отдавать предпочтение, каких специалистов готовить, как идет такой мониторинг?
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Мы сейчас очень плотно работаем с центрами занятости, поскольку находимся с ними в одной системе – подчинены областному Минтруда, как и все учебные заведения профессиональной направленности (кроме федерального подчинения). Мы работаем по всем направлениям – подготовке кадров, профориентации. Что касается потребностей предприятий, мы с ними также взаимодействуем. Те работодатели, которые серьезно настроены на развитие, готовы сотрудничать с нами и подписали заявки на необходимых специалистов вплоть до 2013 года. Они готовы трудоустраивать наших выпускников, принимать обучающихся на производственную практику, стажировать наших мастеров обучения. И даже помогают в развитии материальной базы. Например, с тем же «Сиббиофармом» мы сотрудничаем давно, они нам поставляют оборудование, причем они заинтересованы в том, чтобы дать нам именно ту технику, которая позволяет дать представление о производстве, чтобы выпускник потом пришел работать на предприятие и мог включиться в процесс. В июле холдинг «Продсиб» нам выделил торговое оборудование для обучения ребят, поскольку они также заинтересованы в том, чтобы мы для них поставляли кадры. Думаю, после проведения процесса реорганизации и окончания набора абитуриентов интерес работодателей к нам еще увеличится.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>В дальнейшем мы планируем объединить наши усилия по подготовке необходимых кадров с администрацией Бердска, которая видит перспективу развития города, и предпринимателями города, путем создания особой общественной структуры, условно назову ее «Советом работодателей города». Этот Совет мог бы диктовать условия по подготовке кадров, оказывать нам необходимую поддержку по совершенствованию материальной базы. Предприниматели, активно участвующие в этой работе, могли бы претендовать на какие-то меры поддержки от администрации – стимулирование, смягчение налоговых выплат, льготы. Таким образом, работодатели смогут влиять на разработку региональной компоненты учебных планов и программ в зависимости от их собственных потребностей. Они будут говорить: «нам нужен специалист с определенным уровнем знаний», и будут вкладывать средства в его обучение, будут заинтересованы в том, чтобы его потом удержать на своем производстве. Далее планируется ввести процедуру сертификации выпускников и также общественной профессиональной аккредитации выпускников. После 2015 года все они должны будут ее проходить.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Сколько вы будете обучать студентов?
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>У нас будет обучаться порядка 800 человек. В процессе будут задействованы здания двух бывших училищ, третье планируется передать в собственность города. Проектных мест на двух площадках – бывшего 16-го и 56-го училища – 950. Планируется также на этих площадях организовать переподготовку населения через центры занятости, и для предприятий города и области. FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Сейчас мы готовим программу развития техникума, на основании региональной программы развития профессионального образования Новосибирской области на 2011 – 2015 годы. В целом на эту программу выделяется около полутора миллиардов рублей в течение трех лет. Эти средства будут распределены на все учебные заведения профессиональной направленности – их в области около 65, 57 училищ и 8 колледжей. Планируется их оптимизация – останется около 36 учебных заведений, их ждет укрупнение и слияние, или перепрофилирование в ресурсные центры. Мы рассчитываем, что реализация этой программы позволит сделать серьезный рывок вперед всей системе профобразования, и нашему техникуму в том числе.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>- Вы будете в перспективе ориентироваться только на потребности Бердска?
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>- Конечно, нет. Только на Бердск ориентироваться у нас не получится – здесь нет столько нуждающихся в специалистах работодателей, кроме того, к нам ведь приезжают учиться и из других районов области, из других регионов. Мы сотрудничали и со строительными организациями, и с институтами Академгородка, и с «Вектором». Думаю, территория охвата будет все более расширяться.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>- С какими главными сложностями вам пришлось столкнуться, начиная процесс реорганизации?
