Участие региона в проекте дает возможность руководителям и специалистам органов управления образованием, администрации школ и учителям познакомиться с современными подходами к оценке качества образования в начальной школе в соответствии с новыми стандартами. По результатам проекта можно вносить коррективы в методическую работу школ, в учебные планы учителей.
Первые результаты вполне ожидаемы. По математике уровень учебных достижений мальчиков и девочек примерно одинаков, по русскому языку более высокие результаты показывают девочки, по окружающему миру – мальчики. Ученики городских школ Новосибирской области лучше выполнили работы по русскому языку, сельских – по окружающему миру. В лицеях и гимназиях дети лучше знают русский язык и математику, а в общеобразовательных школах – окружающий мир.
Более внимательного отношение специалистов требует другой результат. Учебные достижения учеников в ходе проекта были оценены по пяти уровням: высокий уровень; повышенный уровень; базовый; пониженный; недостаточный (для дальнейшего обучения). В Новосибирской области результаты не ниже базового уровня показали 74% учеников по математике (РФ – 80%), 86% – по русскому языку (РФ – 85%), 76% – по окружающему миру (РФ – 86%). Высокий уровень достижений показали меньше обучающихся, чем в целом по РФ: по математике – 15% (РФ – 21%), по окружающему миру – только 6% (РФ – 21%).
Результатов на недостаточном (для дальнейшего обучения) уровне у нас в среднем столько же, как и в РФ. Недостаточный уровень свидетельствует о наличии только отрывочных знаний по предмету. Дети, показавшие недостаточный уровень, нуждаются в серьёзной коррекционной работе для продолжения обучения в основной школе. Эти данные задают новую образовательную ситуацию для учителей и методистов. Опыт международных исследований подсказывает, что для повышения общего уровня качества образования особое внимание в ходе обучения следует уделить детям, показывающим высокий и недостаточный для дальнейшего обучения результат.
Есть и другие результаты проекта. Они позволяют, конечно, с большой осторожностью, поднимать вопросы качества начального образования и готовности наших педагогов работать в новых условиях под новые результаты. Результаты не только учебные, но и т.н. метапредметные, которые показывают, что в процессе обучения ребенок освоил не только конкретный общеобразовательный предмет, но и готов к дальнейшему обучению, умеет решать проблемы в реальных жизненных ситуациях с применением полученных знаний, выстраивать диалог с окружающим и т.д.
В качестве основного показателя сформированности метапредметных достижений школьников в проекте было выбрано умение работать с предъявляемым текстом.На втором этапе проекта успешность выполнения письменной работы у четвероклассников Новосибирской области ниже, чем у их сверстников по общей выборке. Наши четвероклассники не так глубоко и детально понимают содержание и форму текста, хуже ориентируются в нем. Трудности вызывает и использование информации из текста для различных целей. Справедливости ради отметим, что наши школьники лучше взаимодействуют в группе, успешнее разрешают межличностные конфликты, более активны и инициативны, чем их сверстники в других регионах.
В ходе проекта оценивалась профессиональная компетентность учителей начальной школы для работы в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов. Разработчиками опубликованы только сводные результаты оценки. Более половины учителей РФ, участвовавших в тестировании, достигли или превысили базовый уровень профессиональной компетентности по математике и методике обучения математике (44% базовый уровень, 10% - повышенный уровень). Остальные (46%) продемонстрировали уровень профессиональной компетенции ниже базового. Оценка профессиональной компетентности учителей выявила основные проблемы:
- недостаточную подготовку в применении математики для решения практических задач (создание математических моделей реальных ситуаций, интерпретация теоретических фактов или понятий),
- недостаточную компетентность в принятии и оценке различных способов решения задач, что сказывается на объективности проверки нестандартных методов решения задач учениками. Около 40% учителей считают верным только тот способ решения, который приводится в учебниках. Применение другого способа решения «карается» снижением оценки.
Означают ли результаты оценки, что надо приостановить введение нового стандарта образования? Конечно, нет, наши дети не могут ждать. Проблема неготовности части учителей означает лишь одно: необходимо пересматривать подготовку будущих педагогов, обсуждать сложившуюся ситуацию в педагогических коллективах. А основные выводы проекта должны стать основой для корректировки программы повышения квалификации учителей начальной школы и ее реализации в системе повышения квалификации Новосибирской области.
