Лента новостей

Все новости

Популярное

Токарям и сварщикам придется овладеть английским

 Арсений Гонопольский

Однако на этом реформа профессионального образования не остановится. Нынешние техникумы и училища никак не вписываются в современную экономику – ни по качеству подготовки, ни по номенклатуре специальностей. Детей обучают на станках, вывезенных по репарациям из Германии, готовят плохо и не тех, кто нужен промышленности. Например, поваров обучают в 15 училищах, каждое из которых нужно оснастить ложками-сковородками, мастерами, учебными мастерскими, общежитиями. «В течение целого ряда десятилетий сфера НПО была перегружена несвойственными ей функциями, при этом вопросы профессиональной подготовки постепенно оттеснялись на второй план. В 90-е годы эта ситуация была усугублена ослаблением связей с реальным сектором экономики», - дополняет безрадостную картину директор техникума металлургии и машиностроения им. Покрышкина Галина Талюкина. Складывается парадоксальная ситуация: промышленные предприятия испытывают кадровый голод, а раздутая, но неэффективная система профобразования, на содержание которой в области ежегодно тратится более полутора миллиардов рублей, не в состоянии обеспечить производство профессиональными кадрами. И дело не только в «непрестижности» рабочих профессий. Не каждый разумный молодой человек начнет свою взрослую жизнь с пустой траты времени – пребывания в стенах заведения, где его вряд ли научат профессии, с которой он потом сможет прожить. Власти эту ситуацию понимают, о чем свидетельствует недавние заявления российского президента. Чуть раньше и в Новосибирской области была принята программа модернизации начального и среднего профессионального образования. Ее суть в том, чтобы ликвидировать избыточные образовательные учреждения и вместо них создать крупные специализированные ресурсные центры или лицеи, которые за счет сэкономленных средств можно будет оснастить современным оборудованием. Для решения этих хронических проблем предлагается новая структура и новые параметры качества профессионального образования. В основу этой структуры должно быт заложено создание межрайонных и отраслевых ресурсных центров подготовки. Один из таких ресурсных центров будет создан на базе машиностроительного техникума. - Если раньше наши училища №№ 2 и 39 четко прикреплялись к базовым предприятиям «Сибсельмаш» и Новосибирский металлургический завод имени Кузьмина, то в основе создания ресурсного центра – удовлетворение потребности в рабочих кадрах, специалистах, их подготовке, переподготовке, повышении квалификации для всех предприятий Ленинского района металлургической и машиностроительной отраслей, - поясняет Галина Талюкина. Но перед этим техникум перестанет готовить штукатуров, поваров, декораторов – этих специалистов будут обучать на других специализированных площадках. У «покрышкинцев» - своя «ниша»: специалисты по сварке, металлообработке, машиностроению, электротехнике, металлургии. Для этого на базе техникума планируется создать несколько центров. Центр металлобоработки будет состоять из сварочного и учебного центров профессиональной квалификации. «У нас есть мастерские – токарные, слесарные, сборочные, различные станки. И мы сегодня можем готовить по всем профессиям металлообработки, - рассказывает Галина Талюкина. - Но, станки 70-х годов выпуска. Надо ставить станки с ЧПУ. Программы в 3D-формате позволяют смоделировать любой станок. Это тоже один из ресурсов обучения». Сварочный центр. Под него предполагается отдать весь первый этаж здания – 1500 кв.м. Там будут расположены три крупные мастерские и две лаборатории. Мастерская электродуговой ручной сварки на 12 рабочих мест. Лаборатория сварочных соединений, где будут установлены компьютерные тренажеры. Лаборатория контроля сварочных швов – это всевозможные современные методы контроля. Еще одна мастерская – газовой и плазменной резки. Три блока по 4 рабочих места. Заготовительный участок. Электромонтажная мастерская – там будут учиться и сварщики, и электрики, и операторы станков с ЧПУ. Предполагается создание трех лабораторий – электротехники и электроники, электромонтажной технологии, а также лаборатория автоматических систем управления. Полностью оснащенные - от стула до доски. Компьютерные классы. Их нужно три или четыре. Все предметы, которые сейчас есть, могут преподаваться с помощью компьютера, путем моделирования ситуаций. Будет создан кабинет инженерной графики – черчения, с помощью программы в 3Д. Лаборатория материаловедения. Никогда не было такой лаборатории, а ведь и сварщик, и токарь металл должны