Лента новостей

Все новости

Популярное

Новый закон «Об образовании»: плюсы и минусы

 

- Этот закон предложен как альтернатива двум раздельно существующим законодательным актам, которые регулируют отношения в сфере образования. Он интегрирует в себе позиции закона «Об образовании» и закона, регулирующего отношения в сфере высшего профессионального образования. В силу этого обстоятельства закон получился большой. Да, собственно, и сама сфера образования немаленькая, в Новосибирской области на нее выделяется почти треть всего регионального бюджета. Что касается спорных обсуждаемых вопросов, связанных с принятием закона, первый момент – это серьезная реорганизация системы профессионального образования. Предполагается, что система образования будет дифференцироваться по иному принципу: не по уровню образовательных учреждений, а по образовательным программам. Новый закон исключает существование начального профессионального образования как отдельного, самостоятельного уровня. Вместе с тем, среднее профессиональное предполагает два уровня: первый уровень соответствует программе начального профессионального образования, второй – программе среднего профессионального образования. Если закон будет принят в том виде, который он имеет сейчас, то колледжи должны будут определиться со своим статусом: либо они стараются соответствовать программам бакалавриата, тогда они остаются колледжами, примыкая к ступеньке высшего профессионального образования. В том же случае, если программы колледжа не соответствуют уровню высшего профессионального образования, то он переходит в статус техникума. Эта позиция по-разному интерпретируется. Противники закона говорят, что подобные меры не решат проблему профессионального образования. В свою очередь, сторонники закона считают, что это сработает на поднятие статуса начального профессионального образования. На сегодняшний день существует около 5 тысяч рабочих профессий. Как упорядочить эту систему, как упорядочить программы – большой вопрос. Согласно новому закону начальное профессиональное образование можно будет давать без лицензии. Подобные профессиональные образовательные центры могут создаваться на базе самих предприятий. Есть в этом и позитивные моменты, в частности, упростится схема организации обучения на предприятии. С другой стороны, мы понимаем, что любая трансформация системы не происходит без определенной дисфункции. Если не выдается лицензия, значит, человек не получит соответствующий документ о полученной квалификации, в результате могут возникнуть сложности при трудоустройстве на другое место работы. Закон довольно массивный, и, несмотря на то, что там все понятно расписано, без интерпретативной базы сложно понять, как он будет регулировать отношения в реальности. Однако, независимо от того, когда он будет принят, систему профессионального образования ждут серьезные изменения. С чем это связано? Высшее образование у нас стало некой сверхценностью. К нему стали стремиться те люди, которым, может быть, оно вовсе и не нужно, однако они готовы найти деньги на обучение, в результате этих людей теряют профессиональные училища. Система переживает кризис со стороны потребителей образовательных услуг. И далеко немногие учреждения начального и среднего профессионального образования могут сегодня сказать о заполнении мест в рамках контрольных цифр приема. Недобор учащихся составляет от одной трети до половины необходимого объема, и содержать такой производственный комплекс при отсутствии услуг на образование становится непозволительной роскошью. Безусловно, одним из ориентиров модернизации профессионального образования является «подключение» его к переобучению взрослых людей, фактически к переподготовке, однако всю систему к этому свести нельзя. Потому что переподготавливать можно тогда, когда человек уже получил базовое образование. Что же касается профучилищ, то они должны будут либо перейти в другой статус, и стать учреждением среднего профессионального образования, либо вообще исчезнуть с образовательной карты. Новый закон так же устанавливает определенные границы и пороги, преодолев которые вуз может существовать либо как университет, либо снизить свой уровень до колледжа. Как утверждают сами авторы закона, это соответствует мировой классификации. Нашим зарубежным коллегам не понятно, что такое академия, и к какому уровню образования она относится. Поэтому закон предусматривает существование университетов, которые отличаются не только количеством образовательных программ, хотя это тоже важный момент. Процесс расширения сети университетов, который был запущен лет 20 назад, в основном, базировался на количестве программ высшего профобразования. То есть, реализуешь определенную номенклатуру программ, можешь претендовать на статус университета. Сейчас предпочтение отдается другим позициям. Во главу угла ставится инновационная деятельность, и это не только фундаментальная наука, но и прикладные разработки, связанные непосредственно с экономической деятельностью. За 14 лет существования закона было внесено огромное количество поправок, которые нашли свое отражение в новой редакции. Некоторые позиции усилены, в частности, в равные условия с государственными поставлены учреждения негосударственные: дошкольные, школы, вузы. Между тем, сами негосударственные вузы эту позицию критикуют: новый закон им мало что дает. Однако закон расширяет возможности. При отсутствии регулирующих моментов в федеральном законе, мы разрабатываем на региональном уровне некий набор, пакет законодательных актов, которые регулируют вопросы государственно-частного партнерства в развитии системы дошкольных образовательных учреждений, гарантируя им определенное субсидирование из регионального бюджета. Как минимум, мы сможем покрывать зарплату педагогов, которые работают в ДОУ. Это сделает пребывание и обучение ребенка в ДОУ доступными для родителей. Новый закон регулирует подобные моменты на федеральном уровне, и с моей точки зрения, это один из его плюсов.