Недосып О.В., Новосибирский институт мониторинга и развития образования
Участие региона в проекте дает возможность руководителям и специалистам органов управления образованием, администрации школ и учителям познакомиться с современными подходами к оценке качества образования в начальной школе в соответствии с новыми стандартами. По результатам проекта можно вносить коррективы в методическую работу школ, в учебные планы учителей.
Первые результаты вполне ожидаемы. По математике уровень учебных достижений мальчиков и девочек примерно одинаков, по русскому языку более высокие результаты показывают девочки, по окружающему миру – мальчики. Ученики городских школ Новосибирской области лучше выполнили работы по русскому языку, сельских – по окружающему миру. В лицеях и гимназиях дети лучше знают русский язык и математику, а в общеобразовательных школах – окружающий мир.
Более внимательного отношение специалистов требует другой результат. Учебные достижения учеников в ходе проекта были оценены по пяти уровням: высокий уровень; повышенный уровень; базовый; пониженный; недостаточный (для дальнейшего обучения). В Новосибирской области результаты не ниже базового уровня показали 74% учеников по математике (РФ – 80%), 86% – по русскому языку (РФ – 85%), 76% – по окружающему миру (РФ – 86%). Высокий уровень достижений показали меньше обучающихся, чем в целом по РФ: по математике – 15% (РФ – 21%), по окружающему миру – только 6% (РФ – 21%).
Результатов на недостаточном (для дальнейшего обучения) уровне у нас в среднем столько же, как и в РФ. Недостаточный уровень свидетельствует о наличии только отрывочных знаний по предмету. Дети, показавшие недостаточный уровень, нуждаются в серьёзной коррекционной работе для продолжения обучения в основной школе. Эти данные задают новую образовательную ситуацию для учителей и методистов. Опыт международных исследований подсказывает, что для повышения общего уровня качества образования особое внимание в ходе обучения следует уделить детям, показывающим высокий и недостаточный для дальнейшего обучения результат.
Есть и другие результаты проекта. Они позволяют, конечно, с большой осторожностью, поднимать вопросы качества начального образования и готовности наших педагогов работать в новых условиях под новые результаты. Результаты не только учебные, но и т.н. метапредметные, которые показывают, что в процессе обучения ребенок освоил не только конкретный общеобразовательный предмет, но и готов к дальнейшему обучению, умеет решать проблемы в реальных жизненных ситуациях с применением полученных знаний, выстраивать диалог с окружающим и т.д.
В качестве основного показателя сформированности метапредметных достижений школьников в проекте было выбрано умение работать с предъявляемым текстом.На втором этапе проекта успешность выполнения письменной работы у четвероклассников Новосибирской области ниже, чем у их сверстников по общей выборке. Наши четвероклассники не так глубоко и детально понимают содержание и форму текста, хуже ориентируются в нем. Трудности вызывает и использование информации из текста для различных целей. Справедливости ради отметим, что наши школьники лучше взаимодействуют в группе, успешнее разрешают межличностные конфликты, более активны и инициативны, чем их сверстники в других регионах.
В ходе проекта оценивалась профессиональная компетентность учителей начальной школы для работы в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов. Разработчиками опубликованы только сводные результаты оценки. Более половины учителей РФ, участвовавших в тестировании, достигли или превысили базовый уровень профессиональной компетентности по математике и методике обучения математике (44% базовый уровень, 10% - повышенный уровень). Остальные (46%) продемонстрировали уровень профессиональной компетенции ниже базового. Оценка профессиональной компетентности учителей выявила основные проблемы:
- недостаточную подготовку в применении математики для решения практических задач (создание математических моделей реальных ситуаций, интерпретация теоретических фактов или понятий),
- недостаточную компетентность в принятии и оценке различных способов решения задач, что сказывается на объективности проверки нестандартных методов решения задач учениками. Около 40% учителей считают верным только тот способ решения, который приводится в учебниках. Применение другого способа решения «карается» снижением оценки.
Означают ли результаты оценки, что надо приостановить введение нового стандарта образования? Конечно, нет, наши дети не могут ждать. Проблема неготовности части учителей означает лишь одно: необходимо пересматривать подготовку будущих педагогов, обсуждать сложившуюся ситуацию в педагогических коллективах. А основные выводы проекта должны стать основой для корректировки программы повышения квалификации учителей начальной школы и ее реализации в системе повышения квалификации Новосибирской области.
Недосып О.В., Новосибирский институт мониторинга и развития образования