чувствовать. Компьютеризированные кабинеты иностранного языка. В новых федеральных образовательных стандартах иностранному языку уделяется столько же времени, сколько и математике. Лаборатория контрольно-измерительных приборов и аппаратуры. Этот проект техникума недалекого будущего его директор представила директорам промышленных предприятий Ленинского района на совещании, которое состоялось на заводе имени Кузьмина, где присутствовали министры занятости и трудовых ресурсов Игорь Шмидт и промышленности – Сергей Семка. Главная цель презентации - убедить производственников принять участие в модернизации профессионального образования. Без этого реформа теряет всяких смысл. И дело не только в финансовой помощи. Ресурсный центр будет получать государственный заказ только под конкретные заявки на подготовку конкретного количества специалистов. А для этого сами промышленные предприятия должны четко понимать, какие специалисты, в каком количестве и в какие сроки им потребуются. Как выяснилось, понимают это не все. Например, представитель «Сибсельмаша» посетовала на то, что из 10 выпускников техникума на предприятии закрепились только трое. - А вы создавайте условия. Если завод лихорадит от простоев, то кто же там останется, раз на них есть спрос на других предприятиях? – парировал Сергей Семка. – Мало подготовить специалистов, их нужно еще и удержать: зарплатой, социальными пакетами. В отличие от «Сибсельмаша», на заводе имени Кузьмина это понимают. По словам генерального директора Виталия Пинчука, там охотно принимают парней на практику, закрепляют за ними наставников, платят зарплату. Завод обеспечил техникум спецодеждой, помогает с ремонтом, канцелярскими принадлежностями. Есть на зпредприятии и социальная поддержка молодых – от пособий на ребенка дошкольного возраста до обеспечения временным жильем. Да и условия труда имеют немаловажное значение. Например, на старый стан молодого парня палкой не загонишь, зато на новые - очередь. Завод в ближайшие три года будет переоснащен, значит, условия труда станут более привлекательны. - Мы на базе этого техникума проводим переподготовку кадров, без отрыва от производства люди получают дополнительные специальности. Часть затрат берем на себя. Обеспечиваем техникум металлом и сырьем, хозяйственными материалами, - поясняет Александр Гриб, заместитель генерального директора завода имени Кузьмина. – Мы готовы принять участие и в создании ресурсного центра. Однако руководителей промышленных предприятий интересовала и стоимость проекта. Начали с обсуждения стоимости подготовки одного специалиста. Общая затратная часть техникума – 32 млн рублей в год. Стоимость обучающегося – 62 тысячи в год, а за весь период обучения – 240 тысяч рублей. Общее же количество выпускников маловато для того, чтобы подготовку специалистов сделать эффективной, - всего 150-250 человек, вместе с ускоренной подготовкой. С мнением промышленников согласился министр занятости и трудовых ресурсов Игорь Шмидт: - Для данного ресурсного центра деятельность станет эффективной, когда затраты будут снижены до 40 тысяч. Должна быть оптимальная загрузка, а каковы потребности предприятий, смогут ли эти потребности загрузить мастерские училища? Если по сварщикам и слесарям картина нормальная, то по электротехническим специальностям пока нет оптимального количества заказов на специалистов. По металлообработке и фрезеровщикам, видимо, надо предполагать другой вариант - организовывать подготовку в другом месте. Здесь я пока не вижу потребности в этих специальностях. Иными словами, прежде чем тратить немалые деньги на техническое перевооружение техникума, который станет ресурсным центром, нужно вначале хорошо просчитать потребность в рабочих кадрах. А деньги нужны немалые. Весь проект переоснащения стоит 22 миллиона рублей. Часть денег заплатит бюджет, но около 7 миллионов придется выложить промышленным предприятиям. Эта сумма производственников не смущает. Тем более что, по словам Сергея Семки, в области действует закон, согласно которому вложения промышленных предприятий могут быть компенсированы за счет снижения части налогов. Удивительно, но пока этой нормой не воспользовалось ни одно промышленное предприятие. Вывод из этого общения таков: промышленность осознала важность процесса подготовки профессиональных кадров и готова принять в нем участие. А государство, наконец-то, взялось за коренную модернизацию системы. Согласно договоренностям, уже в следующем году на месте техникума должен появиться ресурсный центр, оснащенный современным оборудованием, который будет готовить специалистов по заказам конкретных предприятий.
