Лента новостей

Все новости

Популярное

Дайте образованию денег и оставьте в покое

 Виталий Семенов


MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- Дмитрий Львович, пару слов о тексте Тотального диктанта, о том, как он создавался, о каких-то стилистических особенностях.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- mso-spacerun: yes<#two#>> Я продолжаю оставаться практикующим словесником, наверное, из всех моих работ эта наиболее осмысленная. Мой учительский скромный опыт мне подсказывает, что сейчас большая беда с тремя видами орфограмм. Было время, когда у нас полный был швах с «тся» и «ться». То есть, в редкой газете обходилось без этого, а сейчас, слава богу, все вернулось, то ли вернулись корректоры, то ли отвердела жизни и мягкому знаку не стало в ней места. Это всегда связанные вещи.mso-spacerun: yes<#two#>>  Значит три вида орфограмм вызывают у школьников настоящие трудности: это «ст» и «сн» в суффиксах, потому что никому не приходит в голову проверить «ужасен – ужасный», «пристрастный – пристрастен»,mso-spacerun: yes<#two#>>  и поэтому в диктанте на это сделан ощутимый упор. Второе, как всегда, слитное раздельное «не».mso-spacerun: yes<#two#>>  И третье – это бич всех школьников во все времена – это «н» и «нн» в причастиях. В орфографии все понятно, а в пунктуации – это препозитивные и постпозитивные определения. Сейчас люди перестраховываются страшно и ставят запятые везде, где надо и не надо. Помимо вводных конструкций, обособляются те, которые не обособляются никогда. Например, «вроде», «везде». Кроме того, в тексте mso-spacerun: yes<#two#>> разбросано большое число сугубо авторских знаков. Это стилистические нюансы, которые являются скорее желательными, нежели просто вариативными. В общем, диктант сложный, я дал его вчера, под страшным секретом, своему любимому классу, они показали неплохие результаты. Я уверен, что взрослые напишут гораздо хуже,mso-spacerun: yes<#two#>>  это заставит нас вздрогнуть, задуматься, и пересмотреть свою жизнь.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- Каково ваше отношение к http://sibkray.ru/news/2011-2-11/14384/<#two#>>реформе образования?

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- Я повторяю все время: от государства, в отношении образования нужны ровно две вещи: дать денег и оставить в покое. Сейчас в школе остались только те учителя, которых ничто кроме любви к профессии к школе не привязывает. Если нам дать учительскую зарплату среднюю по стране хотя бы в рамках полутора тысяч долларов, про две я уже молчу, если эта зарплата будет такова, как средняя зарплата в частной школе, все остальное мы сделаем сами. Оставьте образование в покое, не надо привязывать ему новые стандарты, не надо навязывать ему новую прагматику, не пытайтесь отсечь лишнее, так как человеку в молодости нужно только лишнее, необходимое интересует старика. Школьник страшно жаден к информации, его интересует почему вода мокрая, почему нет правды на земле, но правды нет и выше, кто такой Герцен, Толстой,mso-spacerun: yes<#two#>>  Ньютон, то что нам с вами совершенно уже не интересно. Он постоянно окружен этими сто тысяч почему, нельзя лимитировать знания. «У нас дети перегружены!» Чем они у вас перегружены? Твиттером?

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- Дмитрий Львович, школьные сочинения ваших учеников вас больше радуют или огорчают?mso-spacerun: yes<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- Я даю такие сочинения, которые могут только обрадовать. Например, написать заключительный акт к «Вишневому саду», мне кажется, пьеса не закончена. Дописать чем кончается «Преступление и наказание», сочинить свою расшифровку стихотворения «Заблудившийся трамвай» или стихов о Неизвестном солдате. Даю довольно простые темы, но это становится, знаете, таким знаком эпохи. Вот я сейчас в МГИМО читаю лекции, и нам на кафедру неожиданно спустили замечательный список тем для курсовых работ. Одна мне больше всего понравилась – «Вино и табак в лирике модернистов ХХ века». mso-spacerun: yes<#two#>> Это же гениальная тема! Понимаете, что можно наворотить! Поэтому я даю такие темы, на которые трудно написать плохо, мне нравятся сочинения моих учеников. Многие мысли я использую в собственных статьях, всегда, разумеется, ссылаясь.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- Понятно, что грамматические ошибки делают не только школьники, мы видим, как с экранов телевизоров ошибаются политики, деятели культуры. Как бороться с общим уровнем неграмотности?

FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>- На самом деле это очень легко. В свое время, когда я был молодой и более рисковый, я давал своим детям диктанты, например, такие: вот из Хагакурэ, любимой моей книги, – на «тся» и «ться» я любил давать такой текст: «Считается, что если помочиться на труп врага и потом потоптаться по его лицу соломенными сандалиями, кожа снимается гораздо проще, такими советами хочется дорожить». После этого ребенок запоминает правила очень просто. Или, например, из настольной книги анархиста: «Убей директора школы, сломай парту», или что-то похожее, это тоже можно орфограммами нашпиговать, но так чтобы текст как-то корреспондировал с жизнью повседневной, и тогда ребенок это запомнит.

FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-outline-level: 1<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Текст диктанта – 2011

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; TEXT-ALIGN: center<#two#> align=<#two#>center<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Орфография как закон природыFONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal; TEXT-ALIGN: justify; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, – ставь тире». Не зря его так и называют – «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal; TEXT-ALIGN: justify; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal; TEXT-ALIGN: justify; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal; TEXT-ALIGN: justify; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Дмитрий Быков


MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- Дмитрий Львович, пару слов о тексте Тотального диктанта, о том, как он создавался, о каких-то стилистических особенностях.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- mso-spacerun: yes<#two#>> Я продолжаю оставаться практикующим словесником, наверное, из всех моих работ эта наиболее осмысленная. Мой учительский скромный опыт мне подсказывает, что сейчас большая беда с тремя видами орфограмм. Было время, когда у нас полный был швах с «тся» и «ться». То есть, в редкой газете обходилось без этого, а сейчас, слава богу, все вернулось, то ли вернулись корректоры, то ли отвердела жизни и мягкому знаку не стало в ней места. Это всегда связанные вещи.mso-spacerun: yes<#two#>>  Значит три вида орфограмм вызывают у школьников настоящие трудности: это «ст» и «сн» в суффиксах, потому что никому не приходит в голову проверить «ужасен – ужасный», «пристрастный – пристрастен»,mso-spacerun: yes<#two#>>  и поэтому в диктанте на это сделан ощутимый упор. Второе, как всегда, слитное раздельное «не».mso-spacerun: yes<#two#>>  И третье – это бич всех школьников во все времена – это «н» и «нн» в причастиях. В орфографии все понятно, а в пунктуации – это препозитивные и постпозитивные определения. Сейчас люди перестраховываются страшно и ставят запятые везде, где надо и не надо. Помимо вводных конструкций, обособляются те, которые не обособляются никогда. Например, «вроде», «везде». Кроме того, в тексте mso-spacerun: yes<#two#>> разбросано большое число сугубо авторских знаков. Это стилистические нюансы, которые являются скорее желательными, нежели просто вариативными. В общем, диктант сложный, я дал его вчера, под страшным секретом, своему любимому классу, они показали неплохие результаты. Я уверен, что взрослые напишут гораздо хуже,mso-spacerun: yes<#two#>>  это заставит нас вздрогнуть, задуматься, и пересмотреть свою жизнь.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- Каково ваше отношение к http://sibkray.ru/news/2011-2-11/14384/<#two#>>реформе образования?

