Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Деньги из двух карманов
Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Реализация этого комплекса мер рассчитана на три года – с 2011-го по 2013-й. Но перемены систему школьного образования в Новосибирской области ждут уже начиная с 1 сентября. Предполагается, что большую поддержку во всех начинаниях нам окажет федеральный центр. Как заявил председатель правительства, им удалось найти дополнительные ресурсы, чтобы продолжить мероприятия по модернизации образования в стране. Объем средств, которые могут быть направлены на эти цели, уже озвучен. В нынешнем году – 20 миллиардов рублей, в следующем – 60 млрд, и в 2013-м – около 40 миллиардов.
Пока сложно говорить о будущем, но что касается этого года, то тут мы можем сказать со всей определенностью: из федерального бюджета на всю систему мероприятий по образованию Новосибирская область получит 380 миллионов 773 тысяч рублей. Цифры уже закреплены в постановлении правительства. Чтобы эти средства пришли в регион, мы сделали все необходимое – сформировали комплекс мероприятий на этот год, согласовали его с Минобразнауки РФ, после чего между министерством и правительством области было подписано соглашение.
По условиям этого соглашения федеральный центр со своей стороны выделяет деньги для модернизации учебно-материальной базы и повышения квалификации педагогов, а регион должен такую же сумму ассигновать на повышение заработной платы учителям. Получается, что объем средств, которые инвестируются в областное образование сегодня, - это два раза по 380 миллионов. На самом деле даже немножко больше, поскольку есть требование, чтобы материальную базу мы тоже софинансировали.
3<#two#>>Новые окна, целые крыши
3<#two#>>И если речь зашла о модернизации материально-учебной базы, то у нас в 2011 году в этой сфере предусмотрены достаточно крупные мероприятия. Так, например, получил продолжение проект «Школьное окно», начатый год назад. Напомню, что в прошлом году нам удалось полностью заменить окна в 159 школах. Это дало большой эффект и с точки зрения повышения комфортности пребывания в этих учреждениях, и изменения уровня освещенности, и даже экономии расходов на отопление.
В этом году мы планируем поставить новые пластиковые окна в 129 школах, общий объем выделенных на эти цели средств – порядка 200 миллионов рублей. Но замена оконных блоков – только начало. Впереди – целый ряд проектов по модернизации школьных зданий.
Сейчас мы в пилотном режиме запускаем проект комплексного ремонта спортивных залов. Для начала – в 12 школах, причем мы старались выбрать такие, где идет еще и замена окон, чтобы ремонт действительно проводился комплексно. Думаю, что со следующего года этот проект наберет обороты, и мы сможем в год приводить в порядок 100 спортзалов. Каких-то умопомрачительных денег это не потребует. По нашим оценкам, ремонт одного спортзала обойдется примерно в 600 тысяч рублей – с помощью федерального бюджета мы такие траты осилим.
Следующий пункт в плане модернизации зданий – школьные крыши. Целый ряд образовательных учреждений у нас сегодня имеют проблемы с кровлей. Общий масштаб предстоящих работ уже оценен – нужно заменить и отремонтировать почти миллион квадратных метров. Каждый квадратный метр в зависимости от конструкции кровли обойдется в сумму от тысячи до 1400 рублей. К реализации этого проекта мы приступим в следующем году.
В рамках национального приоритетного проекта «Образование» в нашей области было достаточно много сделано для оснащения школ. Практически во всех учреждениях заменена мебель – либо полностью, либо большей частью, поставлено новое оборудование – компьютеры, интерактивные доски. Единственное, что не удалось, – это отремонтировать сами здания. И сейчас у нас наконец появляется возможность заняться решением этой проблемы.
Отдельно хотелось бы сказать об обеспечении школ пассажирским транспортом. Эта задача требует больших вложений. В 2011 году образовательным учреждениям области передано уже 49 единиц транспорта. И до конца года еще три-четыре автобуса, возможно, удастся приобрести.
В сельских районах проблема автомобильного транспорта остается достаточно острой. Где-то требуется подвозить ребятишек из отдаленных населенных пунктов к базовым школам, а где-то автобусы используются для выезда школьников на различные соревнования, культурно-массовые мероприятия и т.д. Поэтому в программу следующего года будут включены и задачи по дальнейшему расширению и обновлению автомобильного парка.
