В ближайшие 10-15 лет в России должно появиться до 25 миллионов новых рабочих мест. При этом предполагается, что производительность труда в стране вырастет вдвое. Такие цифры озвучил председатель правительства на 1-ом социальном форуме российского бизнеса. Создание новых предприятий и модернизация уже существующих производств потребует новых рабочих рук – причем это должны быть специалисты высокой квалификации, с набором современных профессиональных компетенций и первоклассным уровнем подготовки.
Между тем, уже сегодня действующая система профтехобразования не отвечает потребностям современной российской экономики. А если задуматься о перспективе ближайших лет, то становится очевидно, что структуру, качество и стандарты начального и среднего профессионального образования надо коренным образом менять. Иначе мы просто рискуем проиграть в мировом экономическом соревновании.
- Это вопрос выживания страны в целом и нашей области в частности, - считает Андрей Головнин, заместитель министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. – Азбучная истина: по-настоящему качественный продукт возникает лишь в том случае, когда к нему добавлена высокая стоимость трудового капитала. Если мы не можем обеспечить этой составляющей, жесткая конкуренция выталкивает производства в другие регионы и заменяет отечественные товары на импортные. Поэтому задача современных училищ и техникумов – не просто оказывать образовательные услуги, а стать инфраструктурной частью развивающейся новосибирской экономики.
1 июля в Новосибирской области заработала долгосрочная целевая программа развития профессионального образования. Срок реализации – пять лет, запланированный бюджет – более 1,5 миллиарда рублей. Финансирование складывается из ассигнований со стороны областной и федеральной казны, а также средств социальных партнеров и внебюджетных поступлений самих образовательных учреждений.
В плане мероприятий – не только модернизация материально-технической базы и закупка современного оборудования, хотя это, конечно, очень важно. Но куда важнее изменение и обновление самого образовательного процесса в соответствие с требованиями дня.
И первое, что нужно сделать, - это создать систему изучения кадровых потребностей региона.
Сейчас в области действует сеть училищ и техникумов, в основном сложившаяся еще при советской власти и рассчитанная на потребности народного хозяйства 20-летней давности. Но экономическая ситуация с тех пор кардинально поменялась: отошли в прошлое целые отрасли, зато появились новые индустрии, развалились прежние заводы-гиганты, зато образовалось множество малых и средних предприятий, выпускающих самую разнообразную продукцию. И требования к выпускникам изменились – сейчас работодатели ищут специалистов, не «заточенных» на одну конкретную операцию, а способных гибко перестраиваться под нужды производства, рабочих-интеллектуалов, умеющих обращаться со станками с числовым программным управлением.
Какие кадры нужны производству сегодня, какие будут востребованы завтра – не зная ответа на этот вопрос, нет смысла готовить рабочие руки для экономики области. Поэтому необходимо иметь систему изучения территориально-отраслевого спроса, чтобы оценивать состояние рынка труда – текущее и особенно перспективное.
Понятно, что без участия работодателей такую систему создать просто невозможно. Именно они должны сформулировать те четкие требования, которые производство предъявляет к выпускникам, чтобы максимально сократить для них период профессиональной адаптации, чтобы вчерашний студент техникума или учащийся лицея мог сразу прийти на конкретное рабочее место.
- И здесь нам, конечно, понадобится помощь и участие общественных организаций работодателей – таких, как Торгово-промышленная палата и Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий, - поясняет Андрей Головнин. – Результатом этой работы станет создание вариативных, модульных, интегрированных, многоуровневых профессиональных образовательных программ, с одной стороны соответствующих государственным стандартам, с другой – учитывающих региональную компоненту. Такие программы должны быть готовы уже к 1 сентября.
Не только содержание учебного процесса, но и сама структура областной сети начального и среднего профессионального образования не соответствует современным запросам экономики. В настоящий момент в регионе действует 65 техникумов, училищ, колледжей и профессиональных лицеев. Но уже через два года в результате реорганизации должно остаться всего 16 учреждений начального профессионального образования, 20 – среднего, и плюс к этому еще 10 общеобразовательных школ с аграрным уклоном.
