Лента новостей

Все новости

Популярное

Как будет реализован проект «Школа будущего»

 

В Послании Президента прозвучал тезис о «проекте школы будущего», и такие прецеденты в России есть. На мой взгляд, этот проект необходимо рассматривать как программу развития образовательного учреждения. Мы уже последние 5 лет говорим о необходимости перехода на проектные методы управления, в том числе в образовании: такая работа ведется, как в органах управления образованием, так и в образовательных учреждениях. Это показал и приоритетный национальный проект в сфере образования, в рамках которого образовательным учреждениям выделялась государственная поддержка на реализацию конкретного проекта или программы развития. В течение трех лет 54 школы Новосибирской области получали на реализацию своих проектов по 1 миллиону рублей ежегодно. То есть, практика разработки таких документов для школ есть. Президент акцентировал внимание на некоторых моментах, которые должны быть учтены при разработке проектов школы будущего. Прежде всего, эти проекты должны предусматривать специальные меры, направленные на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении. Должно быть уделено внимание обновлению содержания образования – это связано с переходом на стандарты второго поколения, которые с 1 сентября вводятся в начальной школе. Такой проект должен предусматривать переход образовательного учреждения на современные информационно-коммуникационные технологии. Кроме того, президент отметил необходимость модернизации воспитательной системы школы - это и развитие патриотических клубов, и, в целом, усиление работы по патриотическому воспитанию, и экологическое воспитание в образовании. Более того, он дал поручение специально включить этот вопрос в стандарты нового поколения. Безусловно, все моменты, связанные и с информационно-коммуникационными технологиями, и с новыми стандартами, требуют создания специальных условий в образовательном учреждении. То есть, программа или проект должны не просто описывать сегодняшнюю ситуацию, в которой находится школа, а должна быть представлена модель школы будущего. Насколько это будущее отдалено, определить может само образовательное учреждение – будет эта программа рассчитана на 5 лет, на 10, на 3 года или только на год. И, в зависимости от сроков реализации, должны быть поставлены конкретные задачи на изменение: условий, кадрового обеспечения в образовательных учреждениях, обновление содержания, модернизации системы воспитания и т.д. Метод проектного управления предусматривает, что мы к этому будущему должны придти, используя определенные механизмы, организационные условия, может быть, нормативно-правовые условия, которые, в свою очередь, тоже должны измениться для достижения желаемого результата. Подобные механизмы и ресурсы для реализации программы ОУ, безусловно, должны просчитывать и планировать. И это задача не только педагогического коллектива, учителей. В разработке и в реализации проекта должно участвовать все местное сообщество, включая родителей и самих учеников. В текущем году, по инициативе Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области было проведено интересное мониторинговое исследование о школе будущего, и был издан сборник «Школа, которую построил бы я…». В национальной инициативе «Наша новая школа» сделан акцент на том, что нам нужна новая школа, умная, с иной инфраструктурой и условиями организации образовательного процесса. Мы предложили учащимся, родителям, педагогическим работникам представить эссе о школе будущего, какой они ее видят. Это в большей степени касалось изменения самого школьного здания, где было бы комфортно, удобно и безопасно ученику в современных условиях. Свои идеи и предложения в сборнике представили учителя, родители и ученики. Есть, среди них конечно, вещи не так скоро реализуемые, но есть идеи, которые могут быть учтены в ходе подготовки проектов строительства новых школьных зданий. Проект, о котором говорил президент в своем послании, предусматривает не строительство нового здания, а изменение условий и то, как сделать их более комфортными для ученика, учителя, родителей. И чтобы в этих условиях можно было максимально удовлетворить разные образовательные потребности. Думаю, это достаточно реально сделать. Думается, что какой-то обязаловкой это, конечно, быть не должно. С другой стороны, в ряде школ уже есть подобные программы и проекты - по отдельным направлениям, в зависимости от специфики школ, от образовательной программы, к примеру, «Школа здоровья», «Школа, как социокультурный центр на селе» и другие. Однако проект, о котором говорил президент, должен предусматривать изменения в комплексе, рассматривая школу, как систему. В него может быть включено и содержание образования, и условия, и кадры, и кабинеты, и база, которая необходима, а также вопросы организации питания, группы продленного дня - все то, что сможет систему модернизировать, приблизив к тому замыслу школы, который прозвучал в проекте «Наша новая школа». Со своей стороны, Минобрнауки Новосибирской области может рекомендовать структуру программы, какие-то технологии, методики оценки результатов реализации этой программы. Такие рекомендации нами будут подготовлены для образовательных учреждений.