3<#two#>>Ваша школа – весь мир
3<#two#>>Обновление материально-технической базы – лишь одно из направлений модернизации системы образования. Второе, не менее, важное – это совершенствование самой технологии образовательного процесса. И здесь мы делаем ставку на развитие в школе инфо-коммуникационных технологий.
В этой области у нас уже накоплен определенный опыт и создана инфраструктура: есть областной Центр информационных технологий, действуют подобные центры и в каждом районе. Они работают со школами, осуществляют подготовку и повышение квалификации педагогов, сопровождение программных продуктов. Но надо двигаться дальше. В прошлом году мы разработали проект, который назвали «Моя школа – весь мир». Речь идет о том, чтобы, обеспечив доступ в Интернет, дать возможность участникам образовательного процесса взаимодействовать между собой, выходя, так сказать, за рамки, за стены своей школы.
С одной стороны, нам хотелось бы, чтобы педагоги могли общаться в сети, заимствуя передовой опыт, обмениваясь инновационными решениями, получая консультации у коллег при подготовке к занятиям. Собственно, такие возможности сегодня уже есть. Хотя, конечно, в некоторых школах, особенно на периферии, скорость Интернета пока не очень высока. С другой стороны, мы планируем, что и у школьников появится доступ к различным образовательным ресурсам, что в конечном итоге должно повысить качество знаний.
В этом году на проект «Моя школа – весь мир» мы выделили 30 миллионов рублей. Это конечно, только первые шаги. Общий объем средств оценивается примерно в полмиллиарда. В 2012-м при поддержке федерального центра мы надеемся развернуть работы уже в полном масштабе, широко развивая возможности дистанционного образования.
Кстати сказать, опыт использования дистанционного образования в области уже есть. Эти технологии применяются в процессе обучения детей с ограниченными возможностями. Сегодня 160 таких ребятишек уже имеют хорошо оснащенные рабочие места и могут напрямую общаться с педагогами и осваивать школьную программу, не выходя из дома.
Но возможностями дистанционного образования могут пользоваться не только инвалиды. Этот опыт надо расширять.
Причем мы собираемся не только развивать сети, но и наполнять сам образовательный контент. И здесь нам может очень помочь новосибирское инновационное сообщество. Эти вопросы мы собираемся решать вместе с технопарком – в частности, создание нового программного продукта, который будет помогать процессу обучения и облегчать усвоение школьного материала.
И, наконец, еще один важный момент, касающийся проекта «Моя школа – весь мир» - это компьютеризация образовательных учреждений, особенно начальной ступени. Чтобы на уроке каждый ученик мог работать на своем персональном компьютере. В следующем году мы постепенно начнем решать эту задачу. Хотя понятно, что на первом этапе мы сможем оснастить лишь некоторые специально отобранные школы.
3<#two#>>Рост зарплаты: для всех, но по-разному
3<#two#>>В условиях проекта, который мы реализуем совместно с Министерством образования и науки РФ, заложено обязательным пунктом повышение квалификации педагогов. Формы подготовки могут быть самые разнообразные – и дистанционные, и очные. Нам бы хотелось, чтобы учитель работал над собой непрерывною. Для этого существует так называемая модульная система: есть несколько образовательных модулей, которые могут постепенно один за другим осваиваться. Чтобы преподаватель мог постоянно повышать свою квалификацию, получать современные знания и отвечать требованиям сегодняшнего дня. Думаю, что мы поставим новые задачи перед такими учреждениями, как Институт повышения квалификации, педуниверситет. Возможно, привлечем ресурсы НГУ и НГТУ, а также других вузов, которые будут готовы предложить свои программы по повышению квалификации учителей.
И тут я должен обратить внимание, что объявленное увеличение зарплаты учителям будет учитывать и качество их работы. Лучшие учителя должны больше зарабатывать, и лучшие образовательные учреждения должны лучше оплачивать свои педагогические коллективы. Повышение предстоит значительное. Исходя из тех средств, которые мы направляем сейчас на эти цели, можно сказать, что фонд оплаты труда позволит средний уровень начисленной заработной платы учителей довести до средних показателей по экономике.
Это то, к чему мы давно стремились. Если в первом квартале текущего года в экономике области средняя заработная плата составила 18568 рублей, то средняя зарплата учителей - 14 763. Разрыв – примерно 25 процентов. И мы его способны преодолеть. Уже в четвертом квартале средняя начисленная заработная плата учителей должна превысить цифру 18 570 рублей.