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- Я повторяю все время: от государства, в отношении образования нужны ровно две вещи: дать денег и оставить в покое. Сейчас в школе остались только те учителя, которых ничто кроме любви к профессии к школе не привязывает. Если нам дать учительскую зарплату среднюю по стране хотя бы в рамках полутора тысяч долларов, про две я уже молчу, если эта зарплата будет такова, как средняя зарплата в частной школе, все остальное мы сделаем сами. Оставьте образование в покое, не надо привязывать ему новые стандарты, не надо навязывать ему новую прагматику, не пытайтесь отсечь лишнее, так как человеку в молодости нужно только лишнее, необходимое интересует старика. Школьник страшно жаден к информации, его интересует почему вода мокрая, почему нет правды на земле, но правды нет и выше, кто такой Герцен, Толстой,mso-spacerun: yes<#two#>>  Ньютон, то что нам с вами совершенно уже не интересно. Он постоянно окружен этими сто тысяч почему, нельзя лимитировать знания. «У нас дети перегружены!» Чем они у вас перегружены? Твиттером?

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- Дмитрий Львович, школьные сочинения ваших учеников вас больше радуют или огорчают?mso-spacerun: yes<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- Я даю такие сочинения, которые могут только обрадовать. Например, написать заключительный акт к «Вишневому саду», мне кажется, пьеса не закончена. Дописать чем кончается «Преступление и наказание», сочинить свою расшифровку стихотворения «Заблудившийся трамвай» или стихов о Неизвестном солдате. Даю довольно простые темы, но это становится, знаете, таким знаком эпохи. Вот я сейчас в МГИМО читаю лекции, и нам на кафедру неожиданно спустили замечательный список тем для курсовых работ. Одна мне больше всего понравилась – «Вино и табак в лирике модернистов ХХ века». mso-spacerun: yes<#two#>> Это же гениальная тема! Понимаете, что можно наворотить! Поэтому я даю такие темы, на которые трудно написать плохо, мне нравятся сочинения моих учеников. Многие мысли я использую в собственных статьях, всегда, разумеется, ссылаясь.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#>>- Понятно, что грамматические ошибки делают не только школьники, мы видим, как с экранов телевизоров ошибаются политики, деятели культуры. Как бороться с общим уровнем неграмотности?

FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>- На самом деле это очень легко. В свое время, когда я был молодой и более рисковый, я давал своим детям диктанты, например, такие: вот из Хагакурэ, любимой моей книги, – на «тся» и «ться» я любил давать такой текст: «Считается, что если помочиться на труп врага и потом потоптаться по его лицу соломенными сандалиями, кожа снимается гораздо проще, такими советами хочется дорожить». После этого ребенок запоминает правила очень просто. Или, например, из настольной книги анархиста: «Убей директора школы, сломай парту», или что-то похожее, это тоже можно орфограммами нашпиговать, но так чтобы текст как-то корреспондировал с жизнью повседневной, и тогда ребенок это запомнит.

FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-outline-level: 1<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Текст диктанта – 2011

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; TEXT-ALIGN: center<#two#> align=<#two#>center<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Орфография как закон природыFONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal; TEXT-ALIGN: justify; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, – ставь тире». Не зря его так и называют – «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal; TEXT-ALIGN: justify; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal; TEXT-ALIGN: justify; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; LINE-HEIGHT: normal; TEXT-ALIGN: justify; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>

FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#>>Дмитрий Быков

Новости партнеров

В России и мире

Хронология «укоренения» полезных привычек: делайте эти простые шаги к кардинальным переменам в жизни
Три шага к разжижению крови: делайте так, и никогда не столкнетесь с тромбами
Тип женщины по дате рождения: заботливая хозяйка или бессердечная красотка
Принципиальность Дурова закончилась после пары ночей в тюремной камере в столице демократии
Специя, от которой ваша кожа будет в восторге: смело добавляйте в рацион
Женские жесты, которые приковывают внимание мужчины и будоражат его фантазии
Необычные и полезные способы применения фурацилина, о которых вы и не догадывались
Галкин  похвалил израильские спецслужбы за «гениальную операцию» с пейджерами
Чем и как можно раскислить почву на участке осенью: запоминайте и применяйте
Россию ожидает худший за шесть лет урожай кукурузы