- Этот закон предложен как альтернатива двум раздельно существующим законодательным актам, которые регулируют отношения в сфере образования. Он интегрирует в себе позиции закона «Об образовании» и закона, регулирующего отношения в сфере высшего профессионального образования. В силу этого обстоятельства закон получился большой. Да, собственно, и сама сфера образования немаленькая, в Новосибирской области на нее выделяется почти треть всего регионального бюджета. Что касается спорных обсуждаемых вопросов, связанных с принятием закона, первый момент – это серьезная реорганизация системы профессионального образования. Предполагается, что система образования будет дифференцироваться по иному принципу: не по уровню образовательных учреждений, а по образовательным программам. Новый закон исключает существование начального профессионального образования как отдельного, самостоятельного уровня. Вместе с тем, среднее профессиональное предполагает два уровня: первый уровень соответствует программе начального профессионального образования, второй – программе среднего профессионального образования. Если закон будет принят в том виде, который он имеет сейчас, то колледжи должны будут определиться со своим статусом: либо они стараются соответствовать программам бакалавриата, тогда они остаются колледжами, примыкая к ступеньке высшего профессионального образования. В том же случае, если программы колледжа не соответствуют уровню высшего профессионального образования, то он переходит в статус техникума. Эта позиция по-разному интерпретируется. Противники закона говорят, что подобные меры не решат проблему профессионального образования. В свою очередь, сторонники закона считают, что это сработает на поднятие статуса начального профессионального образования. На сегодняшний день существует около 5 тысяч рабочих профессий. Как упорядочить эту систему, как упорядочить программы – большой вопрос. Согласно новому закону начальное профессиональное образование можно будет давать без лицензии. Подобные профессиональные образовательные центры могут создаваться на базе самих предприятий. Есть в этом и позитивные моменты, в частности, упростится схема организации обучения на предприятии. С другой стороны, мы понимаем, что любая трансформация системы не происходит без определенной дисфункции. Если не выдается лицензия, значит, человек не получит соответствующий документ о полученной квалификации, в результате могут возникнуть сложности при трудоустройстве на другое место работы. Закон довольно массивный, и, несмотря на то, что там все понятно расписано, без интерпретативной базы сложно понять, как он будет регулировать отношения в реальности. Однако, независимо от того, когда он будет принят, систему профессионального образования ждут серьезные изменения. С чем это связано? Высшее образование у нас стало некой сверхценностью. К нему стали стремиться те люди, которым, может быть, оно вовсе и не нужно, однако они готовы найти деньги на обучение, в результате этих людей теряют профессиональные училища. Система переживает кризис со стороны потребителей образовательных услуг. И далеко немногие учреждения начального и среднего профессионального образования могут сегодня сказать о заполнении мест в рамках контрольных цифр приема. Недобор учащихся составляет от одной трети до половины необходимого объема, и содержать такой производственный комплекс при отсутствии услуг на образование становится непозволительной роскошью. Безусловно, одним из ориентиров модернизации профессионального образования является «подключение» его к переобучению взрослых людей, фактически к переподготовке, однако всю систему к этому свести нельзя. Потому что переподготавливать можно тогда, когда человек уже получил базовое образование. Что же касается профучилищ, то они должны будут либо перейти в другой статус, и стать учреждением среднего профессионального образования, либо вообще исчезнуть с образовательной карты. Новый закон так же устанавливает определенные границы и пороги, преодолев которые вуз может существовать либо как университет, либо снизить свой уровень до колледжа. Как утверждают сами авторы закона, это соответствует мировой классификации. Нашим зарубежным коллегам не понятно, что такое академия, и к какому уровню образования она относится. Поэтому закон предусматривает существование университетов, которые отличаются не только количеством образовательных программ, хотя это тоже важный момент. Процесс расширения сети университетов, который был запущен лет 20 назад, в основном, базировался на количестве программ высшего профобразования. То есть, реализуешь определенную номенклатуру программ, можешь претендовать на статус университета. Сейчас предпочтение отдается другим позициям. Во главу угла ставится инновационная деятельность, и это не только фундаментальная наука, но и прикладные разработки, связанные непосредственно с экономической деятельностью. За 14 лет существования закона было внесено огромное количество поправок, которые нашли свое отражение в новой редакции. Некоторые позиции усилены, в частности, в равные условия с государственными поставлены учреждения негосударственные: дошкольные, школы, вузы. Между тем, сами негосударственные вузы эту позицию критикуют: новый закон им мало что дает. Однако закон расширяет возможности. При отсутствии регулирующих моментов в федеральном законе, мы разрабатываем на региональном уровне некий набор, пакет законодательных актов, которые регулируют вопросы государственно-частного партнерства в развитии системы дошкольных образовательных учреждений, гарантируя им определенное субсидирование из регионального бюджета. Как минимум, мы сможем покрывать зарплату педагогов, которые работают в ДОУ. Это сделает пребывание и обучение ребенка в ДОУ доступными для родителей. Новый закон регулирует подобные моменты на федеральном уровне, и с моей точки зрения, это один из его плюсов.

Новости партнеров

В России и мире

Приснился умерший родственник: значит ли это, что смерть скоро заберет и спящего?
Мороженое по ГОСТу СССР – приготовьте любимое лакомство по рецепту из вашего детства
Часто сводит ноги: из-за чего это происходит, и в каком случае нужно бить тревогу
Астрологи предупредили: какие даты июля будут особенно непростыми для знаков Зодиака
Необычное свойство красного лука: используйте так, и ваша кожа скажет спасибо
Секрет огромного урожая клубники: нужно знать одну важную деталь – какую?
Никакого доверительного диалога: 2 женские ошибки, из-за которых мужья никогда и ничего им не рассказывают
Это масло всегда должно быть у вас дома, если вам за 50
Частая травма, с которой могут столкнуться любители ездить на электросамокатах
На кухне им нет равных: знаки Зодиака, которые обожают и умеют готовить