В Послании Президента прозвучал тезис о «проекте школы будущего», и такие прецеденты в России есть. На мой взгляд, этот проект необходимо рассматривать как программу развития образовательного учреждения. Мы уже последние 5 лет говорим о необходимости перехода на проектные методы управления, в том числе в образовании: такая работа ведется, как в органах управления образованием, так и в образовательных учреждениях. Это показал и приоритетный национальный проект в сфере образования, в рамках которого образовательным учреждениям выделялась государственная поддержка на реализацию конкретного проекта или программы развития. В течение трех лет 54 школы Новосибирской области получали на реализацию своих проектов по 1 миллиону рублей ежегодно. То есть, практика разработки таких документов для школ есть. Президент акцентировал внимание на некоторых моментах, которые должны быть учтены при разработке проектов школы будущего. Прежде всего, эти проекты должны предусматривать специальные меры, направленные на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении. Должно быть уделено внимание обновлению содержания образования – это связано с переходом на стандарты второго поколения, которые с 1 сентября вводятся в начальной школе. Такой проект должен предусматривать переход образовательного учреждения на современные информационно-коммуникационные технологии. Кроме того, президент отметил необходимость модернизации воспитательной системы школы - это и развитие патриотических клубов, и, в целом, усиление работы по патриотическому воспитанию, и экологическое воспитание в образовании. Более того, он дал поручение специально включить этот вопрос в стандарты нового поколения. Безусловно, все моменты, связанные и с информационно-коммуникационными технологиями, и с новыми стандартами, требуют создания специальных условий в образовательном учреждении. То есть, программа или проект должны не просто описывать сегодняшнюю ситуацию, в которой находится школа, а должна быть представлена модель школы будущего. Насколько это будущее отдалено, определить может само образовательное учреждение – будет эта программа рассчитана на 5 лет, на 10, на 3 года или только на год. И, в зависимости от сроков реализации, должны быть поставлены конкретные задачи на изменение: условий, кадрового обеспечения в образовательных учреждениях, обновление содержания, модернизации системы воспитания и т.д. Метод проектного управления предусматривает, что мы к этому будущему должны придти, используя определенные механизмы, организационные условия, может быть, нормативно-правовые условия, которые, в свою очередь, тоже должны измениться для достижения желаемого результата. Подобные механизмы и ресурсы для реализации программы ОУ, безусловно, должны просчитывать и планировать. И это задача не только педагогического коллектива, учителей. В разработке и в реализации проекта должно участвовать все местное сообщество, включая родителей и самих учеников. В текущем году, по инициативе Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области было проведено интересное мониторинговое исследование о школе будущего, и был издан сборник «Школа, которую построил бы я…». В национальной инициативе «Наша новая школа» сделан акцент на том, что нам нужна новая школа, умная, с иной инфраструктурой и условиями организации образовательного процесса. Мы предложили учащимся, родителям, педагогическим работникам представить эссе о школе будущего, какой они ее видят. Это в большей степени касалось изменения самого школьного здания, где было бы комфортно, удобно и безопасно ученику в современных условиях. Свои идеи и предложения в сборнике представили учителя, родители и ученики. Есть, среди них конечно, вещи не так скоро реализуемые, но есть идеи, которые могут быть учтены в ходе подготовки проектов строительства новых школьных зданий. Проект, о котором говорил президент в своем послании, предусматривает не строительство нового здания, а изменение условий и то, как сделать их более комфортными для ученика, учителя, родителей. И чтобы в этих условиях можно было максимально удовлетворить разные образовательные потребности. Думаю, это достаточно реально сделать. Думается, что какой-то обязаловкой это, конечно, быть не должно. С другой стороны, в ряде школ уже есть подобные программы и проекты - по отдельным направлениям, в зависимости от специфики школ, от образовательной программы, к примеру, «Школа здоровья», «Школа, как социокультурный центр на селе» и другие. Однако проект, о котором говорил президент, должен предусматривать изменения в комплексе, рассматривая школу, как систему. В него может быть включено и содержание образования, и условия, и кадры, и кабинеты, и база, которая необходима, а также вопросы организации питания, группы продленного дня - все то, что сможет систему модернизировать, приблизив к тому замыслу школы, который прозвучал в проекте «Наша новая школа». Со своей стороны, Минобрнауки Новосибирской области может рекомендовать структуру программы, какие-то технологии, методики оценки результатов реализации этой программы. Такие рекомендации нами будут подготовлены для образовательных учреждений.

Новости партнеров

В России и мире

Приснился умерший родственник: значит ли это, что смерть скоро заберет и спящего?
Мороженое по ГОСТу СССР – приготовьте любимое лакомство по рецепту из вашего детства
Часто сводит ноги: из-за чего это происходит, и в каком случае нужно бить тревогу
Астрологи предупредили: какие даты июля будут особенно непростыми для знаков Зодиака
Необычное свойство красного лука: используйте так, и ваша кожа скажет спасибо
Секрет огромного урожая клубники: нужно знать одну важную деталь – какую?
Никакого доверительного диалога: 2 женские ошибки, из-за которых мужья никогда и ничего им не рассказывают
Это масло всегда должно быть у вас дома, если вам за 50
Частая травма, с которой могут столкнуться любители ездить на электросамокатах
На кухне им нет равных: знаки Зодиака, которые обожают и умеют готовить