- Мы уходим от дублирования специальностей, располагая сеть таким образом, чтобы конкретные профессиональные программы осуществлялись в конкретных учреждениях, - поясняет заместитель министра. – И в частности, этим целям будут служить отраслевые ресурсные центры. Статус такого центра получает учреждение, которое не только готовит выпускников нужных специальностей, но и работает по договорам с предприятиями, предоставляя свои ресурсы для повышения квалификации их сотрудников.
Сегодня демографическая ситуация такова, что прежнее количество учреждений начального и среднего профессионального образования просто уже не требуется. И содержать в каждом муниципальном районе по отдельному техникуму или училищу – слишком большая и неоправданная роскошь. Какие-то учреждения превратятся в филиалы, другие станут межрайонными центрами. Останутся те, что сумеют вписаться в процессы реорганизации и представят собственные программы развития, составленные «по образу и подобию» областной.
Но и это еще не все. Если в концепции региональной целевой программы пока сохранились учреждения начального профобразования, то в новом российском законе об образовании понятия «ПТУ» уже нет. Так что федеральные требования к системе профобразования еще выше, и прежним училищам придется либо «вырастать» до техникумов, либо превращаться в центры профессиональных компетенций.
Конечно, львиная доля средств, которые будут ассигнованы на реализацию программы, пойдет на обновление материально-ресурсной базы и создание комфортных условий для учебы и проживания студентов и учащихся.
- Наша задача – сделать образовательную среду привлекательной для абитуриентов. Чтобы учиться в колледже или техникуме стало престижно, чтобы к нам поступали ребята, мотивированные на получение современной и востребованной специальности, - считает Андрей Головнин. – Это, кстати, очень важно и для успеха профориентационной работы. Иначе к нам опять потянутся ребятишки, которым просто больше некуда деваться.
Реализация долгосрочной целевой программы рассчитана на пять лет. Но перемены в системе профобразования начались уже сейчас. Сегодня в учреждениях начального и среднего ПО полным ходом идет работа по составлению собственных программ развития – ведь известно, что финансирование из областного бюджета получат те техникумы и училища, которые активно войдут в процесс модернизации. И ребята, которые 1 сентября сядут за парты, будут учиться уже по новым программам, по новым стандартам, чтобы через несколько лет влиться свежей кровью в новую новосибирскую эконом
В ближайшие 10-15 лет в России должно появиться до 25 миллионов новых рабочих мест. При этом предполагается, что производительность труда в стране вырастет вдвое. Такие цифры озвучил председатель правительства на 1-ом социальном форуме российского бизнеса. Создание новых предприятий и модернизация уже существующих производств потребует новых рабочих рук – причем это должны быть специалисты высокой квалификации, с набором современных профессиональных компетенций и первоклассным уровнем подготовки.
Между тем, уже сегодня действующая система профтехобразования не отвечает потребностям современной российской экономики. А если задуматься о перспективе ближайших лет, то становится очевидно, что структуру, качество и стандарты начального и среднего профессионального образования надо коренным образом менять. Иначе мы просто рискуем проиграть в мировом экономическом соревновании.
- Это вопрос выживания страны в целом и нашей области в частности, - считает Андрей Головнин, заместитель министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. – Азбучная истина: по-настоящему качественный продукт возникает лишь в том случае, когда к нему добавлена высокая стоимость трудового капитала. Если мы не можем обеспечить этой составляющей, жесткая конкуренция выталкивает производства в другие регионы и заменяет отечественные товары на импортные. Поэтому задача современных училищ и техникумов – не просто оказывать образовательные услуги, а стать инфраструктурной частью развивающейся новосибирской экономики.
1 июля в Новосибирской области заработала долгосрочная целевая программа развития профессионального образования. Срок реализации – пять лет, запланированный бюджет – более 1,5 миллиарда рублей. Финансирование складывается из ассигнований со стороны областной и федеральной казны, а также средств социальных партнеров и внебюджетных поступлений самих образовательных учреждений.
В плане мероприятий – не только модернизация материально-технической базы и закупка современного оборудования, хотя это, конечно, очень важно. Но куда важнее изменение и обновление самого образовательного процесса в соответствие с требованиями дня.
И первое, что нужно сделать, - это создать систему изучения кадровых потребностей региона.