Однако на этом реформа профессионального образования не остановится. Нынешние техникумы и училища никак не вписываются в современную экономику – ни по качеству подготовки, ни по номенклатуре специальностей. Детей обучают на станках, вывезенных по репарациям из Германии, готовят плохо и не тех, кто нужен промышленности. Например, поваров обучают в 15 училищах, каждое из которых нужно оснастить ложками-сковородками, мастерами, учебными мастерскими, общежитиями. «В течение целого ряда десятилетий сфера НПО была перегружена несвойственными ей функциями, при этом вопросы профессиональной подготовки постепенно оттеснялись на второй план. В 90-е годы эта ситуация была усугублена ослаблением связей с реальным сектором экономики», - дополняет безрадостную картину директор техникума металлургии и машиностроения им. Покрышкина Галина Талюкина. Складывается парадоксальная ситуация: промышленные предприятия испытывают кадровый голод, а раздутая, но неэффективная система профобразования, на содержание которой в области ежегодно тратится более полутора миллиардов рублей, не в состоянии обеспечить производство профессиональными кадрами. И дело не только в «непрестижности» рабочих профессий. Не каждый разумный молодой человек начнет свою взрослую жизнь с пустой траты времени – пребывания в стенах заведения, где его вряд ли научат профессии, с которой он потом сможет прожить. Власти эту ситуацию понимают, о чем свидетельствует недавние заявления российского президента. Чуть раньше и в Новосибирской области была принята программа модернизации начального и среднего профессионального образования. Ее суть в том, чтобы ликвидировать избыточные образовательные учреждения и вместо них создать крупные специализированные ресурсные центры или лицеи, которые за счет сэкономленных средств можно будет оснастить современным оборудованием. Для решения этих хронических проблем предлагается новая структура и новые параметры качества профессионального образования. В основу этой структуры должно быт заложено создание межрайонных и отраслевых ресурсных центров подготовки. Один из таких ресурсных центров будет создан на базе машиностроительного техникума. - Если раньше наши училища №№ 2 и 39 четко прикреплялись к базовым предприятиям «Сибсельмаш» и Новосибирский металлургический завод имени Кузьмина, то в основе создания ресурсного центра – удовлетворение потребности в рабочих кадрах, специалистах, их подготовке, переподготовке, повышении квалификации для всех предприятий Ленинского района металлургической и машиностроительной отраслей, - поясняет Галина Талюкина. Но перед этим техникум перестанет готовить штукатуров, поваров, декораторов – этих специалистов будут обучать на других специализированных площадках. У «покрышкинцев» - своя «ниша»: специалисты по сварке, металлообработке, машиностроению, электротехнике, металлургии. Для этого на базе техникума планируется создать несколько центров. Центр металлобоработки будет состоять из сварочного и учебного центров профессиональной квалификации. «У нас есть мастерские – токарные, слесарные, сборочные, различные станки. И мы сегодня можем готовить по всем профессиям металлообработки, - рассказывает Галина Талюкина. - Но, станки 70-х годов выпуска. Надо ставить станки с ЧПУ. Программы в 3D-формате позволяют смоделировать любой станок. Это тоже один из ресурсов обучения». Сварочный центр. Под него предполагается отдать весь первый этаж здания – 1500 кв.м. Там будут расположены три крупные мастерские и две лаборатории. Мастерская электродуговой ручной сварки на 12 рабочих мест. Лаборатория сварочных соединений, где будут установлены компьютерные тренажеры. Лаборатория контроля сварочных швов – это всевозможные современные методы контроля. Еще одна мастерская – газовой и плазменной резки. Три блока по 4 рабочих места. Заготовительный участок. Электромонтажная мастерская – там будут учиться и сварщики, и электрики, и операторы станков с ЧПУ. Предполагается создание трех лабораторий – электротехники и электроники, электромонтажной технологии, а также лаборатория автоматических систем управления. Полностью оснащенные - от стула до доски. Компьютерные классы. Их нужно три или четыре. Все предметы, которые сейчас есть, могут преподаваться с помощью компьютера, путем моделирования ситуаций. Будет создан кабинет инженерной графики – черчения, с помощью программы в 3Д. Лаборатория материаловедения. Никогда не было такой лаборатории, а ведь и сварщик, и токарь металл должны чувствовать. Компьютеризированные кабинеты иностранного языка. В новых