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>- Трудно начинать с нуля. FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>До нас был фактически был лишь один пример подобного слияния учебных заведений профобразования в области, я имею в виду организацию Новосибирского машиностроительного техникума с объединением двух училищ №2 и №32 при заводе имени Кузьмина. Они были первопроходцами, мы опирались на их опыт. И уже можем теперь делиться и своим опытом, и такие преобразования теперь идут по всей области.
LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>Но главная сложность – изменить умы людей. Понимание необходимости преобразований тяжело дается. Как правило, люди занимают позицию «не трогайте меня, я работаю спокойно, и хочу доработать так до пенсии». А тут надо повышать свой профессиональный уровень, не все к этому готовы. Надо объяснять людям, что рано или поздно кончится потребность в старых профессиях, необходимо развитие. Не бывает реорганизации без определенных потерь, без сокращений персонала. Но сложившаяся система профобразования себя изживает уже, содержать неэффективные здания невыгодно, так же как и готовить специалистов, которые не нужны на рынке и сразу после выпуска становятся на учет в службу занятости. Поэтому перемены в системе профобразования назрели, и мы рады, что сможем готовить действительно востребованные кадры для экономики региона.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Одним из примеров такой модернизации может служить открытие на базе трех училищ FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>начального профессионального образования №16, №56 и №47 нового учебного заведения более высокой, средней ступени образования – Бердского политехнического техникума. О новом учебном заведении, его перспективах и роли в долгосрочном развитии экономики города корреспонденту Сибкрай.FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> lang=<#two#>EN-US<#two#> new=<#two#><#two#>>ruFONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>> рассказал директор Юрий Бушуев.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt; tab-stops: 134.6pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>- Юрий Алексеевич, почему возникла идея объединения трех училищ в совершенно новую структуру профессионального образования?mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Приходится признать, что в последние годы профессиональное образование в стране пришло в тяжелое состояние, по рядку причин – отчасти потому, что и престиж рабочих профессий сегодня низок, и устарела материальная база учебных организаций. В лучшем случае сегодня материальная база используется неэффективно, лишь на 60 – 65%, а это означает, что приходится содержать помещения и целые здания, которые не задействованы в процессе обучения в полную силу. Поэтому давно уже родилась такая мысль, что необходимо оптимизировать учебные заведения профессионального образования с целью более эффективного использования площадей, оборудования и преподавательского состава.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Мы как раз одно из первых таких учебных заведений, которые пошли по пути реорганизации, слияния трех учреждений начального профессионального образования – училищ FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>№16, №56 и №47FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>. Смысл этого – в более эффективном использовании мощностей учебных учреждений за счет выведения из процесса неэффективно используемых помещений. Таким образом можно сэкономить средства на их содержание, и перебросить их на совершенствование материальной базы и повышение качества образования, открытие новых профессий, что в конечном итоге позволит повысить престиж профессионального образования в целом.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Отмечу, что в нашем техникуме будет две ступени образования – начальное и среднее профессиональное. Это позволяет выстроить более эффективную образовательную траекторию. Выпускник, закончивший определенную профессию ступени начального образования, имеет возможность либо пойти на производство, либо продолжить обучение и получить среднее профессионально-техническое образование.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Но и средней ступенью все не ограничивается. Мы ведем сейчас переговоры с Сибирским университетом потребительской кооперации и филиалом Томского политеха, чтобы наши выпускники ступени среднего профессионального образования пользовались льготами при поступлении в эти высшие учебные заведения, начиная обучение сразу со второго или третьего курса. Так наши выпускники смогут получать высшее профессиональное образование.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Также нельзя не отметить, что объединение трех училищ позволит более целенаправленно вести в Бердске профориентационную работу. Если ранее у каждого училища была задача перетянуть к себе выпускников школ, конкурируя друг с другом, теперь эта нездоровая конкуренция уйдет. Проще будет работать с органами образования, с учебными заведениями, школами и работодателями. Техникум, который готовит кадры по многим направлениям, является более мобильной структурой – в том числе и в открытии новых профессий в зависимости от потребностей бердских предприятий.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Каких специалистов готовили объединенные под эгидой политехнического техникума училища?