Сейчас в области действует сеть училищ и техникумов, в основном сложившаяся еще при советской власти и рассчитанная на потребности народного хозяйства 20-летней давности. Но экономическая ситуация с тех пор кардинально поменялась: отошли в прошлое целые отрасли, зато появились новые индустрии, развалились прежние заводы-гиганты, зато образовалось множество малых и средних предприятий, выпускающих самую разнообразную продукцию. И требования к выпускникам изменились – сейчас работодатели ищут специалистов, не «заточенных» на одну конкретную операцию, а способных гибко перестраиваться под нужды производства, рабочих-интеллектуалов, умеющих обращаться со станками с числовым программным управлением.
Какие кадры нужны производству сегодня, какие будут востребованы завтра – не зная ответа на этот вопрос, нет смысла готовить рабочие руки для экономики области. Поэтому необходимо иметь систему изучения территориально-отраслевого спроса, чтобы оценивать состояние рынка труда – текущее и особенно перспективное.
Понятно, что без участия работодателей такую систему создать просто невозможно. Именно они должны сформулировать те четкие требования, которые производство предъявляет к выпускникам, чтобы максимально сократить для них период профессиональной адаптации, чтобы вчерашний студент техникума или учащийся лицея мог сразу прийти на конкретное рабочее место.
- И здесь нам, конечно, понадобится помощь и участие общественных организаций работодателей – таких, как Торгово-промышленная палата и Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий, - поясняет Андрей Головнин. – Результатом этой работы станет создание вариативных, модульных, интегрированных, многоуровневых профессиональных образовательных программ, с одной стороны соответствующих государственным стандартам, с другой – учитывающих региональную компоненту. Такие программы должны быть готовы уже к 1 сентября.
Не только содержание учебного процесса, но и сама структура областной сети начального и среднего профессионального образования не соответствует современным запросам экономики. В настоящий момент в регионе действует 65 техникумов, училищ, колледжей и профессиональных лицеев. Но уже через два года в результате реорганизации должно остаться всего 16 учреждений начального профессионального образования, 20 – среднего, и плюс к этому еще 10 общеобразовательных школ с аграрным уклоном.
- Мы уходим от дублирования специальностей, располагая сеть таким образом, чтобы конкретные профессиональные программы осуществлялись в конкретных учреждениях, - поясняет заместитель министра. – И в частности, этим целям будут служить отраслевые ресурсные центры. Статус такого центра получает учреждение, которое не только готовит выпускников нужных специальностей, но и работает по договорам с предприятиями, предоставляя свои ресурсы для повышения квалификации их сотрудников.
Сегодня демографическая ситуация такова, что прежнее количество учреждений начального и среднего профессионального образования просто уже не требуется. И содержать в каждом муниципальном районе по отдельному техникуму или училищу – слишком большая и неоправданная роскошь. Какие-то учреждения превратятся в филиалы, другие станут межрайонными центрами. Останутся те, что сумеют вписаться в процессы реорганизации и представят собственные программы развития, составленные «по образу и подобию» областной.
Но и это еще не все. Если в концепции региональной целевой программы пока сохранились учреждения начального профобразования, то в новом российском законе об образовании понятия «ПТУ» уже нет. Так что федеральные требования к системе профобразования еще выше, и прежним училищам придется либо «вырастать» до техникумов, либо превращаться в центры профессиональных компетенций.
Конечно, львиная доля средств, которые будут ассигнованы на реализацию программы, пойдет на обновление материально-ресурсной базы и создание комфортных условий для учебы и проживания студентов и учащихся.
- Наша задача – сделать образовательную среду привлекательной для абитуриентов. Чтобы учиться в колледже или техникуме стало престижно, чтобы к нам поступали ребята, мотивированные на получение современной и востребованной специальности, - считает Андрей Головнин. – Это, кстати, очень важно и для успеха профориентационной работы. Иначе к нам опять потянутся ребятишки, которым просто больше некуда деваться.
Реализация долгосрочной целевой программы рассчитана на пять лет. Но перемены в системе профобразования начались уже сейчас. Сегодня в учреждениях начального и среднего ПО полным ходом идет работа по составлению собственных программ развития – ведь известно, что финансирование из областного бюджета получат те техникумы и училища, которые активно войдут в процесс модернизации. И ребята, которые 1 сентября сядут за парты, будут учиться уже по новым программам, по новым стандартам, чтобы через несколько лет влиться свежей кровью в новую новосибирскую эконом
Пэтэушник поможет выиграть Новосибирску в экономической гонке