федеральных образовательных стандартах иностранному языку уделяется столько же времени, сколько и математике. Лаборатория контрольно-измерительных приборов и аппаратуры. Этот проект техникума недалекого будущего его директор представила директорам промышленных предприятий Ленинского района на совещании, которое состоялось на заводе имени Кузьмина, где присутствовали министры занятости и трудовых ресурсов Игорь Шмидт и промышленности – Сергей Семка. Главная цель презентации - убедить производственников принять участие в модернизации профессионального образования. Без этого реформа теряет всяких смысл. И дело не только в финансовой помощи. Ресурсный центр будет получать государственный заказ только под конкретные заявки на подготовку конкретного количества специалистов. А для этого сами промышленные предприятия должны четко понимать, какие специалисты, в каком количестве и в какие сроки им потребуются. Как выяснилось, понимают это не все. Например, представитель «Сибсельмаша» посетовала на то, что из 10 выпускников техникума на предприятии закрепились только трое. - А вы создавайте условия. Если завод лихорадит от простоев, то кто же там останется, раз на них есть спрос на других предприятиях? – парировал Сергей Семка. – Мало подготовить специалистов, их нужно еще и удержать: зарплатой, социальными пакетами. В отличие от «Сибсельмаша», на заводе имени Кузьмина это понимают. По словам генерального директора Виталия Пинчука, там охотно принимают парней на практику, закрепляют за ними наставников, платят зарплату. Завод обеспечил техникум спецодеждой, помогает с ремонтом, канцелярскими принадлежностями. Есть на зпредприятии и социальная поддержка молодых – от пособий на ребенка дошкольного возраста до обеспечения временным жильем. Да и условия труда имеют немаловажное значение. Например, на старый стан молодого парня палкой не загонишь, зато на новые - очередь. Завод в ближайшие три года будет переоснащен, значит, условия труда станут более привлекательны. - Мы на базе этого техникума проводим переподготовку кадров, без отрыва от производства люди получают дополнительные специальности. Часть затрат берем на себя. Обеспечиваем техникум металлом и сырьем, хозяйственными материалами, - поясняет Александр Гриб, заместитель генерального директора завода имени Кузьмина. – Мы готовы принять участие и в создании ресурсного центра. Однако руководителей промышленных предприятий интересовала и стоимость проекта. Начали с обсуждения стоимости подготовки одного специалиста. Общая затратная часть техникума – 32 млн рублей в год. Стоимость обучающегося – 62 тысячи в год, а за весь период обучения – 240 тысяч рублей. Общее же количество выпускников маловато для того, чтобы подготовку специалистов сделать эффективной, - всего 150-250 человек, вместе с ускоренной подготовкой. С мнением промышленников согласился министр занятости и трудовых ресурсов Игорь Шмидт: - Для данного ресурсного центра деятельность станет эффективной, когда затраты будут снижены до 40 тысяч. Должна быть оптимальная загрузка, а каковы потребности предприятий, смогут ли эти потребности загрузить мастерские училища? Если по сварщикам и слесарям картина нормальная, то по электротехническим специальностям пока нет оптимального количества заказов на специалистов. По металлообработке и фрезеровщикам, видимо, надо предполагать другой вариант - организовывать подготовку в другом месте. Здесь я пока не вижу потребности в этих специальностях. Иными словами, прежде чем тратить немалые деньги на техническое перевооружение техникума, который станет ресурсным центром, нужно вначале хорошо просчитать потребность в рабочих кадрах. А деньги нужны немалые. Весь проект переоснащения стоит 22 миллиона рублей. Часть денег заплатит бюджет, но около 7 миллионов придется выложить промышленным предприятиям. Эта сумма производственников не смущает. Тем более что, по словам Сергея Семки, в области действует закон, согласно которому вложения промышленных предприятий могут быть компенсированы за счет снижения части налогов. Удивительно, но пока этой нормой не воспользовалось ни одно промышленное предприятие. Вывод из этого общения таков: промышленность осознала важность процесса подготовки профессиональных кадров и готова принять в нем участие. А государство, наконец-то, взялось за коренную модернизацию системы. Согласно договоренностям, уже в следующем году на месте техникума должен появиться ресурсный центр, оснащенный современным оборудованием, который будет готовить специалистов по заказам конкретных предприятий.