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Изначально они относились и тесно работали с базовыми предприятиями города. Скажем, профессиональное училище №56 было открыто на базе «Бердского химзавода». Для БЭМЗ («Бердского электромеханического завода») готовило кадры училище №47 (оно также поставляло выпускников на «ВЕГУ»). И училище №16 выпускало профессиональные кадры для строительной отрасли, там учили на каменщиков, отделочников, сварщиков. Также во всех этих учебных заведениях имелся и целый шлейф профессий сферы услуг – поваров, продавцов и так далее. Эти училища готовили кадры много лет, и даже с распадом базовых предприятий города и возникновением на их площадках мелких фирм, потребность в радиомонтажниках, электромонтерах, токарях, других специалистах, которые были востребованы на базовых предприятиях, сохранилась. Для «Сиббиофарма» и других химпредприятий продолжали готовить лаборантов-экологов, для мелких частных предприятий готовили строителей, радиомонтажников. Училища продолжали существовать, но не выстраивали многолетней политики подготовки кадров, не вникали в потребности города и его предприятий на долгосрочную перспективу. А сегодня мы как раз объединили их, сохранив те профессии, которые требуются городу, и добавили к ним новые.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Мы уже сегодня видим, что по определенным профессиям нет востребованности от предприятий и нет смысла их дальше готовить. А есть перспективные направления, которые определяются планом развития Бердска до 2020 года, например – развитие туристического бизнеса. Поскольку Бердск – рекреационная зона. Мы уже сегодня, когда объявили набор на профессию «туризм», увидели значительный интерес абитуриентов к этой профессии. Также, поскольку мы можем добавлять теперь к начальному образованию ступень среднего профессионального образования, мы добавили профессию «техника аналитического контроля качества химических соединений». Теперь тот же лаборант-эколог, проучившись у нас дополнительно еще год, уже может ее получить.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Еще мы добавили профессию «коммерция по отраслям» – это коммерсанты сферы услуг, более высокого уровня, чем простые продавцы. И, наконец, введена новая профессия «дизайнер» - на базе училища №56 много лет готовили «исполнителей художественных оформительских работ», и мы пошли дальше, опять же повысив ступень с начального образования до среднего.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>В перспективе мы думаем, что какие-то профессии, которые будут не востребованы, будут уходить, их место займут новые, которые требуются сегодня для экономики, с более высоким уровнем подготовки кадров. Помимо этого, мы готовы готовить кадры для предприятий любой направленности, которые будут открываться у нас, и инновационной в том числе. Здесь мы можем, как техникум, уже более эффективно сотрудничать с работодателями, изучая их потребности.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Как сейчас вы узнаете, каким профессиям следует отдавать предпочтение, каких специалистов готовить, как идет такой мониторинг?