Но уравниловки не будет. Уже сейчас имеет место дифференциация: зарплата педагогического коллектива зависит от статуса учреждения. У нас есть известные гимназии, лицеи, где нет проблем с комплектацией классов и желающие обучаться стоят в очереди. Там уровень оплаты труда повыше. Во многом зарплата зависит от численности учеников – как известно, сегодня фонд оплаты привязан к подушевому финансированию.
А сейчас мы хотим предложить нашему педагогическому сообществу поучаствовать в некоторых областных проектов, направленных на повышение качества школьного образования. И именно от этого участия будет зависеть в том числе рост оплаты труда педагогических коллективов.
3<#two#>>Испытание на качество
3<#two#>>Мы не впервые приступаем в области к реализации инновационных образовательных проектов. Возьмем, к примеру, создание сети специализированных классов. Проект стартовал год назад и по сути направлен на повышение качества работы образовательных учреждений. Да, мы доверили этот начинание не всем, а лучшим, да, мы четко оговорили, что требуется от школ, и жестко контролируем выполнение всех условий. Причем участие гимназии или лицея в этом проекте тоже влияет на уровень зарплаты учителей. Как известно, мы почти втрое увеличили подушевое финансирование для ребятишек, занимающихся в спецклассах, тем самым дали возможность привлекать лучших преподавателей и больше им платить.
Проект на данный момент зарекомендовал себя очень хорошо, и в наступившем году уже произошло масштабирование – количество спецклассов увеличилось в два с половиной раза, с 23-х до 60-ти, причем открываются такие классы не только в областном центре, но и в сельских районах.
А сейчас мы готовы предложить целый пакет новых проектов. Один из них – «Внедрение модели управления качеством образования в общеобразовательном учреждении».
Всем известно система стандартов ISO 9000. Родилась она из понимания, что качеством, как и другими показателями, можно управлять. Причем сам процесс управления – это хорошо выстраиваемая, технологически описываемая процедура.
Это может распространяться в том числе на деятельность образовательных учреждений, и мы здесь со своей стороны почти ничего нового не выдумывали, а взяли уже имеющиеся подходы. Понятно, что участие в этом проекте потребует дополнительных усилий от педагогов. Поэтому мы готовы увеличить для таких школ подушевой норматив.
В чем, собственно, будут заключаться требования к участникам проекта? Давайте попробуем разобраться.
Во-первых, можно ли обеспечить рост качества обучения, если школа не имеет программы собственного развития? В моем понимании – нет. Это значит, люди живут одним днем, никаких задач на перспективу перед собой не ставят. И даже если занимаются, например, обновлением учебно-материальной базы, то при этом у них страдают другие направления – скажем, работа по повышению квалификации кадров. Поэтому первое требование для управления качеством – школа должна иметь программу развития.
Второй момент. Может ли работать эффективно и качественно учреждение, которое использует архаические методы управления? Я считаю, если руководитель в принятии важнейших решений не опирается на позицию родителей и игнорирует мнение педагогического коллектива, если в школе не реализуются методы общественно-государственного управления, вряд ли она может обеспечить управление качеством образования. Потому что понятие качества означает в первую очередь то, что работой школы удовлетворено общественность.
Дальше – может ли обеспечить повышение качества учреждение, в котором не выстроена система повышения квалификации и переподготовки специалистов? По-моему, нет. Поэтому в программе развития школы должно быть четко прописано и это направление.
Помимо этого мы вшиваем в проект также требование гармоничности педагогического состава учреждения. Ведь коллектив способен нормально развиваться и двигаться вперед, когда в нем есть и люди с опытом, и молодые сотрудники – носители новых знаний и свежих подходов.
Можно перечислять требования и дальше, а можно остановиться – поскольку всё это вещи простые и известные, настолько простые, что руководство учреждений и педагогический коллектив не всегда обращают на них внимание. А ведь взятые в комплексе они как раз и работают на повышение качества образования. На самом деле сегодня методика и все материалы, которые должны обеспечить реализацию этого проекта, уже разработаны, и мы можем их предоставить в пользование педагогическим коллективам.
Я думаю, что примерно 50-60 образовательных учреждений в ближайшее время будут готовы поучаствовать в таком проекте. По мере отработки технологий мы будем его масштабировать, а в идеале постараемся добиться, чтобы каждая школа работала по этой модели.