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Мы сейчас очень плотно работаем с центрами занятости, поскольку находимся с ними в одной системе – подчинены областному Минтруда, как и все учебные заведения профессиональной направленности (кроме федерального подчинения). Мы работаем по всем направлениям – подготовке кадров, профориентации. Что касается потребностей предприятий, мы с ними также взаимодействуем. Те работодатели, которые серьезно настроены на развитие, готовы сотрудничать с нами и подписали заявки на необходимых специалистов вплоть до 2013 года. Они готовы трудоустраивать наших выпускников, принимать обучающихся на производственную практику, стажировать наших мастеров обучения. И даже помогают в развитии материальной базы. Например, с тем же «Сиббиофармом» мы сотрудничаем давно, они нам поставляют оборудование, причем они заинтересованы в том, чтобы дать нам именно ту технику, которая позволяет дать представление о производстве, чтобы выпускник потом пришел работать на предприятие и мог включиться в процесс. В июле холдинг «Продсиб» нам выделил торговое оборудование для обучения ребят, поскольку они также заинтересованы в том, чтобы мы для них поставляли кадры. Думаю, после проведения процесса реорганизации и окончания набора абитуриентов интерес работодателей к нам еще увеличится.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>В дальнейшем мы планируем объединить наши усилия по подготовке необходимых кадров с администрацией Бердска, которая видит перспективу развития города, и предпринимателями города, путем создания особой общественной структуры, условно назову ее «Советом работодателей города». Этот Совет мог бы диктовать условия по подготовке кадров, оказывать нам необходимую поддержку по совершенствованию материальной базы. Предприниматели, активно участвующие в этой работе, могли бы претендовать на какие-то меры поддержки от администрации – стимулирование, смягчение налоговых выплат, льготы. Таким образом, работодатели смогут влиять на разработку региональной компоненты учебных планов и программ в зависимости от их собственных потребностей. Они будут говорить: «нам нужен специалист с определенным уровнем знаний», и будут вкладывать средства в его обучение, будут заинтересованы в том, чтобы его потом удержать на своем производстве. Далее планируется ввести процедуру сертификации выпускников и также общественной профессиональной аккредитации выпускников. После 2015 года все они должны будут ее проходить.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- Сколько вы будете обучать студентов?
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>- FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>У нас будет обучаться порядка 800 человек. В процессе будут задействованы здания двух бывших училищ, третье планируется передать в собственность города. Проектных мест на двух площадках – бывшего 16-го и 56-го училища – 950. Планируется также на этих площадях организовать переподготовку населения через центры занятости, и для предприятий города и области. FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Сейчас мы готовим программу развития техникума, на основании региональной программы развития профессионального образования Новосибирской области на 2011 – 2015 годы. В целом на эту программу выделяется около полутора миллиардов рублей в течение трех лет. Эти средства будут распределены на все учебные заведения профессиональной направленности – их в области около 65, 57 училищ и 8 колледжей. Планируется их оптимизация – останется около 36 учебных заведений, их ждет укрупнение и слияние, или перепрофилирование в ресурсные центры. Мы рассчитываем, что реализация этой программы позволит сделать серьезный рывок вперед всей системе профобразования, и нашему техникуму в том числе.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>- Вы будете в перспективе ориентироваться только на потребности Бердска?
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>- Конечно, нет. Только на Бердск ориентироваться у нас не получится – здесь нет столько нуждающихся в специалистах работодателей, кроме того, к нам ведь приезжают учиться и из других районов области, из других регионов. Мы сотрудничали и со строительными организациями, и с институтами Академгородка, и с «Вектором». Думаю, территория охвата будет все более расширяться.
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>- С какими главными сложностями вам пришлось столкнуться, начиная процесс реорганизации?
LINE-HEIGHT: normal; MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>- Трудно начинать с нуля. FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#>>До нас был фактически был лишь один пример подобного слияния учебных заведений профобразования в области, я имею в виду организацию Новосибирского машиностроительного техникума с объединением двух училищ №2 и №32 при заводе имени Кузьмина. Они были первопроходцами, мы опирались на их опыт. И уже можем теперь делиться и своим опытом, и такие преобразования теперь идут по всей области.
LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>Но главная сложность – изменить умы людей. Понимание необходимости преобразований тяжело дается. Как правило, люди занимают позицию «не трогайте меня, я работаю спокойно, и хочу доработать так до пенсии». А тут надо повышать свой профессиональный уровень, не все к этому готовы. Надо объяснять людям, что рано или поздно кончится потребность в старых профессиях, необходимо развитие. Не бывает реорганизации без определенных потерь, без сокращений персонала. Но сложившаяся система профобразования себя изживает уже, содержать неэффективные здания невыгодно, так же как и готовить специалистов, которые не нужны на рынке и сразу после выпуска становятся на учет в службу занятости. Поэтому перемены в системе профобразования назрели, и мы рады, что сможем готовить действительно востребованные кадры для экономики региона.