При этом сразу оговорюсь, что нам бы вовсе не хотелось, чтобы предлагаемые нами проекты управлялись и продвигались только из министерства. Наоборот, мы хотим, чтобы эти предложения шли от разных педагогических сообществ. Чтобы шел живой процесс наработки и обмена опытом – совещания, семинары, чтобы у нас появилась мощная команда экспертов, которая бы обеспечила тиражирование этого опыта, чтобы появились хорошие аудиторы, которые, придя в школу, могли бы сделать анализ ее работы и выдать систему рекомендаций. Поэтому мы постараемся, чтобы как можно скорее было налажено сетевое взаимодействие между участниками проекта, которое бы действительно позволяло развивать проект управления качеством и вширь, и вглубь.
3<#two#>>Школа в сетях
3<#two#>>Второй проект, который мы хотели бы предложить, связан с реализацией идеи «Сетевой школы». Рассчитан он в основном на сельскую территорию. Потому что, как бы мы ни старались, обеспечить высокий уровень обучения в малокомплектных школах достаточно сложно.
Что такое сетевая школа? Это некий кластер, в центре которого находится базовое учреждение с высоким уровнем оснащенности и возможностями взаимодействия в электронной сети с периферийными школами. И педагоги этого базового учреждения должны уметь не только проводить уроки в классе, но и работать на удалении – например, в формате интернет-конференций.
Мы постараемся, чтобы базовая школа могла обеспечить и другие потребности учеников. Например, большой, хорошо оборудованный спортивный зал в малокомплектной школе трудно сделать. Поэтому ребятишек можно с некоторой периодичностью возить в базовое учреждение на уроки физкультуры, на соревнования, на занятия в спортивные секции. Словом, такая модель у нас начинает вырисовываться, и мы собираемся с нового учебного года приступить к ее реализации.
Здесь мы тоже разработали ряд условий, при соблюдении которых школы могут присоединиться к этому проекту и получить дополнительное финансирование, которое поможет обеспечить выполнение новых задач.
3<#two#>>Расширяя возможности
3<#two#>>Третий проект, который мы предлагаем педагогическому сообществу, - развитие инклюзивного образования. Это означает, что дети с ограниченными возможностями занимаются не в специальных школах, а вместе с обычными ребятишками в обычных классах. И в принципе, стихийно у нас инклюзия нарастает. Сами родители все менее охотно идут на интернатное содержание своих детей и всеми правдами-неправдами добиваются, чтобы дети учились там, где живут.
Мы готовы поддержать эту позицию. Хотя понимаем, что есть случаи, когда невозможно обеспечить инклюзивно качественную работу с такими ребятишками, и спецшколы как были, так и останутся, и мы их будем развивать. Но если есть возможность для ребенка учиться в обычной школе – мы это будем всячески поощрять. И здесь мы тоже инициируем отдельный проект и ждем, что образовательные учреждения подключатся к этой работе. Также сформирован пакет требований, которым должна удовлетворять эта школа, и пакет обязательств, которые она на себя берет.
3<#two#>>Физкультура как культура
3<#two#>>И есть еще один проект, который мы пока до конца для себя еще не осмыслили, но работу над ним ведем. Дело в том, что сегодня двигательная активность школьников объективно очень низка – примерно треть от нормы. Плюс к тому наши новые инфо-коммуникативные технологии еще ее уменьшают. И мы хотим, чтобы наши школы попробовали выстроить новую модель формирования физической культуры. Но это значит, что нужно разобраться с методикой ведения школьных занятий. Тут не все просто.
Например, специалисты считают, что культивировать на обычных уроках физкультуры игровые виды спорта – занятие бессмысленное и не приведет к укреплению здоровья, повышению физической выносливости и так далее. Поэтому строить уроки физкультуры нужно по-другому. Есть научные разработки, которые сделаны в нашем педуниверситете, есть специалисты, готовые нам помочь поэкспериментировать в этом направлении.
Помимо этого, конечно, нам бы хотелось, чтобы школа была местом, где постоянно работают секции, где проводятся спортивные соревнования, где действительно формируется такое понятие, как физическая культура. Потому что в моем понимании школа должна давать разнообразные навыки, знания, и в том числе знание, что собой представляет человеческое тело, почему и как о нем надо заботиться. Это и входит в понятие физической культуры.
3<#two#>>Вот такой примерно перечень проектов, направленных на повышение качества образования, при поддержке федерального центра мы собираемся запустить уже в этом году.